Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
В международном гуманитарном праве значительное место принадлежит нормам (договорным и обычным), регулирующим использование средств и методов ведения войны. Современное международное гуманитарное право содержит положения, обязывающие воюющие государства соблюдать международно-правовые нормы, регулирующие ведение войны путем ограничения использования либо наложения запрета на применение отдельных видов оружия или определенных методов ведения боевых действий.
Под средствами ведения военных действий понимают оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику, а под методами ведения военных действий– порядок и способы использования средств ведения войны. Все средства и методы ведения войны можно разделить на дозволенные (правомерные) и запрещенные. В действующих международных договорах пока не сформулировано такое разделение, а содержатся лишь положения, запрещающие или ограничивающие применение тех или иных средств и методов ведения войны. Таким образом, запрещенными средствами и методами ведения военных действий являются все виды оружия и иные средства, а равно методы их использования, применение которых противоречит принципам и нормам международного права, действующим во время вооруженного конфликта.
К числу запрещенных средств и методов ведения войны следует отнести средства, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания, и, средства, имеющие цель причинить или способные причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Наряду с вышеперечисленными недозволенными средствами и методами войны международное гуманитарное право ограничивает или запрещает еще ряд методов ведения войны. К ним относятся, прежде всего, вероломные методы. В статье 37 Дополнительного протокола I вероломство определяется как «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия». Дополнительный протокол I причисляет к вероломству симулирование намерения вести переговоры о перемирии, выхода из строя вследствие ранений или болезни, симулирование капитуляции. В то же время международное право не запрещает военные хитрости, поскольку они не обманывают доверия противной стороны относительно защиты, предоставляемой международным правом: использование маскировки, ложных операций, передвижения войск, дезинформация противника и др. (ст.37 Дополнительного протокола I).
Защита жертв войны.
Международное гуманитарное право представляет собой систему, в основе которой лежат, прежде всего, положения, призванные обеспечить защиту и гуманное обращение лицам, которые либо выведены из строя, либо не принимают участие в вооруженном конфликте. Таких лиц называют жертвами войны и к ним относятся раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население. Каждая из четырех Женевских конвенций 1949 г. включает в себя правила защиты какой-то одной из основных категорий жертв вооруженных конфликтов, или, как еще их называют, покровительствуемых лиц. Так, в I Женевской конвенции регулируются вопросы защиты раненых и больных, во II Конвенции – защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, в III Конвенции речь идет о военнопленных, а в IV Конвенции – о гражданских лицах, оказавшихся во власти противника. Эти положения Женевских конвенций 1949 г. о защите отдельных категорий покровительствуемых лиц были дополнены и развиты Дополнительными протоколами 1977 г., значительно расширив положения о защите, предоставляемой индивидуумам в период вооруженного конфликта немеждународного характера.
В международном гуманитарном праве общая система защиты покровительствуемых лиц построена на основе предоставления специальной, общей и минимальной защиты от последствий вооруженного конфликта различным категориям лиц. Так, правом на специальную защиту, то есть на усиленную защиту по сравнению с той, которая предоставляется основным категориям покровительствуемых лиц, обладают медицинский и духовный персонал, несовершеннолетние, женщины, а также беженцы и апатриды. Кроме того, закрепляется система минимальной защиты, при которой отдельные категории лиц, не имеющие права на общую и специальную защиту, могут вместе с тем получить некоторые гарантии. Это касается шпионов и наемников, которые, не имея статуса военнопленных, тем не менее, обладают, например, гарантиями на судебное разбирательство их дела.
Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», ряд норм Дополнительного протокола I определяют правовой статус военнопленных и распространяются на всех законных участников международных вооруженных конфликтов, кроме медико-санитарного и духовного персонала, которые не считаются военнопленными.
Главным в режиме военного плена является то, что в соответствии со статьей 12 III Женевской конвенции военнопленные находятся во власти воюющего государства, а не во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.
С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, и при любых обстоятельствах они имеют право на уважение их чести и достоинства. Независимо от степени ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащее в плену государство несет полную ответственность за обращение с военнопленными, оно обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и предоставление необходимой медицинской помощи (ст. 15 III Женевской конвенции). Держащая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. (ст. 16 III Женевской конвенции). Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны государства, во власти которого находится военнопленный, влекущие смерть или серьезную угрозу его здоровью. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения и его интересами. Такие действия рассматриваются как военные преступления. Допускается лишь ряд исключений, связанных со сдачей крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно (ст. 11 Дополнительного протокола I).
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. Согласно Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (ст. 51). При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 6 пункта «А» статьи 4 III Женевской конвенции 1949 г. и в статье 43 Дополнительного протокола I. Кроме того, в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым.
Защита гражданского населения и отдельных гражданских лиц предполагает, что эти лица при любых обстоятельствах имеют право на гуманное обращение, на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям (ст. 27 IV Женевской конвенции). Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, которые могут причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. В связи с этим запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские или научные опыты, не связанные с необходимостью лечения покровительствуемых лиц (ст. 32 IV Женевской конвенции).
Согласно статье 51 Дополнительного протокола I в целях осуществления общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются: акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; нападения неизбирательного характера; нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий; использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции.
Вплоть до принятия Дополнительного протокола II положение гражданского населения в период вооруженных конфликтов немеждународного характера регулировалось статьей 3, общей для всех четырех указанных Конвенций. Согласно этой статье лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением. Гражданское население и отдельные гражданские лица согласно статье 13 Дополнительного протокола II пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении них запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со статьей 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения их безопасности или настоятельными причинами военного характера.