Политическая власть как социальное явление. 4 страница
В конечном счёте смысл изучения политической культуры общества заключается в выявлении социально - политических механизмов укрепления стабильности политической системы или её потенциально деструктивных элементов. В любом обществе возможны элементы контркультуры, которые способны противоречить доминирующим в обществе политическим ценностям и выполнять в политической жизни дестабилизирующую роль. Исследование контркультур необходимо для предупреждения их негативного влияния на стабильность и уравновешенность общественной жизни. В западной политологической литературе ценность изучения политической культуры усматривается в её способности предсказывать политическое поведение людей, укреплять взаимосвязи между политическим режимом, политическими ориентациями населения, соотношением политической культуры общества и политическими субкультурами.
Рассматривая феномен политической культуры можно отметить, что она представляет собой относительно самостоятельный, наряду с материальной и духовной, вид культуры. Своеобразие её определяется особенностями сферы политики, функционирования политической власти, а также спецификой элементов, характеризующих данный вид культуры, в частности, политические представления, ценности, политические установки и поведение. Учёт органической связи политической жизни общества, механизма существования политической власти с политической культурой необходим для уяснения особенностей и определения её границ. Недооценка и забвение этого ведёт к размыванию содержания политической культуры, к слиянию её с другими социально - культурными явлениями. Важное значение для определения политической культуры имеет представление о её структуре, хотя в среде учёных по этому вопросу возникли некоторые разногласия и прежде всего по вопросу, включать ли в политическую культуру только элементы сознания или наряду с ними и политическое поведение. Вообще, политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое.
Политическая культура как процесс воспроизводства и производства её элементов - это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающее свою историю в содержании и формах. Политическая культура - это явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно - техническая, компьютерная, информационная или иные революции. Говоря об особенностях политической культуры можно отметить, что она неразрывно связана с человеческой субъектностью и представляет собой как бы своего рода «субъективный объект».
Политическая культура ещё истолковывается как комплекс представлений той или иной национальной или социально - политической общности о мире политики и политическом функционировании. В политической сфере сплошь и рядом значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно - политических образований, но и то, как они оцениваются, воспринимаются, в каком контексте подаются. Время реализации этих мер, их принятие или непринятие подавляющим большинством населения, во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры. Политическая культура включает в себя элементы и феномены общественного сознания, духовной культуры страны, которые связаны с общественно - политическими институтами, политическими процессами и, которые оказывают влияние на формы, формирование, функционирование, развитие государственных, политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, а также политическому поведению широких масс населения.
Политическая культура включает в себя в качестве важных составных элементов сформировавшиеся в течении жизни многих поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения, относящиеся к взаимоотношениям различных общественно - политических сил. Она включает ориентации и установки людей в отношении существующей общественной системы в целом, в отношении составляющих её институтов и действующих в ней важнейших правил игры, принципов взаимоотношений индивида, общества и государства. Эти компоненты, обусловленные социально - экономическими и общественно - историческими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством; они подвержены медленным изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.
Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, положения которой разделяются большинством населения политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую систему. Американский политолог Д. Дивайн, характеризует политическую культуру как историческую систему широко распространённых, фундаментальных, поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно - политической системы. Политическая культура охватывает не только политические идеи, ценности, установки, но и действующие нормы политической практики. Её исследование предполагает анализ таких категорий как политическая идеология, легитимность, суверенитет, политическое правление и д.р. Политическая культура в определённом смысле устанавливает рамки, в которых члены общества применяют существующую форму правления как законную (легитимную), чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими правилами игры. Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении, сами составляют важнейший компонент политической культуры. Политическая культура включает в себя из политического сознания и политического поведения то устоявшееся, типичное, что характерно для политической жизни общества, его политического сознания и поведения основной массы населения, то, что вошло в привычку. Таким образом, политическая культура включает в себя усвоенные представления, навыки и умения, которые типичны для данной социальной обыденности.
Неотъемлемой частью политической культуры являются доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни, политической системе, политическом режиме, механизмах власти и управления, принципах политических решений и их реализации, о собственном месте в политической жизни политических лидеров и граждан страны, о их компетентности и эффективности действий. Политические представления могут иметь теоретически систематизированный характер, основываться на объективных знаниях и могут быть на уровне обыденного сознания в виде чувств, настроений и д.р. Источниками их формирования могут выступать как правдивая информация, так и слухи, и даже дезинформация.
В политической культуре на практике складываются относительно устойчивые представления, которые принимают форму образов или стереотипов. Независимо от того, являются ли эти представления правдивыми или ложными, носитель политической культуры воспринимает их как истинные. Устойчивые политические представления, выступая компонентом политической культуры, способны играть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние политического сознания.
