Этапы формирования общественного мнения
Выделяют три этапа формирования общественного мнения:
1. Зарождение:
§ возникновение интереса к явлению, факту, процессу;
§ индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего интерес;
§ стремление субъекта к источнику информации.
2. Непосредственное формирование общественного мнения:
§ обмен индивидуальных и групповых мнений и формирование общественного мнения.
3. Функционирование общественного мнения:
§ мнение-оценка выступает как суждение большинства;
§ переход общественного мнения от вербальной (словесной) формы к поведенческой.
Социологи отмечают три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения:
§ общественная значимость, актуальность проблемы, темы, события. Это означает, что общественное мнение может формироваться только в отношении тех вопросов, которые затрагивают экономические, политические и духовные интересы многих людей и имеют для них важное практическое значение;
§ дискуссионность обсуждаемых вопросов, т.е. предметом рассмотрения общественности становятся вопросы, допускающие многозначность толкования и различные оценочные суждения;
§ необходимый уровень компетентности. Под этим подразумевается понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность в данном вопросе.
Таким образом, общественным является не любое мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.
Общественное мнение имеет следующие свойства:
§ масштабность (сфера охвата);
§ субъективная распространенность;
§ полярность (направленность);
§ поляризованность;
§ распространенность (социальный и географический ареал);
§ интенсивность;
§ устойчивость;
§ скорость формирования;
§ связность(непротиворечивость) и др.
К числуинституциональных свойств общественною мнения следует отнести:
§ зрелость;
§ функциональную направленность;
§ функциональную ориентированность;
§ действенность.
Основными источниками формирования и развития общественного мнения являются: 1) непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений, высказываний; 2) средства массовой информации, оказывающие целенаправленное воздействие на мнения, оценки, поведение людей.
В зависимости от содержания высказывания общественное мнение может выражаться воценочных, аналитических иконструктивных суждениях, в зависимости от знака высказывания — впозитивных и негативных суждениях. По своей структуре этот феномен может быть монистическим иплюралистическим. Формирование общественного мнения может бытьстихийным исознательным. Оно может содержать в себеправильные ииллюзорные представления о действительности. В последние годы набирает силу имировое общественное мнение, предметом которого являются глобальные вопросы сохранения жизни на Земле.
В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение»,Vox populi Б. Грушина, Левада-Центр, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др. Отметим, что в США давно и плодотворно работает в этом направлении Американский институт общественного мнения, основанный Дж. Гэллапом в 1935 г.
Необходимо помнить, что отсутствие учета общественного мнения. потеря общественной поддержки проводимого курса могут нанести серьезный удар не только по конкретным субъектам политического процесса, но и по самим основам социальной системы и государственности.
Личность" как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью. Возможно ли это?
Разберемся с основными понятиями.
Человек — психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок - не личность. Он - индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
2. Способности к творчеству, знания, навыки;
3. Степень овладения культурными ценностями общества;
4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Р.Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности — нормативная — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е. А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный, широкое распространение которого приведет в конце концов к самым тяжким последствиям для России.
Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" довольно интересную типологию личности. Он полагает, что для традиционного общества (первобытного, рабовладельческого, феодального) характерен тип homo faber — человек трудящийся — крестьянин, воин, политик; для современного западного общества — homo consumer — человек - потребитель, человек массы; в будущем с развитием науки, образования, техники разовьется homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; ну а для общества бывших социалистических стран характерен homo soveticus — человек, зависящий от государства.