Соотнесите имена ученых с подходами к объяснению причин девиантного поведения.

1. Биологический. а) Фрейд;
2. Психологический. б) Ломброзо;
3. Социологический. в) Дюркгейм;
  г) Мертон;
д) Шелдон;
е) Беккер.

3. Ч. Ломброзо полагал, что…

а) девиация происходит вследствие на­рушения или отсутствия ясных соци­альных норм;

б) физические черты связаны с преступ­ными наклонностями;

в) конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию;

г) девиация – это клеймо (ярлык), кото­рое группы ставят на поведение ме­нее защищенных групп.

Какой ученый считал, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу и что существует особый «криминальный тип» личности?

а) Э. Дюркгейм;

б) Г. Беккер;

в) Р. Мертон;

г) Ч. Ломброзо.

Каким образом, по мнению З. Фрейда, структура личности человека обусловливает внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, являются причиной девиантного поведения?

Кто ввел понятие «преступники с чувством вины»?

а) З. Фрейд;

б) У. Шелдон;

в) Р. Линтон;

г) С.С. Фролов.

7. Нравственно-психологиче­ское состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется раз­ложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, называется…

а) социальной апатией;

б) девиацией;

в) аномией;

г) структурацией.

8. Кто считал, что причиной де­виации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения?

а) Э. Дюркгейм;

б) Г. Беккер;

в) Р. Мертон;

г) Ч. Ломброзо.

9. Г. Беккер, полагал, что девиация – это ______________, кото­рое влиятельные группы ставят на поведение ме­нее защищенных групп.

Является ли гениальный ученый девиантом?

а) да;

б) нет.

ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.

§ 1. Понятие конфликта.

§ 2. Виды конфликта.

§ 3. Элементы конфликта.

§ 4. Функции конфликта.

§ 5. Динамика конфликта.

§ 6. Управление конфликтом.

Вопросы и задания по теме

Понятие конфликта.

На сегодняшний день существует множество определений конфликта, но единого общепринятого определения нет. Это объясняется тем, что конфликт – сложное и многоплановое явление, и в рамках одного определения практически невозможно объединить все атрибуты конфликта. Тем не менее, попытки дать определения конфликту предпринимаются. Рассмотрим основные, наиболее удачные определения.

В западной конфликтологии широко распространено определение конфликта, сформулированное известным аме­риканским ученым Л. Козером. Под конфликтом Л. Козер понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализа­ция, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, т.к. рассматривается столкновение ценностей и интересов различ­ных социальных групп.

В российской научной литературе большинство определений конф­ликта носит также социологический характер. Так, Ю.Г. Запрудский рассматривает социальный конфликт как яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкнове­ние социальных сил на почве противодействия существу­ющему общественному порядку, как особую форму истори­ческого движения к новому социальному единству.

Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают про­тивоборство между сторонами конфликта. Ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе играют объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни. Социально-экономическое положение индивида во многом определяет не его поведение, сознание, интересы и цели. Таким образом, конфликт можно определить как обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве.

Еще одним аспектом рассмотрения специфики конфликта касается его соотношения с близкими по форме явлениями, например, с соревнованием (спортивным, куль­турным). Является ли конфликтом спортивная игра, конкурс на лучшую песню, математическая олимпиада? По форме это вроде бы конфликт, т.к. здесь присутствуют такие его атрибуты, как взаимодействие, конкуренция, стремление к дости­жению своих целей. Однако назвать эти явления конфликтом, нельзя.

Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регули­руется заранее установленными правилами, процедурами и соглаше­ниями. С этими правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие соревнования от конфликта. Соревнование может перерасти в конфликт, если его правила будут нарушены.

Каждый конфликт предполагает наличие объекта и предмета конфликта. Конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой (различные материальные и ду­ховные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.). Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интере­сов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

Предметом конфликта являются те противо­речия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Виды конфликта.

Как мы уже говорили, конфликт – явление сложное и многоаспектное. Поэтому дать законченную типологию конф­ликтов невозможно. Существует огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, обла­стей, видов, систем и уровней, временных рамок человеческого взаимодействия, которые могут служить основанием для типологии конфликтов.

Одним из наиболее распространенных оснований класси­фикации конфликтов является выделение субъектов, или сторон конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

Носитель внутриличностного конфликта – отдельная личность. Содержание этого кон­фликта выражается в острых негативных пе­реживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями моти­вов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровожда­ются эмоциональным напряжением и негативными переживания­ми сложившейся ситуации.