Существенным элементом политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки, которые способствуют переводу представлений и ценностей в практику бытия. Политическая установка - это есть отношение субъекта к различным аспектам политической действительности, отношение к политическим явлениям, которые могут выражаться в стремлении к получению политических знаний или, напротив, негативное отношение к их приобретению, стремление к активному или пассивному участию в политической деятельности. Это означает что, политическая культура имеет важный поведенческий аспект. В реальной действительности она представляется в виде образов или стереотипов политического поведения, проявления которых весьма многообразны. Одним из ценностных признаков, например, авторитарно - патриархальной политической культуры, долгие годы господствовавшей в нашем, бывшем советском обществе и не преодоленной полностью до настоящего времени, является модель отношений государства и человека, тотальное подчинение последнего высшим государственным интересам, превращение человека в «винтик» в огромном социальном механизме, принебрижение его интересов и прав, ограничение форм политического участия, нетерпимость к инакомыслию.
Важную роль в формировании образцов политического поведения играют политические традиции, в которых отлагаются те элементы политического опыта предшествующих поколений, которые объективно отвечают интересам и целям общества, признаются и закрепляются в качестве соответствующих нормативных установлений. Политические традиции являют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения народа. Политические представления, ценности, установки и модели поведения в совокупности раскрывают содержание политической культуры. Все эти элементы самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, нередко переплетены, составляя единое целое в рамках политической сферы. Поэтому политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих в себе опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения и функционирования, которые проявляются в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, которые фиксируют принципы их отношений к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе, политической системе, в рамках которой протекает этот процесс.
Политическая культура всегда связана с сознательной деятельностью человека. Внешне это может быть выражено в институализированных формах, приобретших характер социальных ценностей. Если политическую культуру рассматривать на уровне личности, то важнейшим её компонентом выступает политическое сознание, которое представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям развития, традициям и нормам политической жизни. Политическая культура предполагает определённый запас политических знаний, понимание человеком политики, прочные политические убеждения, а так же способность человека к эффективным политическим действиям. Она как целостная система философских, экономических и социально - политических взглядов даёт не только знание окружающего социального мира, законов его развития, но и правильный подход к пониманию сущности, направленности происходящих процессов и расстановки политических сил.
Важной мировоззренческой основой политической культуры являются фундаментальные положения философии, экономической теории и политологии. Они определяют место политической культуры в решении стратегических задач общества. Мировоззрение, как ядро политической культуры, складывается в итоге всего духовного развития субъекта, осмысления им всех общественных отношений на базе самых высоких обобщений и предполагает способность индивида к абстрагированию и теоретическому мышлению. Основу формирования политической культуры составляют прежде всего общеобразовательные знания и специальные политические знания о власти, политике, государстве. Знание существа политики, власти, принципов, норм, идей и воззрений, лежащих в основе управления социально - политическими процессами, позволяет оценить характер политики и реализующих её сил. Знание политической системы, форм и способов участия граждан в управлении государством и обществом даст возможность правильно подходить к решению политических вопросов и проблем.
Наличие политической культуры означает, что у индивида сформирован известный запас политических знаний, имеется информация о существующих в обществе социальных политических отношениях, социальных ролях личности, о политических ценностях и ценностных ориентациях. Политическая культура предполагает широкую информированность субъекта о событиях, происходящих внутри государства и на международной арене. Обширная, надёжная, качественная информация также является показателем политической культуры общества, развитости функционирующих в нём политических структур и их отношений. Оперативное, объективное и обстоятельное освещение и анализ политической жизни способны формировать высокую политическую культуру в обществе, потребности быть в курсе политических событий в стране.
Политическая культура, предполагая культуру политического мышления, означает умение пользоваться знаниями, сопоставлять факты и явления, давать им точные оценки и определения, делать правильные выводы и находить оптимальные решения политических задач и проблем. В механизме этих взаимодействий, взаимозависимостей и взаимоотношений формируется политическая образованность, основой которой является общая образованность и культура человека.
Центральным элементом политической культуры является осознание политических принципов, норм и идей, что может способствовать выработке устойчивых ценностных ориентации в сфере политических явлений, действий и поступков социальных субъектов. Сформировавшиеся убежденческие установки и политические ценности влияют на восприятие политической информации, на интерес к ней, на поведение в сфере политики.
Политическая культура предполагает сочетание общечеловеческих начал и классовых позиций, умение видеть целостную картину социального и политического развития, определяющие тенденции, своевременное, активное противодействие политическому противнику. Степень понимания и осознания происходящих социальных процессов свидетельствует о политической зрелости субъекта и о его политической компетенции.
