Глава 4. Позднее Двуречье: Вавилон, Ассирия и другие
В начале 2 тысячелетия до н.э. в Двуречье вторглась (видимо, из Сирии) новая волна семитоязычных варваров: аморреи. Потеснив аккадцев и шумеров в их городах, аморреи заселили Вавилон и перевели его древнее шумерское имя (Ка – Дингир = Врата Бога) на свой язык. Соревнование между южным Вавилоном и северным Ашшуром развернулось сразу. Сперва верх одерживал Вавилон – ввиду большей плотности населения и обилию торговых путей. В 18 веке до н.э. вавилонский царь Хаммурапи вошел в историю благодаря своду законов, регулирующему социальные отношения без учета этнических различий – только на основе личной свободы и собственности. Те же принципы лежали в основе раннего шумерского свода законов царя Ур-Намму (23 век до н.э.). Но в кодексе Хаммурапи преобладает строгая система денежных штрафов, наряду с физическими наказаниями.
Показательно, что в преамбуле к своим законам Хаммурапи благодарит бога Солнца – Шамаша, который даровал ему власть, победы и мудрость. Но царь ничуть не хвалится своими военными триумфами – как делали Саргон и его наследники в Аккаде и как будут делать цари Ассирии на всем протяжении ее истории. Столь же показательно, что кодекс законов аморрея Хаммурапи продолжал действовать в Вавилонии и вне ее во все последующие века – когда Вавилоном поочередно правили хетты и касситы, арамеи и ассирийцы, эламиты и персы.
Военная слава Ассирии началась в 12 веке до н.э. – когда царь Тиглатпаласар 1 создал первые отряды боевой конницы, в дополнение к давно известным колесницам. Управление конем в скачке и в бою требует сложной упряжи: ее изобретение заняло несколько веков, достигнув совершенства лишь после 900 года до н.э. Тогда кочевые народы (в первую очередь – индоевропейские скифы) не только заселили всю Степь Евразии, но и стали самостоятельной военной силой. Прежде переселения народов (хотя бы ариев) происходили пешим ходом; только имущество и детей везли на телегах, запряженных быками.
Почему первую конную армию создали ассирийцы, а не скифы? Потому, что кочевники в обычных условиях ценят личную свободу даже выше, чем славу. Они не готовы подчиняться военной дисциплине, если речь не идет об угрозе их жизни и достоянию. Оседлые жители более дисциплинированы; ассирийским царям удалось создать устойчивую военную державу еще в 10 веке до н.э. и поддерживать е активность в течение 300 лет. В разрушении Ассирии видную роль сыграли скифы; но их господство на Ближнем Востоке длилось только 30 лет. Затем скифы отступили в свою Степь и кочевали там свободно еще 300 лет – пока их не разбили их родичи сарматы, создатели латной кавалерии.
Почему ассирийцам не удалось мирно ужиться с единокровными вавилонянами за 200 лет их владычества в Двуречье? Главная причина тут – экономическая. Вавилон жил по законам рынка – ибо сам был крупнейшим рынком товаров и идей. Ассирия жила по законам военного лагеря. Здесь все людские и экономические ресурсы считались мобилизованными для нужд державы и войска. Поэтому налоговый пресс на землевладельцев и торговцев в Ассирии был колоссален; он блокировал всякий прогресс в экономике и финансах. Оттого купеческие караваны и корабли предпочитали обходить владения царей Ассирии – а вавилоняне регулярно восставали против власти северного соседа, призывая на царство иногда даже иноплеменников.
В 689 году до н.э., обозленный очередной «изменой», царь Синаххериб приказал разрушить Вавилон, превратить его в болото. Но через 10 лет Синаххериб был уже убит своими сыновьями – Вавилон же строился заново по приказу самого разумного из этих сыновей, Асархаддона. Этому властителю удалось подчинить Ассирии не только Сирию, но даже Египет.
Однако через полвека после Асархаддона Ассирия была наголову разбита своими соседями, и больше не возродилась. Почему так вышло? Постоянные завоевания царей требовали мобилизации все больших человеческих масс в армию растущей империи. Чистокровных ассирийцев для этого уже не хватало. Царям пришлось регулярно и насильственно переселять на пустеющие земли чужаков, недавно подвергшихся завоеванию. Эти «перемещенные лица» не чувствовали никакого патриотизма к Ассирийской империи – и не приобретали его в последующие годы, из-за близорукой экономической политики ассирийцев. Так правителям Ассирии не удалось создать в своей державе ни политический Интернационал, ни даже экономический Симбиоз разных народов. В конце 7 века армия Ассирии была уничтожена, ее столицы – разорены. Разношерстые победители начали дележ ассирийского наследства.
Первыми вышли из игры скифы. Они вторглись в Закавказье из северной Степи около 620 года до н.э. и хозяйничали здесь так, как положено варварам: поочередно вступая в союзы то с новыми вавилонянами (халдеями), то с мидянами, то с урартами. Пока Ассирия сопротивлялась, военная сила кочевников была необходима их оседлым союзникам. Но после разгрома ассирийцев царь мидян перебил вождей скифов на пиру. Уцелевшие скифы вернулись в свою Степь и более не вторгались за Кавказ.
Следующая крупная война вспыхнула между вавилонянами и египтянами: яблоком раздора стала Сирия. Здесь, в городе Кархемише, фараон Нехо в 605 году сразился с халдейским принцем Навуходоносором. Вавилоняне одолели египтян, и те отступили к себе на родину. Вскоре вавилоняне вторглись в Египет – но там они потерпели поражение, и дело кончилось миром между двумя империями: азиатской и африканской. При этом Палестина попала под власть Вавилона, Финикия стала вассалом Египта, а восточное Закавказье и северный Иран достались Мидии – новому царству индоевропейцев на месте будущего Азербайджана.
По поручению фараона Нехо около 600 года флот финикийцев стартовал из Красного моря в попытке обогнуть Африку с юга – чтобы достичь финикийского Карфагена, минуя греческие воды (где кишели пираты). Это плавание удалось – но оказалось столь долгим и трудным, что никто его не повторял в течение 20 веков. В последующие столетия правители Египта предпочитали нанимать греков или финикийцев, чтобы обеспечить себе торговлю в Средиземноморье.