I. Понятие, источники и субъекты административного права

Административное право –это отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере государственного управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения, которые сопутствуют управленческой деятельности. Административное право охватывает область управленческих отношений, которые необходимо отличать от других правоотношений. Это разграничение следует проводить по следующим признакам:

1)Управленческие отношения возникают в связи с реализацией закрепленной за органами исполнительной власти компетенции по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля).

2)Обязательным участником управленческих отношений являются органы исполнительной власти в соответствии с системой, определяемой Конституцией РФ (Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты и т.д.).

3)Управленческие отношения складываются по поводу применения исполнительными органами властных полномочий, без которых такие органы не смогут осуществлять свои управленческие функции.

4)Административное право применяет определенные способы воздействия на их участников, используя метод власти и подчинения. Данный метод применяется к отношениям с участием неравноправных сторон, или вертикальным отношениям, в которых одна сторона выступает в роли юридически властного управляющего, а другая – подчиненного управляемого.

Нормы административного права закрепляются в различных юридических актах, являющихся источниками административного права. В зависимости от государственного органа, издающего соответствующий нормативный акт, все источники административного права можно разделить на следующие виды:

1)Конституция РФ. В Конституции РФ, непосредственно регулирующими административные отношения являются ст. 77, 110-117, устанавливающие порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти; ст. 71-73, разграничивающие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

2)Законодательные акты. К ним относятся, прежде всего, законы РФ, принимаемые Федеральным Собранием, например, Закон РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г., Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 08.12.2003, с изм. от 23.12.2003) и многие другие.

3)Указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от27 декабря 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

4)Постановления Правительства РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 года «Об утверждении «Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей».

5)Нормативные акты государственных комитетов, министерств и ведомств РФ. К ним можно отнести, например, Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные постановлением Российского комитета санитарно эпидемического надзора РФ от 30 марта 1994 г. № 14.

6)Решения представительных органов субъектов российской Федерации (Устав Костромской области, конституция республики Коми и др.).

7)Акты органов местного самоуправления.

Субъектами административного правамогут выступать физические и юридические лица. При этом они могут быть участниками административных правоотношений при наличии административной правоспособности, под которой понимается возможность вступать в соответствующие правоотношения, иметь права и нести обязанности. Административно-правовой статус физического лица в РФ определяется Конституцией РФ и другими законами, устанавливающими комплекс прав и свобод гражданина. Административное право предусматривает возможность временного ограничения принадлежащих физическому лицу прав, в основном за совершенные правонарушения.

В качестве субъектов административных правоотношений могут выступать государственные и негосударственные организации. К государственным относятся: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, унитарные предприятия. Негосударственные организации включают в себя различные общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления.

Наши рекомендации