Политическая культура, наряду с политической психологией и этикой, относится к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, а в другом - труднее. Человек, как носитель политической культуры не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Поэтому источником таких интерпретаций является общая культура социальных субъектов.
Характер политической культуры влияет на протекание политического процесса в стране, повышая или, напротив, снижая вероятность согласования различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности. В опыте модернизации обнаружено, что новые технологии невозможно произвольно пересаживать на любую культурную почву. Будучи, например, импортированными с Запада на Восток, в развивающиеся страны, они дают заметно меньший эффект, хуже «приживаются». Импортированный извне парламентаризм, «импортированная демократия» оставляют впечатление глубокой профанации. Поэтому изучение условий успешности нововведений и модернизаций имеет особо важное значение. Политология, не ограничиваясь исследованием политической системы как механизма, требующего взаимодействия и пригнанности своих «деталей», она анализирует условия интеграции этого механизма в «метасистему» социума, где традиции и нормы, ценности и образцы поведения играют не меньшую роль, чем прагматически понимаемые интересы и инструменты их достижения.
В политическом процессе всегда существуют и сталкиваются политические идеи двух основных типов: представительские, выражающие интересы и позиции различных групп общества (социопрофессиональных, региональных, этических и т.п.) и глобальные, конкурирующие на рынке политических проектов «лучшего будущего». Эти типы обычно связаны отношением дополнительности. Если политика превращается в конкурс одних только глобальных мироустроительных идей, а представительские функции оказываются подавленными, то это грозит вырождением политической культуры и утратой способности соизмерять «высшие смыслы» с запросами человеческой повседневности. Если же политические идеи всецело заполнены формами представительства групповых интересов, это чревато потерей ценностных ориентации и складыванием целиком прагматической политической культуры, в которой гаснет творческое политическое воображение, обращённое к будущему. Сегодня вновь стал вопрос о культурной и цивилизованной идентичности между Западом и Востоком, Севером и Югом, индустриальным и постиндустриальным обществом, понимание специфики и перспектив политической культуры.
Сегодня многим нашим исследователям представляется всемирная история в виде неуклонной поступи победоносной западной цивилизации, всюду демонстрирующей свои преимущества. Эта линейная перспектива игнорирует реальные альтернативы, а также соблазны и искушения человека в истории, которые сами по себе принадлежат не к миру незначащих иллюзий, а имеют онтологический смысл: способны увлечь человеческие общества на неожиданный путь, невразумительный для адептов теории прогресса.
Нынешний статус Запада, полученный в результате краха тоталитарной сверх державы и ее сателлитов, отнюдь не является закономерным итогом и единственно возможной перспективой истории. В этом нас убеждает опыт 70-х гг. - периода активной ревизии статуса и роли Запада в мировой культуре.
Современная культура власти в многонациональных обществах может быть определена как способность использовать либеральную концепцию плюрализма и консенсуса применительно уже не к взаимодействию групп и партий, а к взаимодействию культур. Либерализм как идеология и как политическая «технология согласия» должен овладеть этим новым для него рубежом. Только преодолев этот барьер, он способен утвердить свой статус в качестве не только западной, но и общемировой универсальной ценности.
Ставя проблему современной политической культуры, необходимо учитывать завоевания культурной антропологии, этно-социологи, сравнительной политологии, научных направлений, утверждающих новую парадигму. С этих позиций открывается та истина, что разные культуры способны добиваться сходных результатов разными путями и методами. Проблема не в том, что какая-то из культур грешит «неисправимо плохой наследственностью» и от нее надо «просто отказаться». Дело в том, что отказаться от собственной культуры, видимо так же невозможно, как от собственной наследственности. Выгнанная в двери, она вернется через окно. Современный мир слишком велик и сложен, чтобы им можно было управлять из одного центра. Кроме того, любая цивилизация, в том числе и западная, не настолько безупречна и универсальна в своих политических потенциях, чтобы стать эталоном для всего мира.
Функционирование политической культуры это такой процесс, который осуществляется на ряде уровней, начиная от обычного житейского до научно обоснованного. В частности, уровень политической культуры личности зависит от следующих факторов: от характера политических знаний (обыденно-эмпирических или теоретико-прикладных), уровня интеграции профессиональных, общегуманитарных и политических знаний, степени осознания своих политических прав и обязанностей, осознания себя в политике, стремления участвовать в политической жизни в качестве компетентного лица, умения применять политические знания в конкретном виде деятельности, степени политического видения последствий общественных и личных решений и действий, а также понимания значения и признания необходимости политического творчества индивидов для развития общества. Множество уровней политической культуры соответствует мировоззрению классов, социальных, профессиональных, демографических слоев и групп.
