ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (Медицина Месопотамии –Шумерское государство, Вавилон, Ассирия)

(IV тысячелетие до н. э. – середина V в. н. э.)

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих ци­вилизаций, классовых обществ и го­сударств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к ран­нему рабовладению.

Классовое расслоение общества произошло в крупнейших цивилизациях древнего мира в следующем порядке:

I. древняя Месопотамия (Междуречье) – в конце IV тысячелетия до н. э.

II. древний Египет – в IV тысячелетии до н. э.

III. древняя Индия – в середине III тысячелетия до н. э.

IV. древний Китай – во II тысячелетии до н. э.

Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился данный термин – «Древний Восток».

В других регионах земного шара переход к рабовладению осуществился в более поздние сроки: в странах античного Средизем­номорья – в III-II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Ев­ропе – в I тысячелетии до н. э., в Аме­рике – в I тысячелетии н. э.

Развитие эмпирических знаний (ко­торые включают и врачевание) в стра­нах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой – в каждом государстве были свои характерные особенности, свя­занные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:

– изобретение письменности (в IV тысячелетии до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержа­ния;

– формирование двух направле­ний врачевания:

эмпирическое враче­вание, основанное на практическом опыте

культовое (религиозное) врачевание, основанное на религиозных верованиях;

– развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

– подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

– создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков;

– появление основ врачебной этики;

– развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями;

– формирование классового подхода к врачеванию.

История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих общие черты развития врачевания в этих цивилизациях.

9. Законы царя Хаммурапи (XVIII в до н. э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика, передача врачебных знаний.

Самым обширным памятником права древней Месопотамии являются Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы его Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

"221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.

222. Если (это) сын мушкенума , (то) он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра".

В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку" (перевод И.М.Дьяконова и В.А.Якобсона).

10. Врачевание в рабовладельческих государствах Древнего Востока (медицина Египта)

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных перио­да: царский (XXX – IV вв. до н.э.), греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века. Все дошедшие до нас древнееги­петские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны во II тысячелетии до н.э. (т.е. относят­ся к истории Среднего и главным об­разом Нового царств). Развитие эмпирических знаний. В эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественнонаучные сочинения – математические и меди­цинские папирусы. К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания. Врачевание в Египте возникло из практического опыта народа. Папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачей. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания египтян в анатомии были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев. Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали внутренние органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. мышцы и др. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии. В древнем Египте были распрост­ранены некоторые тяжелые инфек­ционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания исто­риков, оспенные пустулы на коже ли­ца Рамсеса II, палочка чумы, обнару­женная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства. Долина Нила была крупным оча­гом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания были на­личие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос. Передача медицинских знаний в древнем Египте была тес­но связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов – «домах жизни». Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству – от отца к сыну. Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. Врачебная этика в древнем Египте требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я смогу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить». Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к зака­ту своей славной истории (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета). К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влия­ние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.



Наши рекомендации