Теория рациональной бюрократии М. Вебера
Самой эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократиихарактерны:
1 разделение труда, обусловленное правилами и законами;
2 подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
3 назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
4 оплата труда работников в соответствии с рангом;
5 для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;
6 служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;
7 смещение с должности осуществляется вышестоящим органом и т. д.
Наличие этих правил вносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии. Но рациональная бюрократия -это лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача - выполнение предписании-политической элиты.
В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянский социолог В. Пареторассматривал политическую элиту. С его точки зрения:
1 эволюция человеческого общества - это история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения по развитию общества;
2 качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.
М. Вебердля обеспечения стабильности предложил теорию плебисцитарной демократии:
1 слабость институтов представительной демократии (Н: парламента) компенсируется усилением авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру;
2 харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии.
3 Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером на практике привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах XX века.
Политическое сознание и политическая идеология.
Полит сознание - духовная составляющая политики, выступающая одной из основы и мотивации деятельности индивида групп и общества, на основе восприятия политики, отражения собственных интересов и целей на теоретическом, национально-практическом, чувственном и эмоциональном уровнем.
Полит сознание имеет теоретический уровень, реализуемый через полит науку. А так же через теоретическую составляющую идеологий, религий, полит психологией и др.
Второй уровень - рационально-практический. Связан с соотношением человеческих потребностей, и с тем положением, в котором он находится.
Следующий уровень - полит идеология - отражает основы, идеи и цели полит групп, и выступающие мотивацией их предметно практической деятельности.
Кроме идеологии полит сознание включает религиозное осознание политики. Любая религия видит по своему как политику, так и участие в ней людей. Большую роль играет религиозность, как способ восприятия политики (на вере, доверии Н: в депутата). Мы не можем воспринимать как теорию, значит часть политики мы воспринимаем на веру.
Полит психология - отражает внутреннюю реакцию на политику на основе подсознательного, динамики психического процесса (как в человеке так и в обществе), Полит психология может иметь индивидуальный уровень, групповой и массовый.
Идеология политики.
Роль идеологии в политике:
1) целостная система верований, которая диктует формы и способы поведения в политике
2) обосновывает легитимность существующего порядка или его изменения
3) идеология играет роль ложного сознания, которое маскирует истинную цель.
4) оценочное действие в политике
5) идеология выступает основой мобилизации масс или коллективных действий.
6) идеология выступает способом упорядоченности политики и участие в ней субъектов
7) предполагают логико-рациональное понимание политики
Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы
Идеологии:
1) консерватизм (сохранение приоритетов гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).
2)либерализм - основана на личности индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.
Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и роли рабочего класса в обществе привело к разрушению этой этиологии. Одним из принципов идеологии: Человек - часть большого общества.
16. Консерватизм в политике.