Особенностью развития нашего общества до недавнего времени было такое явление, как монополизм в политической жизни и деятельности. Оно обусловило формирование и функционирование единой по своей направленности для всех социальных общностей политической культуры. В настоящее время складывание и усиление социальной неоднородности ведёт к образованию различных политических культур, что предполагает дальнейшее совершенствование работы по формированию и повышению уровней политической культуры всех слоев населения. В обществе имеет место целевая, нормативная и реальная политические культуры. Целевая, нормативная - это та, которая утверждается специальной пропагандой. Реальная - это та, что фактически бытует в обществе на различных социальных уровнях. В силу этого анализ и оценка уровней культур производится не по какому-то единому критерию, а включает в себя на уровне социального субъекта его оценки, степень социальной информированности, компетентность и активность.
На уровне общества в качестве критерия политической культуры выступают оценки развитости теорий и идей существующей политической системы и организации общества, а так же система включенности граждан в политическое руководство. Важнейшим показателем политической культуры личности является степень достигнутого единства политических знаний, убеждений и практического опыта, степень сочетания интересов и целей с интересами и целями политических организаций и институтов, особенно, партий и государства. На уровне общества показателем политической культуры является глубина научного обоснования политических решений и рациональный контроль над политическими процессами, а также степень гарантированности жизни от разрушительного воздействия случайных обстоятельств, стихийности в политических решениях.
Политическая культура находится в тесной связи с политической системой. Эта связь проявляется в том, что политическая культура модифицирует политическую систему на протяжении своей истории. Институты и принципы политической жизни создаются и воссоздаются участниками политического процесса. Образцы позиций и поведения определяются и обусловливаются широким диапазоном явлений политической и вне политической природы, часть из которых формируется под влиянием традиций и социального политического опыта. Поэтому в политической культуре любого общества важную роль играют стереотипы. Стереотипы - это укоренившаяся модель восприятия общественных явлений, включающая признание этих явлений. Стереотипы формируют чувство политической идентичности. В поле индивидуального политического действия стереотипы выполняют идентификационно-интегрирующую, ориентационную и компенсационно-регулирующую функции. В связи с этим можно говорить о формировании политических характеров личности и политической индивидуальности. Согласно научной классификации выделяют следующие типы личности по критерию отношения к политической культуре:
1.Автомат - лицо, которое бежит от свободы, восприняв для себя общепринятые формы индивидуальности, лишившись чувства личной самобытности; на политические стимулы реагирует без какой бы то ни было индивидуально - особенной ориентации.
2.Политический агитатор - политический лидер, умеющий возбуждать у других эмоции.
3.Политический администратор - лицо, умеющее манипулировать делами и ситуациями.
4.Псевдоконсерватор - консерватор, но по личным поводам - радикал.
5.Политический теоретик - лицо, умеющее манипулировать идеями.
6.Бюрократическая личность - лицо, интерперсональные отношения которого были привычно парализованы условиями его жизни.
7.Индифферентный - лицо, которое не имеет никакого отношения к политике, не имеющее по этому поводу ни чувств, ни мыслей; избегает быть втянутым в политику.
8.Моралист - лицо, реакции которого на политические ситуации отличаются большой эмоциональностью, но малым знанием сути дел.
На уровне общества или больших общественных групп стереотип выполняет роль конституционно - интегрирующую или дезинтегрирующую. Стереотипы, укоренившиеся в историческо-культурной основе, содержаться чаще всего в застывшем мыслительном образе, существуя как бы потаенно и каждый раз оживляются общественно - политической практикой.
Для более глубокого познания и сравнительной характеристики исторически изменяющихся типов политических культур используется метод их типологизации. Так Г. Алмонд и С. Верба на основе анализа различного вида политических ориентации вывели такие типы политической культуры как патриархальный, подданнический и активистский. Патриархальная политическая культура основывается на полном отсутствии у подданных интереса к политической жизни и системе. Подданническая политическая культура ориентируется на политическую систему и результаты её деятельности при весьма низком уровне активности граждан в политической жизни, в функционировании политической системы. И наконец, активистская политическая культура или «культура участия». При активистской политической культуре граждане заинтересованы не только в существовании политической системы, но и в своём активном участии в политической деятельности. Единение этих типов может порождать, смешанные типы политической культуры, высшей из которых признаётся «культура гражданственности». Она характеризуется активным участием граждан в политической жизни при лояльном отношении к существующей политической системе. Именно такой тип политической культуры, способен обеспечивать наибольшую стабильность политической системы.
