Особенности правового регулирования и правового обеспечения государственного управления
Государственное управление императивно оказывает организующее регулирующие воздействие на общественные процессы и отношения. Оно направлено на упорядочение совместного существования людей и создания благоприятных для этого условий, а потому связано с нуждами, запросами и интересами людей. Характер такого воздействия определяется законодательно, способами, средствами и приемами, которые именуются методы государственно-управленческой деятельности. Такое регулирование включают единую систему юридических элементов и мер, которые позволяют оказывать эффективное воздействие на общественные отношения в сфере властно-управленческой деятельности государственных органов.
Сущность правового регулирования и правового обеспечения государственного управления определяет его функциональное предназначение и соответственно способы юридической регламентации воли государства.
Основные такие способы и технологии:
1 установление общеприемлемых условий нормальной упорядоченности общественных отношений и общих правил общественной жизнедеятельности;
2 актуализация, господство всеобщей воли государства в государственно-управленческой деятельности;
3 легитимация (законоустановление) и юридическое единство государственных органов в рамках единого публично-правового лица
4 форм и методов его планомерной деятельности;
5 сбалансирование социальных интересов;
6 выработка средств государственного управления, обеспечивающего централизующие роль законов в г осу дарственной жизни
Главный смысл правового регулирования и обеспечения государственного управления заключается в удовлетворении индивидуальных, национальных и общечеловеческих интересов. Это достигается способами планомерной, централизующие деятельности органов государственной власти. Четко выраженная правовая форма регуляции государственного управления отражает его миссию в обществе по обеспечению удовлетворения и равновесия публичных и частных интересов посредством связанной правом деятельности в направлении общественного развития. Сегодня является актуальной проблема сочетания публичных и частных интересов при их влиянии на правовое регулирование и правовое обеспечение государственного управления. Государственное влияние должно быть ограничено сферой публичных интересов, а в иных областях жизни общества вполне достаточно действия других социальных регуляторов, например норм морали, культуры и тому подобное.
Для поддержания общества в состоянии нормального развития необходимо соблюдать баланс публичных и частных интересов, наиболее эффективным инструментом для этого является право. С его помощью можно достичь подобной цели. Другими словами, общественны интерес в условиях демократического правового и социально ориентированного государства получает свое закрепление в праве и только тогда должен становится основой для правоприменительной деятельности органов государства.
В процессе реформ совершенствуется правовая система, в том числе:
А) изменяется соотношение частно-правового и публично-правового регулирования
Б) появляются новые отрасли права (банковская, информационная)
В) меняется представление об источниках права (о роль судебной практики в правовом регулировании)
Известно, что источники права существуют в виде иерархичный, согласованной и взаимодействующей системы (международно-правовые акты, федеральные акты, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления). Главенствующую роль в определении публичных интересов играет Конституция РФ.
Вместе с тем, формирование системы правового регулирования и обеспечение государственного управления на современном этапе зачастую идет стихийным образом без опоры на тщательно разработанную теоретическую концепцию. Основной проблемой создания такой концепции является проблема соотношения публичного и частного права. В современном обществе происходит формирование новой общественной технологии воздействия государства на экономическую сферу. Частное право обеспечивает интересы каждого отдельного гражданина, тогда как публичное способствует утверждению тех самых интересов, только для всех граждан. Только в рамках частного права есть диспозитивные и императивные нормы.
В стремлении уйти от системы глобального государственного воздействия на развитие экономики законодатель отказался от административно-правового и социального понятия термина «управление» и принял его толкование в узком гражданско-правовом смысле применительно к сфере государственной собственности. (ресурсы не только в государственной, но и в частной собственности).
Таким образом, первоочередной задачей является поиск оптимального соотношения публичных и частных методов, при котором государственное вторжение вне законных рамок не допускается институтом охраны частной собственности, а частным пользователям предоставлено право эффективно и с выгодой использовать природные ресурсы.
Следующей задачей является решение путей сбалансирования договорных начал и необходимого государственного регулирования трудовых правоотношений. Проблема состоит в поиске середины, совмещающей преимущества государственного регулирования трудовых отношений с регулированием при помощи трудового и коллективного договоров.
Функционирование государства в качестве общесоциального (публичного) института составляет предмет регулирования публичного права. Публичные интересы выражены в системе как публичного, так и частного права; они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
Однако, публичность предполагает присутствие государства, вся деятельность которого (публичная деятельность) направлена во благо обществу. Государственное управление напрямую связано с осуществлением государственной власти, а это предопределяет специфику его правового опосредования и организации.
Взаимодействие публичных и государственных начал в осуществлении государственного управления, затрагивающего практически все сферы общественной жизни, находится в соотношении общего и индивидуального интереса. На современном этапе общий интерес превалирует над частным.
Публично-правовые отношения — это отношения, одной стороной которых является государство. Они строятся на началах централизации, регулируемой императивными нормами закона при помощи методов обязывания и запрета. Публично-правовые механизмы пригодны для конструирования самого государства, его органов, для регулирования управленческой деятельности, государственных финансов и налоговых отношений, социального обеспечения, правосудия, охраны личности и природы. Приемами частного права опосредуются отношения собственности, товарно-денежного оборота, сферы частной и семейной жизни и т.п. Применение адекватных способов юридического воздействия повышает эффективность государственного управления, и наоборот.