Государственные и муниципальные

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ФИНАНСЫ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 38.03.01 Экономика

Краснодар

Составитель: ст. преп. А.В. Чепсина

Государственные и муниципальные финансы:методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 38.03.01 Экономика // Сост. А.В. Чепсина. Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. экономики и финансового менеджмента. – Краснодар: 2015. – 109 с.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» для студентов направления 38.03.01 Экономика.

В методическом указании по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения изложена программа дисциплины и даны варианты контрольных заданий.

Ил. 109. Табл. 18. Библиогр.: 16 назв.

Рецензенты:

канд. экон. наук, доц. кафедры ЭиФМ КубГТУ Э.М. Баданин;

канд. экон. наук, доц. кафедры ГиМУ КубГТУ Н.В. Андреева

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Цели и задачи дисциплины………………………………………………………….......4

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………………… 6

Методические указания по написанию итоговой контрольной работы …………...96

Список рекомендуемой литературы…………………………………………………107

Введение

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить

научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучениядисциплины «Государственные и муниципальные финансы» является приобретение студентами знаний в области финансовой и бюджетной системы РФ, правового поля бюджетного процесса и формирование навыков в области государственного и муниципального управления в сфере движения государственных финансовых ресурсов.

Предмет изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, связанный с другими дисциплинами, в которых изучаются финансы, кредит.

Основными задачами изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» являются:

– изучение сущности и принципов организации государственных и муниципальных финансов в РФ;

– изучение принципов планирования и исполнения бюджетов;

– изучение экономической сущности, функций, принципов бюджетных отношений и финансово-бюджетного федерализма;

– изучение деятельности органов государственной власти, осуществляющих разработку, исполнение, контроль за исполнением бюджета и бюджетной политики РФ;

– изучение механизма формирования и движения межбюджетных трансфертов;

– анализ доходной и расходн6ой части федерального бюджета, региональных и местных бюджетов;

– изучение видов бюджетной классификации, принципов разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, кодировки бюджетных ассигнований;

– анализ бюджетного финансирования разных отраслей экономики;

– изучение понятия и сущности дефицита и профицита бюджета, факторов, влияющих на формирование источников финансирования дефицита бюджета.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Финансов

Социальная, экономическая и благотворительная направленность государственных внебюджетных фондов. Государственные социальные внебюджетные фонды. Экономиче- ские внебюджетные фонды. Фонды межотраслевого и отраслевого назначения. Функции государственных внебюджетных фондов. Роль государственных внебюджетных фондов в формировании муниципальных финансов. Задачи государственных внебюджетных фондов. Источники формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов. Статьи расходов государственных внебюджетных фондов. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- социальную, экономическую и благотворительную направленность государствен- ных внебюджетных фондов;

- определение понятия «государственные социальные внебюджетные фонды;структуру государственных социальных внебюджетных фондов;

- структуру экономических внебюджетных фондов;

- цель внебюджетных фондов межотраслевого и отраслевого назначения;

- задачи внебюджетных фондов;

- роль государственных внебюджетных фондов в формировании муниципальных финансов;

уметь:

- анализировать источники формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов;

- анализировать статьи расходов государственных внебюджетных фондов;

- анализировать контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание обратить на социальную, экономическую и благотворительную направленность государственных внебюджетных фондов. Важно разобраться в том, что через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Далее следует заострить особое внимание нам, что государственные социальные внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд соци- ального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицин- ского страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Затем студенту важно проанализировать то, что к экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроиз- водства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государ- ственный фонд борьбы с преступностью и др.

Важно разобраться в том, что существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Фе- деральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно- техническому прогрессу и др.).

В процессе изучения данной темы важно понимать, что с помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные зада- чи: социальную защиту населения; повышение жизненного уровня населения; сохранение и улучшение здоровья населения; социальную ориентацию безработного населения и ока- зание социальных услуг населению.

В ходе изучения темы студенту следует обратить внимание на то, что доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначен- ный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов го- сударственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и пред- ставляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение зако- нодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

В завершении изучения данной темы студенту следует заострить свое внимание на источниках формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов. Важно разобраться в том, что статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составля- ется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального зако- на. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возло- жен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Литература:

1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под ред.И.Д.Мацкуляка. -

М.: РАГС, 2009. – 680 с Гриф

2. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник /

Г.М.Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 295с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение понятию «государственные социальные внебюджетные фонды?