Представляет интерес обстоятельная типология политических культур, основанная на формационном подходе, которую предложил польский политолог Е. Вятр. По его мнению докапиталистическим формациям была присуща традиционная политическая культура, которая характерна признанием священного характера власти, признанием регулирования прав, признанием неизменности политической системы и её основных форм. Для капитализма, по его мнению, основным типом политической культуры является буржуазно - демократическая, а для социалистического строя характерна политическая культура социалистической демократии.
Существует множество и других типологических систем. Так, марксистский подход к анализу феномена политической культуры позволяет сконструировать её типологическую модель, основанную на членении по уровню общественного развития. В политической области этот уровень проявляется в типе существующих отношений между гражданским обществом и политической системой. Тип таких отношений может рассматриваться как показатель, отражающий объективные различия. Членение по этому показателю позволяет выделить следующие политические культуры:
1. Архаическая политическая культура. Главные её отличительные черты - это отсутствие дистанции между общностью и государством, высокий уровень коллективизма, активность индивидов при решении общих, в том числе и политических проблем.
2. Элитарная политическая культура. Главные её отличительные черты - это углубление дистанции между гражданским обществом и политической системой, и прежде всего государством, ослабление чувства коллективизма, отстранение основной части общества от решения политических дел, низкий уровень её политической активности.
3. Представительская политическая культура. Главные её отличительные черты - это возникновение опосредованных форм связи между гражданским обществом и политической системой, сочетание индивидуалистских и коллективистских форм поведения, более высокая, чем при элитарной политической культуре, степень политизации общества.
4. Политическая культура гражданственности. Её отличительные черты - это ликвидация дистанций между гражданским обществом и политической системой, их слияние и высокий уровень коллективизма
В отечественной политической науке типологизация политических культур осуществляется преимущественно в соответствии с историческими типами общественных формаций и классовой структурой общества. Выделяют такие исторические типы политической культуры, как например, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Хотя классовый критерий в типологии политической культуры является определяющим, он не исчерпывает всего её многообразия. Поэтому в рамках классовой культуры различают: демократическую, автократическую, монархическую и др. политические культуры. Однако, было бы не совсем точным непосредственно проектировать на политическую культуру особенности форм правления и политических режимов ибо политическая культура - явление более устойчивое, чем формы правления. Следует учитывать и воздействие на характер политической культуры национальных факторов.
В годы перестройки в нашем обществе обнажился широкий спектр политических субкультур. Выделяют отдельные национальные, региональные, внутриклассовые и межклассовые субкультуры. Московский философ В.Н. Амелин на основе проведённых исследований попытался дать типологию политических субкультур, увязав их характер с уровнем реализации провозглашенных прав и свобод. Он выделяет радикальную политическую субкультуру, носителями которой являются неформалы с высоким уровнем социальной ущемленности, положительно относящиеся к официальным и неофициальным политическим лидерам, отрицательно относящиеся к официальным политическим ценностям, положительно - к неофициальным. Затем Амелин В.Н. обозначает реформистскую политическую субкультуру, носителями которой являются рядовая интелегенция со средним уровнем социальной ущемленности и высоким уровнем политической активности. Следующая политическая субкультура оппортунистическая. Её носители - это творческая элита с низким уровнем социальной ущемленности с высоким уровнем официальной политической активности. Ещё Амелин выделяет конформистскую политическую субкультуру, носителями которой является партактив с низким уровнем социальной ущемленности и с высоким уровнем официальной политической активности. Наконец, среди субкультур выделяется лояльная. Её носители - «население» с низким уровнем социальной ущемленности и низким уровнем официальной политической активности.
Функции политической культуры определяют её место и роль в обществе. Так, познавательная функция позволяет субъекту приобретать знания, необходимые для его успешной деятельности в сфере политики. При этом обязательным условием является творческое применение и развитие знаний, поиск наиболее эффективных форм открытия и познания новых путей, направлений, явлений общественной жизни, наиболее полное овладение законами общественного развития. Нормативно - регулятивная функция обеспечивает функционирование и развитие политической системы, укрепление сознательной общественной дисциплины, принципиальности, непримиримости к недостаткам, ответственности перед обществом. Нормативно - ценностная функция состоит в определении системы ценностей, входящих в политическую культуру. Ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом. При этом социальные нормы закрепляют общественно - политические ценности общества, сами являются ценностями и ориентирами политической сферы общества. Став содержанием жизни человека, ценности превращаются в мотивы деятельности. Коммуникативная функция политической культуры выступает как форма связи гражданина с политической системой и другими членами общества. Средствами реализации этой функции являются народное образование, средства массовой информации, литература, искусство и др.