Развитие судебной системы в СССР.
В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. В его компетенцию входили: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности, давал заключения о законности постановлений союзных республик с точки зрения соответствия конституции, давал руководящие разъяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры Верховных судов союзных республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству и в случае нарушения интересов других республик. Являлся судом первой инстанции и принимал дела только по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума. Президиумом ЦИК СССР 1 ноября 1923 года было утверждено «Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических республик». 29 октября 1924 года «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» , в ней описывались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабочее – крестьянской власти и правопорядка ею установленного, защита интересов и прав трудящихся и их объединений, укрепление общественно – трудовой дисциплины и солидарности.
На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд, верховный суд.
При ЦИК СССР состоял Верховный суд СССР. Имущественные споры между гос учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономич совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными арбитражными комиссиям.
26 мая 1922 года ВЦИК принял нормативный акт об адвокатуре. В стране появилась проф адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. Неудачная попытка большевиков сломать старые конструкции организации судебной власти сменяется политикой синтеза идеологических принципов большевиков и частичного восстановления правовых принципов в ее организации. Восстанавливается прокуратура, адвокатура, но сохраняется принцип зависимости судебной власти от распорядительной, от Советов. Не имея четкого представления об образе суда в период социализма, большевики делали попытки нащупать оптимальную для диктатуры пролетариата форму организации суда. Система судов в СССР была построена приминительно к существовавшему политико – административному делению страны: народный суд ( в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суды, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами на 5 лет. Рассматривали уголовные и гражданские дела, кассационные жалобы, протесты на приговоры и решения народных судов. Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органов и избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора. Общесоюзными судами являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный суд СССР являлся главным судебным органом советского государства и избир Верх Сов на 5 лет. Компетенция: надзор за судебной де-ю всех судебных органов СССР и союзных республик, имел право отменить приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.
Важнейшие основные принципы и элементы судебной власти в СССР закреплялись в Конституции 1924, 1936, 1977 гг. Изменения структуры и полномочий системы организации судов связаны с развитием железнодорожного транспорта и учреждением в 1930 г. линейных железнодорожных судов, де-ю в 30х г. чрезвычайных судов троек и двоек, выходящих за пределы конституционной системы судов. Важные изменения произошли в годы ВОВ, когда было введено «Военное положение», создавались военные трибуналы, в том числе для военных преступников. Толчком для правовых преобразований в области организации суда являлось разоблачение культа личности Сталина. Судебный процессуальный произвол, правовой нигилизм стал опасен для самой политической большевистской элиты страны. Он привел к многочисленным безвинным жертвам, несправедливой фальсификации уголовных дел. Такое положение дискредитировало власть коммунистической партии в глазах собственного населения и глазах представителей зарубежного коммунистического и социалистического движения, являлось мощным аргументом против СССР. Сужаются полномочия Верховного Суда СССР и расширяются права Верховных Судов союзных республик. Однако особенные формы организации суда, социалистической формы, придумать так и не удалось. Происходит медленный дрейф в сторону «буржуазной» правовой модели судебной системы, который и завершается в современную эпоху, в начале 21 в.
27. Совершенствование судебной власти в Российской Федерации.
Важнейшие перемены в судебной системе РФ закл. в том, что в 1991 году впервые был избран Конституционный Суд РФ в составе 13 судей Съездом народных депутатов РФ. С 1992г по 1993г. Конст. Суд РФ активно участвовал в событиях конституционного кризиса. После событий 3-4 октября 1993 г. Президент Ельцин «приостановил деятельность Конст. Суда. Вновь Конст. Суд был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года в количестве 19 судей.
Полномочия Конст. Суда:
1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ и др. органов разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, уставов, а также законов субъектов РФ;
2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
4. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ дает толкование Конституции
17 октября 1991 в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей. 24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР обсудил и принял Постановление «О Концепции судебной реформы» Судебная реформа стала составной частью процесса преобразования российского общества. Постановление Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1991 года упразднялся Верховный Суд СССР. Его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР, он становился высшим судебным органом страны. Результатом активной работы Верховного Суда, Совета судей, Главного правового Управления Президента России стал законопроект «О статусе судей в РФ» .Принятый 26 июня 1992 года новый Закон стал реальной основой создания влиятельной судебной корпорации. Статус российского судьи был поднят на более высокий уровень. В законе содержалось понятие «судебная власть» Указывались носители судебной власти- только судьи и привлекаемые в установленных законом случаях представители народа. В своей дея-ти судьи независимы, подчиняются только закону и никому не поотчетны. С принятием 12 декабря 1993 Конституции РФ начался новый этап в осуществлении судебной реформы. Конституция стала правовой основой организации судебной реформы в стране. В Конституции РФ предусматривалось осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. На рубеже 20-21веках существенно повысилось значение международного права как важнейшего инструмента сотрудничества участников мирового сообщества. Все более широкое распространение получала практика непосредственного обращения граждан за международной защитой своих прав и свобод. Обязательства, принятые на себя нашей страной, в связи с вступлением в Совет Европы, потребовали не только приведения в соответствие с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод законодательства России, но и судебной практики. По законодательной инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон «О Судебном Департаменте при Верховном Суде РФ» , в соответствии с кот. Функции организационного обеспечения дея-ти судов переходили из системы органов Министерства юстиции в введении нового органа. Необходимость решения вопросов, связанных с доступностью и открытостью правосудия получили поддержку Правительства РФ, которое в сентябре 2006 г. утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» Ее реализация призвана обеспечить решение последующих стратегических задач дальнейшего развития судебной системы, расширения гласности, открытости и доступности правосудия для населения. В верховном Суде РФ действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Таким образом, на рубеже 20-21 в.в. в России создается и совершенствуется система Конституционных и уставных судов. Смещались приоритеты в правосудии. Человек, его права и свободы провозглашались высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Восстанавливается суд присяжных. Россия подписывает международные договоры, соглашаясь признать общепринятые нормы судопроизводства. При сохранении прежней структуры судебной системы помимо уставных и конституционных судов для разрешения хозяйственно правовых споров были созданы арбитражные суды. Восстанавливаются мировые суды. Делаются шаги по созданию подлинно независимой судебной власти.