Межличностный конфликт – это столкновение между отдельными инди­видами в процессе их социального и психо­логического взаимодействия. Примерами таких конфликтов являются противоречие между руководителем и подчиненным из-за раз­мера зарплаты, ссора между пассажирами общественного транспорта из-за места.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологи­ческие и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между различными социальными группами. Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые раз­ные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уров­не малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к группе, отождествлении себя с другими ее членами. Оборотной стороной социальной идентификации является социальная дифференциация, которая содержит в себе возмож­ность возникновения межгруппового конфликта.

На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при воз­никновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе поли­тических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.

Сторонами межгосударственного конфликта выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфлик­тов могут быть также самые разнообразные: экономические, по­литические, идеологические, территориальные и др. В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоре­чия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конф­ликта в современных условиях – опасность массового уничтоже­ния людей в случае развязывания военных действий между госу­дарствами.

Также можно выделить следующие основания для классификации конфликтов: сфера жизнедеятельности людей(бытовые, семейные, трудовые, воинские, учебно-педагогические и др. конфликты); характер объектов, по поводу которых возникают конф­ликты (ресурсные, статусно-ролевые, социокультурные, идеологические и др.); направленность воздействия и распределение полномочий (конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный, вы­шестоящая организация – нижестоящая организация), конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами)). Помимо этого, различают также явные и латентные, конструктивные и деструктивные, кратковременные и длительные,локальные, региональные и международные и др. конфликты.

Элементы конфликта.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) субъективные (личностные).

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляю­щие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личнос­тных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориента­ций и т.д.). Такими элементами являются объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

Об объекте конфликта было сказано выше. Что касается другого важного элемента социального конфликта – его участников, то современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта – это стороны, непосредственно участвующие в противоборстве. Им принад­лежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется воз­можностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурс­ному, административному или информационному потенциалу и т.д.

К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участ­никами конфликта. Им принадлежит второстепен­ная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют третьей стороной.

Еще один объективный элемент конфликта – его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и на ход конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологичес­кие, психологические, этические и поведенческие свойства отдель­ной личности, которые оказывают влияние на возникновение и разви­тие конфликтной ситуации.

Среди личностных элементов конфликта можно назвать черты характера и типы личностей, установки личности, неадекватные оценки и восприятия, манеру поведения, ценности.

Функции конфликта.

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, меж­доусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт пред­ставляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрица­тельными, так и положительными.

Различают явные и латентные (скрытые) фун­кции конфликта. Явные функции конфликта характери­зуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые про­возглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бан­дитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта – это также победа профсоюза в конфликте с администрацией, если он преследо­вали именно эту цель.

Скрытые (латентные) функции конфликта – такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые отличаются от первоначальных намерений участников конфликта. Латентные функции могут выра­жаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами.

Также функции конфликта можно разделить на конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные). Конструктивные функции конфликта заключаются в обнаружении противоречий и проблем в обществе, социальной группе. Конфликт может считаться формой разрешения данных противоречий и проблем. Также конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разря­дить обстановку и снять накопившуюся напряженность. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом.

Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, т.к. при этом ликвидируются источники неудовлетворен­ности. Разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не разрешился. Наконец, конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содер­жанием старые нормы.

К деструктивным функциям конфликта относятся применение насильственных методов при его разрешении, дестабилизация и дезорганизация общества, замедление социального, экономического и духовного развития общества, опасность его распада (дезинтеграции) и др.

Динамика конфликта.

Характеризуя динамику (ход развития) конфликта, можно выделить три основных этапа:

1) предконфликтная стадия (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Предконфликтная стадия предполагает возможность конфликта, который не возникает на пустом месте, а выз­ревает постепенно, по мере развития и обострения вызывающих его противоречий. На данной стадии происходит формирование факторов и развертывание процессов, которые могут привести к конфликту. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере существующих противоречий.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противобор­ство становится очевидным. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что его уже невозможно не замечать или скрывать. Участники этого взаимодействия превращаются в оппонентов конфликта, врагов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начи­нает открыто защищать свои собственные интересы.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс. Доминирует установка на противоборство, на защиту собственных интересов. При этом на объективные противоре­чия в группах часто накладываются межличностные трения и разли­чия, усугубляющие ситуацию.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в резуль­тате инцидента (от лат. incidens – случай). Инцидент – это тот случай, который инициирует открытое противо­борство сторон.

Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участника­ми и используются все возможности для победы в противоборстве. Это уже не локальное столкновение, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ре­сурсов: материальных, политических, финансовых, информацион­ных, физических, психических и других. Эскалация конфликта предполагает создание образа врага, демонстрацию силы и угрозу ее применения, применение насилия, тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Завершение конфликта – это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене цен­ностей субъектами противоборства, появлении условий его прекращения или сил, способных это сделать.

Завершение конфликта и раз­решение конфликта не одно и то же. Разрешение конфликта – одна из форм завершения конфликта, которая выражает­ся в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт.

На послеконфликтной стадии отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Вместе с тем за завершением конфликта может следовать т.н. постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотно­шениях бывших оппонентов конфликта.

Управление конфликтом.

Обществоведы, занимающиеся изучением конфликтов, стремятся разработать способы эффективного разрешения конфликтов, а также методы использования конфликтов в качестве факторов социального развития. Современная наука рассматривает такую проблему, как управление конфликтом. Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Это перевод конфликта в ра­циональное русло, осмыслен­ное воздействие на конфликтное поведение соци­альных субъектов с целью достижения желаемых результатов. Управление конфликтами включает в себя прогнозирование конфликтов, предупреждение и стимулированиеконфликтов, прекра­щение и подавление конфликтов, регулирование и разрешение конфликтов.

Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на какой-либо элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство субъекта управления в общественные отношения.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза воз­можной конфликтной ситуации нельзя и предупре­дить ее появление. Прогноз – это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.

Предотвращениеконфликтов представляет собой особую деятельность, совокупность этапов и ме­тодов управления конкретным процессом противо­речивых взаимоотношений общественных субъек­тов. Различают частичное и полное предотвращение конфликтов. Частичное пре­дотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Страте­гия полного предотвращения предполагает нейтра­лизацию действия всего комплекса влияющих на конфликт факторов.

Не все конфликты обще­ственные субъекты стремятся предотвратить. В некоторых конфликтах они заинтересованы. Стимулированиеконструктивных конфликтов, являющихся двигате­лем прогрессивных изменений, модернизации обще­ственной системы, составляет существенную сторону социального управления.

Активное вмешательство в возникший конфлик­тный процесс приобретает разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и разрешение. Регулирование конфликта – действие субъекта управления с целью смягчения, ослабления или перевода конфликта в другое русло и на другой уровень отношений.

Можно выделить три основные модели разрешения конфликтов: «силовую», компро­миссную и «интегративную». Силовая модель ведет к исходам конфликта «по­беда-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели – к возможному разрешению конф­ликта по типу «победа-победа», «выигрыш-выиг­рыш». Силовая форма типична для правовых кон­фликтов.

Основным позитивным методом разрешения кон­фликтов являются переговоры.Переговоры– это совместное обсуждение конф­ликтующими сторонами c возможным привлечени­ем посредника спорных вопросов с целью достиже­ния согласия. Они выступают некоторым продолже­нием конфликта и в то же время служат средством его преодоления.

Вопросы и задания по теме.

1. Кто автор следующего определения: конфликт – это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализа­ция, нанесение ущерба или устранение соперника?

а) Л. Козер;

б) Н. Смелзер;

в) А.Г. Здравомыслов;

г) Р. Мертон.

2. Основой всех конфликтов являются ___________________, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности.

Что такое объект конфликта?

а) та ценность, по поводу которой возникает столкновение интере­сов противоборствующих сторон;

б) те противо­речия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства;

в) индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте;

г) нормы и ценности, регулирующие общественные отношения.

4. Противо­речия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства – это…

а) объект конфликта;

б) предмет конфликта;

в) субъект конфликта;

г) предикат конфликта.

5. Конфликт между двумя организациями является разновидностью…

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) деструктивного конфликта.

6. Объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта являются…

а) объективными элементами конфликта;

б) субъективными элементами конфликта;

в) личностными элементами конфликта;

г) специальными элементами конфликта.

7. Чем больше у участника конфликта имеется воз­можностей влиять на ход противоборства, тем выше его ________.

Наши рекомендации