2) Какова структура государственных социальных внебюджетных фондов?

3) Какие фонды относятся к экономическим внебюджетным фондам?

4) Какая основная цель у внебюджетных фондов межотраслевого и отраслевого назначения? Приведите пример (на примере области).

5) Какие задачи решает государство и муниципальное образование с помощью внебюджетных фондов?

6) Кем разрабатываются проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов?

7) Охарактеризуйте источники формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов?

Каким образом устанавливаются статьи расходов государственных внебюджетных фондов?

8) Кем составляется отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда?

9) На какие органы возложен контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов?

Тема 23. Пенсионный фонд Российской Федерации

Функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Источники формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Финансовые санкции, предусмотренные в виде взыскания с плательщиков стра- ховых взносов. Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе госу- дарственного пенсионного страхования. Негосударственное пенсионное обеспечение. Не- государственный пенсионный фонд (НПФ). Деятельность фонда по негосударственно- му пенсионному обеспечению населения. Функции негосударственного пенсионного фонда. Права вкладчиков негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Обязанности негосударственного пенсионного фонда. Реформирование пенсионной системы РФ. Цели пенсионной реформы в Российской Федерации.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятия «Пенсионный фонд РФ»;

- роль пенсионного фонда в формировании муниципальных финансов;

- плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- формы дополнительных профессиональных пенсионных систем;

- функции негосударственного пенсионного фонда РФ;

- обязанности негосударственного пенсионного фонда РФ;

уметь:

- анализировать функции Пенсионного фонда РФ;

- анализировать источники формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ; охарактеризовать факторы, которыми было обусловлено введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования;

- анализировать требования к дополнительной профессиональной пенсионной системы анализировать процессы реформирования пенсионной системы.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание обратить на понятие «Пенсионный фонд». Важно разобраться в том, что Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Далее студенту следует изучить функции Пенсионного фонда РФ: аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде; орга- низация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кор- мильца; капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физиче- ских и юридических лиц; контроль за своевременным и полным поступлением у страхо- вых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда; организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглаше- ний по вопросам пенсий и пособий; проведение научно-исследовательской работы в об- ласти государственного пенсионного страхования.

Затем очень важно заострить Ваше внимание на источниках формирования дохо- дов бюджета Пенсионного фонда РФ. Важно разобраться в том, что расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают: выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной по- мощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов; финансирование других статей в соответствии с законом.

При изучении данной темы студенту необходимо разобраться в действующем по- рядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ. Важно понять, что плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели - юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подраз- деления, для организаций, производящих сельхозпродукцию, выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования); 2) международные организации, осуществляющие свою де- ятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение; 3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятель- ностью и народными художественными промыслами; 4) крестьянские, фермерские хо- зяйства; 5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору; 6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие воз- награждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на введение индивидуально- персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Важно разобраться в том, что на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ от- крывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страхо- вое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

При изучении процесса негосударственного пенсионного обеспечения, важно разо- браться в том, что негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация соци- ального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосудар- ственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосудар- ственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Обратите особое внимание на то, что включает в себя деятельность фонда по не- государственному пенсионному обеспечению населения и его функции.

В завершении изучения данной темы студенту важно заострить внимание на про- цессе реформирования пенсионной системы РФ.

Литература:

1. Грязнова А.Г. Финансы. Учебник / А.Г.Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 357с

2. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие /

Г.М.Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 496с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение понятию «Пенсионный фонд РФ».

2) Какие функции осуществляет Пенсионный фонд РФ?

3) За счет каких источников формируются доходы Пенсионного фонда РФ?

4) Какие расходы из своего бюджета осуществляет Пенсионный фонд РФ?

5) Кто является плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ?

6) Какие финансовые санкции в виде взыскания применяются к работодателям и другим плательщикам страховых взносов?

7) Какими факторами обусловлено введение индивидуально- персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования?

8) Каким требованиям должна отвечать дополнительная профессиональная пенси- онная система?

9) Какие функции осуществляет негосударственный пенсионный фонд?

10) Какие существуют обязанности у негосударственного пенсионного фонда?

11) Какие условия предусматривает реформирование пенсионной системы РФ?

12) Каковы цели пенсионной реформы в Российской Федерации?

Тема 24. Региональные отделения фонда социального страхования субъектов

РФ

Федеральный фонд социального страхования РФ. Состав фонда социального страхования. Основные задачи фонда социального страхования РФ. Источники формирования финансовых ресурсов фонда социального страхования РФ. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов. Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятия «Фонд социального страхования РФ»;

- роль регионального фонда социального страхования в формировании муниципальных финансов;

- задачи региональных отделений фонда социального страхования субъектов РФ;

уметь:

- анализировать состав фонда социального страхования РФ;

- анализировать основные задачи фонда социального страхования РФ;

- анализировать источники формирования финансовых ресурсов фонда социально- го страхования РФ;

- анализировать цели использования средств фонда социального страхования РФ.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание обратить на понятие «Фонд социального страхования РФ». Важно разобраться в том, что Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.

Далее студенту необходимо изучить состав фонда социального страхования, в ко- торый входят: региональные отделения, управляющие средствами государственного соци- ального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отрас- лях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отрас- левыми отделениями фонда.

Затем следует заострить особое внимание на основные задачах и источниках фор- мирования финансовых ресурсов фонда. Важно изучить то, на что предусматривается ис- пользование средств фонда.

В процессе анализа данной темы студенту необходимо внимательно изучить зада- чи, которые решают региональные отделения фонда в субъектах РФ.

В завершении изучения данной темы важно проанализировать современное состо- яние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию. Важно разобраться в том, что эти меры требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случа- ев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначаемых по- собий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязатель- ного социального страхования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на со- циальное страхование, производимых предприятиями и организациями. В настоящее вре- мя наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для ока- зания социальной помощи и социальных услуг населению. При этом помимо гарантиро- ванной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.

Литература:

1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под ред.И.Д.Мацкуляка. -

М.: РАГС, 2009. – 680 с Гриф

2. Муниципальные финансы. Учебник / Под ред. Кокина И.А. – М.: АНХ, 2009. – 672с

3. Страхование: электронный учебник / Под ред. В.А.Щербакова, Е.В.Костяева. – М.: КНОРУС, 2008

4. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред.Т.М.Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2011.

5. Финансы: электронный учебник / Под ред.А.И.Архипова. – М.: КНОРУС, 2009

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

Дайте определение понятию «Фонд социального страхования РФ».

1) Кем утверждается бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его ис- полнении?

2) Какова структура Фонда социального страхования РФ?

3) Какие Вы знаете основные задачи Фонда социального страхования РФ?

4) Охарактеризуйте источники формирования финансовых ресурсов Фонда соци- ального страхования РФ?

5) На какие цели предусматривается использование средств Фонда социального страхования РФ?

6) Какие задачи решают региональные отделения Фонда социального страхования?

7) Кем осуществляется контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов в Фонд социального страхования РФ?

8) Охарактеризуйте современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию.

Тема 25. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

Сущность и организация финансирования медицинского страхования. Задачи фон- да обязательного медицинского страхования РФ. Обязательное и добровольное медицин- ское страхование. Коллективное и индивидуальное медицинское страхование. Субъекты медицинского страхования: гражданин, страхователь, страховая медицинская организа- ция, медицинское учреждение. Объект добровольного медицинского страхования. Дого- вор медицинского страхования. Страховой медицинский полис. Права страхователя. Ис- точники финансовых ресурсов системы здравоохранения. Федеральный фонд обязатель- ного медицинского страхования и его основные задачи. Роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования в формировании муниципальных финансов. Страховые медицинские организации и учреждения. Права и обязанности страховой ме- дицинской организации. Страховые взносы и страховой тариф. Договор на предоставле- ние медицинских услуг и тарифы. Резерв оплаты медицинских услуг. Программа государ- ственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятия «Фонд обязательного медицинского страхования РФ»;

-задачи медицинского страхования;

- виды медицинского страхования: обязательное и добровольное;

- добровольное страхование: коллективное и индивидуальное;

