Понятие двусторонней коммуникации
Коммуникации — это обмен информацией между двумя или более людьми. Самая простая модель коммуникации — это S-M-R, где S (source) — источник, посылающий сообщение М (message) получателю — R (receiver). R и S соединяются обратной связью.
Для того чтобы довести идею до целевой аудитории, её нужно представить в определенной форме — закодировать. Кодирование — это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник, в кодах, или символах. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем.
Сообщение — это закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю. В числе ведущих компонентов сообщения три: содержание сообщения; канал сообщения; личность, делающая сообщение. Фактор принятия, симпатии к личности играет важную роль в коммуникации.
Характеристики самого сообщения, очевидно, важны для правильной его интерпретации получателем. Однако значение сообщения зависит и от того, кто его принимает. Разные люди по-разному интерпретируют сообщение. Декодирование сообщения— это перевод его на язык получателя. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер.
Получатель — лицо или группа лиц (ЦА), принимающих сообщение. Цель коммуникации может не быть достигнута, если сообщение прошло мимо целевой аудитории общественности. Реакция получателя определяет результативность коммуникации. Успех или результат коммуникации может быть различным.
Существуют две модели коммуникации - односторонняя и двусторонняя. Вы имеете дело с односторонней моделью коммуникации, когда один человек говорит, а другой слушает, ничем не проявляя своих чувств. Она не позволяет слушателю задавать вопросы, высказывать свое мнение или выражать несогласие. Односторонняя коммуникация не столь надежна, как двусторонняя, хотя и позволяет сэкономить время передачи информации.
При двусторонней коммуникации источник тут же получает отклик. Основываясь на нем, он может переформулировать отдельные утверждения. Таким образом, исключаются ошибки и неточности понимания. Если источник постоянно сотрудничает со СМИ, то у журналистов есть возможность задать ему уточняющие вопросы. При этом СМИ будут чувствовать себя увереннее, так как знают, что в любой момент могут задать вопрос и разрешить возникшие затруднения или сомнения. Однако есть два недостатка: на нее уходит значительно больше времени, чем на одностороннюю и источнику часто приходится преодолевать дополнительные трудности.
Вопрос14. Имидж
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Имидж сформировать очень сложно - это требует больших затрат времени и денег. Осложнения, возникающие при изменении имиджа: 1) Стоит больших денег; 2) аудитория не готова.
Следует разделять понятия репутация и имидж. Имидж связан с понятием соц. роль. Это, прежде всего, набор соц. ролей, а репутация - набор этических качеств, связанных с соблюдением обязательств, договоров и помощи клиентам. Репутацию легко уничтожить, но имидж сохраняется.
Чумиков предлагает следующую трактовку. Имидж – это заявленная (идеальная) позиция, т.е. такая, которую персона или организация спланировали и намериваются продвигать в целевые группы. Репутация – воспринятая аудиториями (действительная) позиция. Любая структура заинтересована в максимальной идентификации этих понятий, в реальности они в большей или меньшей мере различаются.
Имидж складывается из совокупности различных качеств, характеризующих человека. Рассмотрим основные составляющие имиджа, предлагаемые российским исследователем которые могут операционально дать информацию о персоне:
Габитарный имидж - внешний, созданный с помощью определенных аксессуаров, одежды, макияжа.
Вербальный имидж зависит от речи человека и учитывает все речевые характеристики конкретного человека.
Кинетический имидж — умение вести себя в окружающем человека пространстве, он предусматривает особенности собственно кинетики (движения), включая позы, специфику жестикуляции, мимики.
Средовый имидж - имидж «окружения». Человек сам создает этот имидж предметами, которые его окружают: квартира, дом, автомобиль, рабочее место, кабинет и т. п.
Овеществленный имидж создается по продуктам деятельности человека; например, для журналиста это созданные им печатные или эфирные материалы, для пиармена - реализованные PR -акции или PR-кампании.
Как уже было сказано, имидж сложно изменить, но вполне приемлемо освежение имиджа: изменение дизайна, но не крайне, а до узнаваемости – рестайлинг; изменение ценностного ряда, но без изменения ядра; легкое перепозиционирование.
примеры освежения имиджа: 1. Рестайлинг - компания Нефис Косметикс является обладателем ряда торговых марок, в том числе Sorti. Первоначально в рекламной кампании моющих средств Sorti использовался образ рисованной пухлой женщины-домохояйки (крошки сорти), которая была, прямо скажем =), крайне коряво изображена, особенно что-то с лицом у неё было. Этот же образ использовался на упаковках продукции. Со временем он, к всеобщему счастью, был изменен на образ других «крошек» - длинноногих, стройных сорти, по лицу которых не проехал автобус. Основная же символика продукции сохранилась, и даже новые «крошки-сорти» были одеты в то же, во что и их предшественницы.
2. Петербургская строительная компания ЦДС на данный момент активно проводит рекламную кампанию, основной мыслью которой является следующее – приобрести собственную однокомнатную квартиру реально. Следующим шагом кампании будет легкое изменение ценностей – возможно приобрести квартиры БК-стандарта, кроме того добавляется еще одна ценность – близость квартир к метро, однако ядро кампании прежнее – собственная квартира – это реально
3. Корпорация «Марс» в 1932 году впервые выпустила в продажу батончики Mars, тогда слоган звучал так «Stars eat Mars», спустя несколько десятилетий слоган поменялся на «A Mars a day helps you work, rest and play» (художественный перевод – « Игра или дело – ешь марс смело» - такое изменение означало расширение аудитории.) В 2002 г. «Марс» в очередной раз изменил слоган с целю перепозиционирования на новую аудиторию – женщин (проведенные маркетинговые исследования показали, что женщины едят больше шоколада, чем мужчины).Новый слоган звучал «Pleasure you can’t measure» («Удовольствие, которое невозможно измерить») – такая концепция по мнению представителей корпорации ориентирована в большей степени на женщин.