Развитие права в различные исторические эпохи
Исторически первым считается древневосточное или рабовладельческое право. Основные его источники: правовой обычай, законы, распоряжения правителей, решения по судебным делам. Характерными чертам древневосточного права являются: закрепление в праве пережитков первобытнообщинного строя, тесная связь с религией, формализм и казуистичность.
Первым известным правовым памятником считается свод законов шумерского царя Ур-Намму (III тыс. до н. э.). Одним из древнейших правовых памятников явились законы вавилонского царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н. э.). В основу кодекса царя Хаммурапи легли решения самого царя и высших судебных инстанций. В кодексе естественно отсутствует деление права по отраслям, нормы материального и процессуального характера чередуются между собой. Основное внимание уделено нормам, регулирующим право собственности, брачно-семейные отношения. Существенное место в кодексе уделено договорным отношениям.
В Древней Индии общественные отношения регулировались на основе правил поведения, представляющих собой совокупность моральных и этических предписаний и основанных на религиозных догмах. Основные источники права в Древней Индии: веды – сборники гимнов и магических заклинаний; дхармашастры – сборники религиозно-правовых предписаний, переплетенных с нормами морали, традициями, правилами торговли, медицины; артхашастры – светские правовые нормы о государственном строе и государственном управлении.
Одним из наиболее известных памятников древнеиндийского права являются Законы Ману (дхармашастры) – легендарного составителя законов, носящего имя мифического бога. Этот памятник представляет из себя сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось добродетелью. Главное место в законах отводится закреплению системы варн, их наследственного и профессионального характера, привилегий высших варн. В законах подробную разработку получили обязательственные отношения, вопросы брачно-семейного, уголовного права и процессуальные нормы.
Древнекитайские политические и правовые представления выражены в философской форме: даосов, моистов и т.п. Конфуций (Кун Фу-Цзы 551–479 гг. до н. э.) изложил свои взгляды на государство и право в книге Лунь юй («Беседы и высказывания»). Конфуций был сторонником патриархально-патерналистского понимания государства, согласно которому государство рассматривается как большая семья. Императорская власть уподобляется отеческой власти, а отношения правящих и подданных как отношения старших и младших. Правильный путь (дао) составляют такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Мо-Цзы (ок. 479–400 гг. до н. э.) – один из основателей договорной концепции возникновения государства.
В античном мире наиболее известным первым правовым памятником являются Законы Драконта. В них оформлялось право частной собственности, устанавливались правила судопроизводства. Наиболее совершенным для своего времени было римское право, которое получило признание в ходе рецепции в средние века.
Древнейшим источником феодального права являлись сборники правовых обычаев, которые назывались варварскими правдами. Наиболее известные из них Салическая правда, а также Рипуарская, Бургундская и другие.
С начала IX в. ведущая роль переходит к местному обычному праву. К примеру, во Франции эти обычаи носили название «кутюмы». Кутюмы были как общие, так и местные, вследствие чего отсутствовала единая правовая система страны. Однако в процессе централизации королевской власти, начиная с XV в. делается попытка упорядочения источников права. Появились официальные сборники кутюмов. Ведущее место стали занимать ордонансы – королевские указы, действовавшие на всей территории страны.
В XII–XIV вв. получило широкое развитие городское право. Наиболее известные: право Любека, право Магдебурга и др.
Существенное влияние на развитие права, особенно гражданского и семейного оказало каноническое право.
Особая правовая система сложилась в средневековой Англии. Эта правовая система получила название «общее право». Оно было основано на решении королевских судов. Эти решения основывались в свою очередь на нормах обычного права. Наряду с общим правом в Англии существовало «право справедливости», которое было основано на решениях суда короля или канцлера.
Буржуазные революции XVII–XVIII вв. положили начало существенным изменениям в общественных и политических отношениях, способствовали становлению принципиально нового права, основанного на всеобщем юридическом равенстве.
Формирование буржуазных государств, развитие торгово-экономических отношений вызвало необходимость рецепции римского права, т. е. заимствования его основных принципов и положений и переработка их применительно к новым историческим условиям.
Таким образом, государство и право возникли в результате эволюционного развития общества и явились закономерным результатом взаимодействия целого ряда важнейших факторов. |
Вопросы для самоконтроля
1. Социально-экономическая характеристика первобытного общества.
2. Основные теории возникновения государства и права.
3. Общие закономерности возникновения государства.
4. Особенности возникновение государственности в различных странах.
5. Возникновение права.
6. Развитие права в различные исторические эпохи.
Темы рефератов
1. Нормы, регулирующие отношения в первобытном обществе.
2. Особенности возникновения государства и права в России.
Глава 3
Теория государства
Власть – сложный многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах её осуществления, целях, системе отношений и т. д. Существуют различные взгляды на этот феномен.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на убеждение и принуждение. Она придает обществу целостность, управляемость, является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов.
Главными характеризующими чертами социальной власти являются воля и сила. Это означает: власть принадлежит той социальной группе, волю которой она выражает; любая социальная власть опирается на силу (убеждения или принуждения).
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Государственная власть
Государственная власть является разновидностью социальной власти. Существуют различные взгляды на соотношение понятий «государственная власть» и «политическая власть».
Одни считают, что государственная власть – более узкая категория, чем политическая, т. к. политическая осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества. Другие – что государственная власть выступает от имени всего народа, а политическая может выступать от имени какой-либо социальной группы, являющейся субъектом политических отношений.
Оба эти положения не учитывают значения понятий «политика» и «государственная власть». Политика есть не что иное, как осуществление государственной власти. Понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», т. к. политическая власть исходит от государства и осуществляется при прямом участии всех звеньев политической системы общества.
Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчиненности между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Утрата власти способности подчинять с помощью методов убеждения и принуждения ведет к параличу власти со всеми вытекающими последствиями.
Признаки государственной власти проявляются в следующем:
- распространяется на все общество – имеет отношение ко всем лицам, находящимся на территории государства;
- носит публично-политический характер – выполняет общественные функции;
- имеет нормативно-правовую форму выражения;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется специальными лицами;
- организует население по территориальному признаку;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
Легальность (юридическая характеристика) – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам. Легитимность (нравственная характеристика) – доверие и оправдание власти со стороны большинства населения.
Главные функции государственной власти:
- реализация созидательных, управленческих задач;
- осуществление принуждения.
Нередко государственная власть осуществлялась достаточно узкой социальной группой (верхушка государственного аппарата, партийная элита, семейный клан и т. п.). Эта группа осуществляет государственную власть в своих собственных интересах. Но она, как правило, не имеет глубокой социальной опоры. В этом случае власть может опираться на религию и традиции (восточные страны), балансировать между различными социальными группами (бонапартизм, ельцинизм), осуществлять подавление любого инакомыслия (сталинизм).
В первобытном обществе власть не носила политического характера, т. к. родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям её членов. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человека. И только с дифференциацией общества на различные классы и группы появляются разнообразные интересы у членов общества. Регулирование этих интересов означает политическую деятельность. Выступая в роли арбитра между различными слоями населения, социальная власть приобретает политический характер. Она уже не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом.