I. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и данные ими определения государства

а) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;

б) естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка;

в) союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы;

г) целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав;

д) общественный союз, представляющий собой самостоятельное, принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной теории;

е) машина для поддержания господства одного класса над другим;

ж) воплощение нравственного духа

1) К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ульянов (Ленин)

2) Аристотель

3) Гегель

4) Елинек

5)Цицерон

6)Л. Гумплович

7) Коркунов, Шершеневич, Трубецкой.

II. Изучите главу « Варварство и цивилизация» работы Ф.Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства» и ответьте на вопросы:

а) Какие процессы повлекли за собой возникновения рабства, а затем и первое крупное разделение общества на классы?

б) Что привлекло ко второму крупному разделению труда и какими изменениями в общественной жизни оно сопровождалось?

в) Почему родовой строй был заменен государством?

г) Какова экономическая характеристика ступени товарного производства, с которой начинается цивилизация?

III. Раскройте следующие вопросы:

1.Почему возникла потребность в праве и законе?

2.Что представляла собой система социального регулирования в

первобытном обществе?

3.В чем проявляется взаимосвязь между правом и экономикой,

между правом и политикой?

4.Укажите признаки системы социальных норм первобытного

общества

5.Какой признак характерен для всех социальных норм?

6.Дайте определения понятий: нормы права, нормы морали,

нормы обычаев, нормы традиций, политические нормы,

экономические нормы, нормы общественных организаций.

IV. Покажите соотношение понятий: «правовое обучение», «правовое образование», «правовое воспитание». (При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2009)

V. Составьте таблицу «Основные подходы к понятию государства» (При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2010)

VI. Чем следует руководствоваться, если:

– положение Указа Президента страны противоречат федеральному закону?

– правила, установленные распоряжением мэра города, противоречат решению Городского совета?

Ответы обосновать.

VII. Решите задачу. Иванов согласился продать Петрову принадлежащие ему на праве собственности жилой дом, а также гараж, построенный им недавно и на тот момент не зарегистрированный. Стороны совместно осмотрели дом и гараж, составили два акта, фиксирующие техническое и эксплуатационное состояние дома и гаража, после чего в нотариальной конторе подписали и заверили договоры купли-продажи. В присутствии нотариуса Петров передал Иванову обусловленные договором денежные средства, а Иванов вручил Петрову ключи от гаража и дома. Государственную регистрацию сделок стороны договорились произвести через два дня – после выходных. Однако во время выходных из-за сбоев в общей системе электрохозяйства поселка, произошло повреждение проводки в гараже и в нем вспыхнул пожар. Гараж сгорел полностью, а дом получил серьезные повреждения.

В связи с этим Петров подал в суд исковое заявление, в котором требовал от Иванова оплатить ремонт дома и вернуть деньги, уплаченные за гараж.

1. Каковы основания приобретения права собственности?

2. Возникло ли у Петрова право собственности на дом и гараж? Почему Вы так считаете?

VIII. Решите задачу.Дежурный контролер отдела технического контроля ООО «Бриз» Арцукевич был уволен за нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения. Считая свое увольнение неправильным, Арцукевич обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В своем исковом заявлении он указал, что в тот день он себя плохо почувствовал и принял лекарство, которое ему дали коллеги по рабо­те. Однако реакция на лекарство оказалась для него совершенно не­ожиданной — у него кружилась голова, он испытывал общую сла­бость организма. Начальник же цеха обвинил его в том, что он находился в состоянии наркотического опьянения, с чем Арцукевич категорически не согласен.

Правильно ли повел себя представитель работодателя в данном случае? Как бы Вы оценили данную ситуацию?

IX. Решите задачу.Мастер производственного обучения Игнатов в день заработной штаты предложил подросткам, у которых был наставником, отметить это событие. Для этого он приобрел спиртные напитки, которые рас­пивал вместе с несовершеннолетними.

Изучите диспозицию ст. 151 УК и решите, является ли содеянное Игнатовым преступлением. Какие признаки влияют на увеличение сте­пени общественной опасности данного преступления? Определите, к какой категории относятся преступления, предусмотренные каждой из частей ст. 151 УК.

X. Решите задачу.Администрация муниципального образования и ООО «НДН» заключили договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Администрация передала ООО «НДН» земельный участок, расположенный в лесопарковой зоне на 5 лет для выработки карьера глин. ООО «НДН» организовало на арендуемом земельном участке добычу глины, которая применялась в производстве кирпича филиалом ООО «НДН». При этом лицензию на недропользование ООО «НДН» не получало, считая, что использует общераспространенное полезное ископаемое (глину) для собственных нужд.

Оцените ситуацию.

Вариант 2.

Наши рекомендации