Теория рациональной бюрократии М. Вебера

Самой эффективной системой государ­ственной организации М. Вебер считал бюрократию, поскольку она основывает­ся на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократиихарактерны:

1 разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2 подчинение нижестоящих должно­стных лиц вышестоящим;

3 назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

4 оплата труда работников в соответ­ствии с рангом;

5 для служащих работа в государствен­ном учреждении является основным занятием;

6 служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;

7 смещение с должности осуществля­ется вышестоящим органом и т. д.

Наличие этих правил вносит единообра­зие в деятельность государственных орга­нов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничи­вает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии. Но рациональная бюрократия -это лишь исполнительный орган, с помо­щью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача - выпол­нение предписании-политической элиты.

В качестве сред­ства, способного восстановить ди­намическое рав­новесие в обще­стве, итальянский социолог В. Пареторассматривал политическую эли­ту. С его точки зре­ния:

1 эволюция чело­веческого обще­ства - это история расцвета и упад­ка элиты, кото­рая принимает все стратегичес­кие решения по развитию обще­ства;

2 качество правящей элиты, при­званной согласо­вывать различные группы интере­сов, в решающей мере определяет и возможности раз­вития общества.

М. Вебердля обеспече­ния стабильности пред­ложил теорию плебисци­тарной демократии:

1 слабость институтов представительной демок­ратии (Н: парла­мента) компенсируется усилением авторитарной власти харизматического лидера, которого отлича­ют исключительные спо­собности, доблесть, вы­зывающие к нему со стороны населения абсо­лютную преданность и веру;

2 харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борь­бе против усиливающей­ся и не подотчетной ни перед кем бюрократии.

3 Идея плебисцитарной демократии с харизмати­ческим лидером на прак­тике привела в Германии к установлению фашис­тской диктатуры в 30-х годах XX века.

Политическое сознание и политическая идеология.

Полит сознание - духовная составляющая политики, выступающая одной из основы и мотивации деятельности индивида групп и общества, на основе восприятия политики, отражения собственных интересов и целей на теоретическом, национально-практическом, чувственном и эмоциональном уровнем.

Полит сознание имеет теоретический уровень, реализуемый через полит науку. А так же через теоретическую составляющую идеологий, религий, полит психологией и др.

Второй уровень - рационально-практический. Связан с соотношением человеческих потребностей, и с тем положением, в котором он находится.

Следующий уровень - полит идеология - отражает основы, идеи и цели полит групп, и выступающие мотивацией их предметно практической деятельности.

Кроме идеологии полит сознание включает религиозное осознание политики. Любая религия видит по своему как политику, так и участие в ней людей. Большую роль играет религиозность, как способ восприятия политики (на вере, доверии Н: в депутата). Мы не можем воспринимать как теорию, значит часть политики мы воспринимаем на веру.

Полит психология - отражает внутреннюю реакцию на политику на основе подсознательного, динамики психического процесса (как в человеке так и в обществе), Полит психология может иметь индивидуальный уровень, групповой и массовый.

Идеология политики.

Роль идеологии в политике:

1) целостная система верований, которая диктует формы и способы поведения в политике

2) обосновывает легитимность существующего порядка или его изменения

3) идеология играет роль ложного сознания, которое маскирует истинную цель.

4) оценочное действие в политике

5) идеология выступает основой мобилизации масс или коллективных действий.

6) идеология выступает способом упорядоченности политики и участие в ней субъектов

7) предполагают логико-рациональное понимание политики

Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы

Идеологии:

1) консерватизм (сохранение приоритетов гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).

2)либерализм - основана на личности индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.

Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и роли рабочего класса в обществе привело к разрушению этой этиологии. Одним из принципов идеологии: Человек - часть большого общества.

16. Консерватизм в политике.

Наши рекомендации