- субъектов медицинского страхования;

- объект добровольного медицинского страхования - страховой риск;

- договор медицинского страхования и страховой медицинский полис;

- роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования в фор- мировании муниципальных финансов;

уметь:

- анализировать права и обязанности страхователя;

- анализировать источники финансовых ресурсов системы здравоохранения;

- анализировать цели предназначения и направления использования финансовых ресурсов государственной, муниципальной систем здравоохранения;

- анализировать основные задачи Федерального фонда обязательного медицинско- го страхования;

- анализировать источники образования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- анализировать права и обязанности страховой медицинской организации;

- анализировать договор на предоставление медицинских услуг и тарифы;

- охарактеризовать порядок формирования фондов и средств целевого назначения;

- анализировать Программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студенту необходимо особое внимание обратить на понятие «Фонд обязательного медицинского страхования». Важно разобраться в том, что Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.Далее необходимо обратить внимание на задачи медицинского страхования и их видах. Следует уяснить, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя- зательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, пре- доставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Доб- ровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих про- грамм и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Доброволь- ное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллектив- ное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхова- нию.

Затем следует внимательно изучить субъектов медицинского страхования. Важно понимать, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В процессе изучения данной темы студенту важно понимать, что объектом добро- вольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

В ходе изучения следует обратить внимание на то, что медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхова- ния. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному до- говору в соответствии с законодательством. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отно- шении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил та- кой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на ру- ках у застрахованного лица.

Далее очень важно изучить права граждан, заключивших договор медицинского страхования.

В процессе изучения материала по данной теме следует заострить внимание на ис- точниках финансовых ресурсов системы здравоохранения. Важно разобраться в том, что из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды меди- цинского страхования. Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здо- ровья населения.

Далее следует изучить задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Затем важно обратить Ваше внимание на то, что страховые медицинские организа- ции не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и меди- цинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских органи- заций, но они имеют право владеть акциями страховых медицинских организаций. Сум- марная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицин- ским учреждениям, не превышает 10% общего пакета акций страховой медицинской ор- ганизации.

В ходе изучения темы студенту важно понимать, что финансовые средства терри- ториального фонда обязательного медицинского страхования включают две основные группы: 1) фонды и резервы, обеспечивающие функционирование системы обязательного медицинского страхования, в том числе; фонд финансовых средств обязательного меди- цинского страхования, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования; нормированный страховой запас; 2) фонды и средства целевого назначения, формируемые за счет средств, направляемых на содержа- ние исполнительной дирекции территориального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе: единый фонд оплаты труда, фонд материальных и приравнен- ных к ним затрат, фонд производственного и социального развития.

В завершении изучения темы следует разобраться в том, что важное значение для развития системы медицинского страхования имеет Программа государственных гаран- тий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Она определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Про- граммы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждени- ях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекцион- ных и паразитарных заболеваниях. Базовая программа осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. На основе базовой программы органы испол- нительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные про- граммы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемой медицинской помощи, по которым не может быть меньше объема, установленного базовой программой.

Литература:

1. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред.Т.М.Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2011.

2. Финансы: электронный учебник / Под ред.А.И.Архипова. – М.: КНОРУС, 2009

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение понятию «Фонд обязательного медицинского страхования».

2) Какие Вы знаете задачи медицинского страхования?

3) Дайте определение понятиям «добровольное медицинское страхование» и «обя-

зательное медицинское страхование».

4) Кто является субъектами медицинского страхования? Дайте им краткую харак- теристику.

5) Что является объектом добровольного медицинского страхования?

6) Что является источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения?

7) Для каких целей предназначены финансовые ресурсы государственной, муници- пальной систем здравоохранения?

8) Перечислите основные задачи Федерального фонда обязательного медицинско- го страхования. Дайте им краткую характеристику.

Тема 26. Государственный фонд занятости населения РФ

Понятие термина «Государственный фонд занятости населения РФ». Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям. Порядок распределения средств и бюджет государственного фонда занятости населения РФ.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- определение понятия «Государственный фонд занятости населения РФ»;

- порядок распределения средств и бюджет фонда;

- виды помощи органами федеральной государственной службы занятости на фи- нансирование территориальных программ;

Наши рекомендации