Тенденции совершенствования законодательства
Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.
Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).
Выводы
Правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.
Правовые нормы в своей совокупности составляют систему (структуру) права, которая внешне объективируется, закрепляется в системе законодательства (совокупности нормативных правовых актов). Система права и система законодательства — это две стороны одного целостного явления — права.
23. Формы территориального устройства: понятие и виды. Конфеде-
Рация.
Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.
Основные формы территориального государственного устройства: унитарные (простые) государства и федерации (сложные).
Унитарное – единое государство отличается полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо, т.е. включает в себя лишь авдминистративно-территориальные (иногда гационально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Греция, Польша, Болгария, Финляндия, Франция).
Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые имеют некоторые права, отличные от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).
Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные (в которых развита система местного самоуправления).
В теории государства выделяют иногда так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и свою администрацию.
Федерация – союзное государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации. Здесь наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах – землях, штатах, кантонах, кругах, республиках). Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Они могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации. Не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Нигерия, Эфиопия; всего в мире 24 федерации).
Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром. Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации даруются федеральным центром. В целом же, федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.
Федерации могут строиться по территориальному и национальному принципу. Территориальная федерация включает субъектов, образованных на основе административно-территориального деления. Национальные федерации включают субъектов, образованных на основе национального признака. Выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации. Необходимо также иметь в виду, что в современной политической действительности возникают территориальные формы государственного устройства, совмещающие признаки унитарного и федеративного, федеративного и конфедеративного государства (смешанные формы территориального государственного устройства).
Конфедерация – не является формой государственного устройства, так как является не государством, а союзом нескольких самостоятельных государств (как правило, территориально примыкающих друг к другу). Поэтому на территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов. Направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.
Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798), Нидерланды (1579-1795), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии – Объединенная Арабская Республика (1958-1961). В настоящее время некоторые авторы к конфедерации относят Европейский союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).
№ 91. Конфедерация: понятие, признаки.
Конфедерация– не является формой государственного устройства, так как является не государством, а союзом нескольких самостоятельных государств (как правило, территориально примыкающих друг к другу). Поэтому на территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов. Направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.
Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798), Нидерланды (1579-1795), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии – Объединенная Арабская Республика (1958-1961). В настоящее время некоторые авторы к конфедерации относят Европейский союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).