Хi. основные направления совершенствования законодательства

1. Налоговое законодательство. Сохранение действующих налоговых льгот и преференций направленных на повышение инновационной активности, анализ эффективности их применения и дальнейшее совершенствование налоговой системы в целях стимулирования инноваций.

2. Бюджетное законодательство.Введение возможности «переноса» бюджетных средств с текущего периода в плановый для отдельных категорий заключенных контрактов. Уточнение понятия «гранта» для целей бюджетного законодательства.

3. Техническое регулирование. Разработка и принятие, обновление ключевых региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики.

4. Экологическое регулирование. Использование инструментов экологического регулирования как дополнительного стимула для предприятий совершенствовать производственные технологии и предъявлять спрос на инновации. Формирование на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики.

5. Промышленная безопасность. Совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий – упорядочение разных видов регулирования, введение единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов с использованием процедур публичных слушаний и оценки регулирующего воздействия, отмена норм, тормозящих технологическое развитие и при этом не обеспечивающих повышение безопасности.

6. Таможенное регулирование, экспортный и валютный контроль. Дальнейшее совершенствование законодательства правоприменения в целях снижения барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий.

7. Миграционное законодательство. Дальнейшее совершенствование миграционного законодательства в целях стимулирования въезда высококвалифицированных работников и членов их семей, а также привлечения в страну квалифицированных работников по профессиям, необходимым для обеспечения модернизации и инновационного развития экономики. Дальнейшее упрощение миграционного учета отдельных категорий иностранных граждан, в том числе при их перемещении по территории Российской Федерации. Закрепление в законодательстве возможности использования современных форм найма за рубежом квалифицированных специалистов, в том числе договора о предоставлении персонала (договоров «секондмента»). Содействие образовательной миграции и академической мобильности. Введение преференций для пребывания в России и трудоустройства успешно обучающихся иностранных выпускников российских учебных заведений.

8. Гражданское законодательство. Решение вопросов правового обеспечения взыскания санкций за неисполнение установленных сторонами обязательств в определенном сторонами размере, закрепление гарантий и заверений как институтов гражданского права, а также правового механизма соблюдения их сторонами. Урегулирование вопросов действительности и исполнения потестативных условий сделок, реального исполнения опционных и иных аналогичных сделок, в том числе прямо не предусмотренных действующим гражданским законодательством.

9. Гражданское законодательство в части интеллектуальной собственности. Урегулирование вопросов реального исполнения лицензионных соглашений, включая условия лицензионных и иных соглашений о «неконкуренции», о порядке продажи товаров, произведенных с использованием результата интеллектуальной деятельности, и т.д. Повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования.

10. Гражданское законодательство в части корпоративных отношений.Создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний) с учетом обеспечения их конкурентоспособности по сравнению с иностранными юрисдикциями. Либерализация правового регулирования непубличных обществ, включая отказ от императивного принципа пропорциональности, расширение возможностей для самостоятельного определения структуры и полномочий органов управления на уровне устава и соглашений акционеров участников, расширение возможностей использования механизмов непропорционального распределения корпоративного контроля.

11. Антимонопольное законодательство.Разработка изменений в области регулирования слияний и поглощений упрощающих объединение при условии активизации инновационной составляющей нового предприятия и затрудняющих его в случае, если объединение не приведет в увеличению соответствующей отдачи.

12. Законодательство о государственных закупках. Формирование нового законодательства, обеспечивающего расширение форм и способов размещения заказа, дополнение критериев конкурсной оценки («стоимость владения»), создание возможности заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой исполнения обязательств в целях учета специфики закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Введение процедур планирования государственных закупок, в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции, на среднесрочный период.

13. Законодательство в сфере образования. Введение норм, позволяющих выстраивать эффективные модели корпоративного управления в образовательных учреждениях, в том числе, механизмов государственно-общественного управления, попечительских и наблюдательных советов. Определение правил формирования таких органов, их функций и полномочий, в том числе, в части взаимоотношений с руководителями самих учреждений. Совершенствование модели регулирования деятельности образовательных и научных учреждений (в том числе в части отчетности и контроля), отдельных исследовательских коллективов и ученых в целях улучшения возможностей для инновационного развития и распространения наилучших практик.

14. Аккредитация. Формирование на базе единого органа по аккредитации современной национальной системы аккредитации, обеспечивающей взаимное признание результатов оценки (подтверждения) соответствия в Российской Федерации и зарубежных странах. Максимальное использование системы аккредитации в целях повышения инновационной активности.

15. Трудовые отношения.Совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы найма, повышения в должности педагогических сотрудников и, в частности, профессорско-преподавательского состава и научных работников, оплаты их труда, оценки результативности и эффективности их деятельности, прекращения с ними трудовых отношений и смежные вопросы для создания условий вузам и научным организациям по проведению достаточно гибкой кадровой политики, привлечению наиболее квалифицированных специалистов, в том числе, иностранных.


Наши рекомендации