Функции гражданского общества
В каждой социальной системе гражданское общество выполняет определенные функции. Если взять за основу методологию структурного функционализма, то можно выделить четыре генеральных функции гражданского общества:
· функция адаптации,
· функция целедостижения,
· функция интеграции,
· функция воспроизводства структуры и снятия напряжений.
Функция адаптации – отвечает за контакты социума с внешним миром. Через нее реализуется задача – мирными, легитимными методами оптимизировать количество и качество внешних контактов социальной системы, оперативно корректировать возникающие проблемы и недостатки внешнеполитической деятельности государства (при разрешении споров, вызванных пересмотром межгосударственных границ; конфликтов во внешнеэкономической деятельности государственных корпораций; решении вопросов отправки воинского контингента в другую страну и т.д.). Эта функция связана со способностью социума успешно «гасить» возникающие при внешних контактах проблемы, не допуская открытого противостояния.
Конкретные социальные техники осуществления функции адаптации:
– обеспечение доступности необходимой информации по спорному вопросу для заинтересованных членов данного общества;
– возможность широкого обсуждения предпринимаемых государством внешнеполитических и внешнеэкономических акций;
– проведение общественных экспертиз;
– юридические гарантии рассмотрения властью альтернативных решений проблемы, предлагаемых общественными организациями.
Адаптивное воздействие гражданского общества на государственные структуры и институты осуществляется прямыми (непосредственное участие членов общественных организаций, независимых экспертов в работе госучреждений) и косвенными методами (публикация альтернативных официальным точек зрения и программ, теле- и радиодебаты и т.п.).
В отличие от функции адаптации, ориентированной главным образом на корректировку негативных явлений и процессов, возникающих при внешнеполитических и внешнеэкономических контактах страны с внешним миром, функция целедостижения имеет дело с их позитивными аналогами – способностями конкретной социальной системы ставить конструктивные цели и достигать их. Поле деятельности этой функции – вопросы повышения эффективности экономического, политического, культурного внутри- и межгосударственного сотрудничества.
Институты гражданского общества как механизмы, обеспечивают эффективный вид межгосударственных связей на основе партнерства, сотрудничества, переговоров, консультаций, заключения взаимовыгодных договоров и соглашений и т. п. Эффективность подобного типа взаимодействия социумов различной организации и уровня развития привела к развитию международного гуманитарного права, институализации в современном мировом пространстве наднациональных, негосударственных общественных организаций.
Интегративная функция заключается в осуществлении процесса ресубъективации агентов социального действия, т.е. в превращении граждан и социальных групп из объекта политических воздействий и манипуляций в самостоятельных социальных субъектов. Лишь тогда можно говорить о нормальной интеграции, когда самостоятельные субъекты строят гражданское общество. Иными словами, основная задача – изменить ситуацию, когда государство указывает человеку, что и как ему надо делать, чтобы сам гражданин принимал решения.
Институты и структуры гражданского общества, с одной стороны, защищают индивидов и социальные группы от диктата государства, создавая необходимые условия для саморазвития разнообразных и разноуровневых субъектов. С другой - эти институты и структуры гражданского общества выступают средствами и механизмами развития полисубъектности общественной системы. Именно через участие социальных субъектов в работе этих институтов осуществляется их самораскрытие, саморазвитие, более полная социализация. А это, в свою очередь, приводит к интенсификации интеграционных процессов уже на уровне системы в целом.
Еще одна функция гражданского общества – воспроизводство структуры и снятие социальных напряжений.В данном случае речь идет о поддержании существующего социального порядка, сохранения status quo. Этот процесс обеспечивается одновременно как путем воспроизводства приоритетных социальных, экономических, идеологических и прочих норм и образцов поведения и деятельности граждан, социальных групп, властных структур, хозяйствующих субъектов и др., так и оперативным разрешением ситуаций, приводящих к острым конфликтам и открытому противоборству.
Гражданское общество выступает в данном случае в качестве альтернативного социального механизма, компенсирующего недостатки официальной структуры (государства), такие как:
· стремление к государственной монополизации всех сфер общественной жизни;
· предпочтение «прямых», «жестких», в т.ч. насильственных методов управления вместо опосредованных – демократических аналогов;
· безусловный примат вертикальных властных связей над любыми горизонтальными и т.п.
Превалирование «жестких» (по сути антидемократических) методов управления обществом приводит к нарушениям информационно-энергетического обмена системы, к возрастанию конфликтности и социальной энтропии (?), а следовательно, к снижению степени эффективности функционирования социума в целом. Институты и структуры гражданского общества легитимируют поливариантность, дифференцированность социальной структуры и обеспечивают устойчивость и динамизм социальной системы. Государство же стремится к унификации. Но вместе они являются реальными механизмами, способствующими снижению социальных напряжений, и препятствуют развертыванию крайних форм проявления конфликтов: вооруженных столкновений, террористических актов и т.п.