Развитие судебной системы в советский период

Слом прежней системы государственной власти в 1917 г. повлек за собой и упразднение ранее существовавших правоохранительных и судебных органов. Период с 1917 по 1922 г. характеризовался поиском приемлемых форм осуществления правосудия и органов, реализующих функции судов в условиях формирования новой системы государственной власти и граж­данской войны.

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1[50], опубликованный 24 ноября 1917 г. в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства», регламентировал организацию и деятельность судебных органов после Октябрьской революции. Он упразднил все существующие ранее органы юстиции. Вместо мировых судей были созданы местные суды, действовавшие в составе местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Кроме того, местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выбо­ров временно-районными и волостными органами, а где таковых не было, то уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Этими же Советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность их явки на сессию. Прежние мировые судьи не лишались права, при осуществлении ими правосудия, в случае их согласия, быть избранными в местные судьи Советами на основании демократических выборов. При осуществлении правосудия местным судам были подсудны все гражданские дела с ценой иска до 3 тыс. руб. По уголовным делам местным судам были подсудны дела, если обвиняемому угрожает наказание на срок не свыше двух лет лишения свободы и гражданский иск не превышает 3 тыс. руб. Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. По делам, по которым было присуждено денежное взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше семи дней, допускалось обжалование судебных решений в кассационном порядке. Кассационной инстанцией в данном случае являлись уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей. Разрешалось по всем спорным гражданским, а также и частно - уголовным делам сторонам обращаться к третейскому суду. Порядок осуществления правосудия третейским судом должен был быть определен специальным декретом.

Для разрешения правосудия по уголовным делам на фронтах также создавались местные суды, которые избирались полковыми советами, а где их нет — полковыми комитетами.

Декрет о суде № 1 имел несколько особенностей, которые по своей сущности имели отличие от других законов, регламентирующих правосудие рассматриваемого периода. Местные суды должны решать правосудие от имени РСФСР. При этом при вынесении судебных решений они должны были руководствоваться законами свергнутых правительств только в той части, в которой используемые законы не отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными считались все законы, которые противоречили декретам ЦИК, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам РСДРП.

Этим же Декретом было предусмотрено создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

В развитие Декрета о суде № 1 был издан Декрет о суде № 2, опубликованный 7 марта 1918 г. Согласно ст. 1 данного Декрета в целях решения вопроса о «превышающей подсудности» местного народного суда, создавались окружные народные суды, члены которых избирались по округам местными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов округа. Данное положение, скорее всего, свидетельствовало о том, что в системе судебных органов Советской республики было создана еще одна судебная структура, которая была независима от местных народных судов и по своей процессуальной деятельности являлась судом первой инстанции, рассматривающим дела по существу. Все члены окружного народного суда должны были избирать из своей среды председателя суда и председателей отделений. Кроме того, они имели право отзывать председателя суда и председателей отделений и избирать на их места других лиц. Очень интересное положение содержалось в ст. 3 Декрета о суде № 2. Данная статья предписывала, чтобы все подготовительные действия к судебному заседанию принимались судом коллегиально в составе не менее трех постоянных членов окружного народного суда. Само судопроизводство в суде первой инстанции, рассматривающем дела по существу, осуществлялось коллегиально: в гражданских отделениях — в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей, по уголовным делам — в составе 12 очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянных членов суда. Данные нормы Декрета свидетельствуют о том, что законы Советской власти не отменили все положения судебной реформы 1864 г.

Декрет о суде № 2 отменял апелляционный порядок обжалования судебных решений и допускал только кассационный порядок обжалования судебных решений (ст. 4). При этом в качестве кассационных инстанций для судебных решений, принятых окружными народными судами, выступающими в качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел по существу, создавались постоянные члены окружных народных судов. При этом суд кассационной инстанции имел право отменить судебное решение нижестоящего судебного органа при наличии двух оснований:

1) факта признания обжалованного судебного решения несправедливым;

2) формальных нарушений, признанных судом кассационной инстанции существенными. Кроме того, кассационному суду принадлежало право на помилование и смягчение наказаний (ст. 5).

К концу гражданской войны возникла необходимость упорядочить существующую судебную систему. В 1922 г. были упразднены революционные трибуналы. В этом же году было принято первое советское Положение о судоустройстве, в результате применения которого сложилась новая судебная система. Она состояла из трех звеньев. Основным звеном стали районные (городские) народные суды, действовавшие в составе судьи и народных заседателей. Судами среднего звена стали губернские суды. Выс­шим судебным органом — Верховный Суд РСФСР. В 1923 г. в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР.

Принятие Конституции СССР 1924 г., Основ судоустройства СССР и союзных республик 1924 г., Закона СССР от 16 августа 1938 г. «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» стало вехами в формировании и становлении единой судебной системы Советского государства. Эту систему составили суды Союза ССР — Верховный Суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта — и суды союзных республик — верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и районные (городские) народные суды. Вместе с тем в период с 1924 по 1953 г. функции правосудия по контрреволюционным и политическим делам осуществляли внесудебные органы — Особое совещание при ОГПУ, с 1929 г. — «тройки», состоящие из трех должностных лиц, полномочных осуществлять репрессии.

Эта система сохраняла свои существенные черты долгие годы. Принятие в 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Конституции СССР 1977 г., Закона о судоустройстве СССР 1981 г. вносило лишь отдельные незначительные корректировки в существующую судебную систему, не затрагивая в целом основ ее организации и сущности.

Социально-экономические, политические и идеологические изменения в конце 80-х — начале 90-х гг., развал СССР поставили на повестку дня вопрос о необходимости радикального реформирования судебной системы. С 1991 г. начала осуществляться судебно-правовая реформа, Концепция которой была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР. В контексте данной реформы изменению были подвергнуты фундаментальные принципы, на которых основывалось судоустройство, изменилась не только система судебных органов, но и роль суда, его функции и т.д. (см. гл. 4, 6 настоящего учебника).

1.4.Становление и развитие института военных судов в России

Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII в., когда регулярной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования — стрелецкие и пушкарские полки. В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с начала самой войны картина менялась: большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали теперь уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов — судом стрелецких сотенных голов). Поскольку вся полнота власти в армии, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. В своей деятельности они руководствовались Уставом ратных, пушкарских и иных дел 1603 г., а позднее — Соборным уложением 1649 г. (гл. VII «О службе всяких ратных людей Московского государства»), Наиболее распространенными преступлениями ратных людей в ту пору были уклонения от военной службы, особо жестокие насильственные действия в отношении потерпевших и преступления против дисциплины и порядка несения службы.

Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразом военных судов в России. Однако эти суды нельзя было назвать судами по существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям.

Вместе с тем можно сделать вывод, что зарождение военных судов обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий.

В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно с развитием других государственных органов и армии. Особенно значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I.

Этот период истории ознаменован созданием в России регулярной постоянной армии и специальных военно-судебных законов. Петр I посылает за границу (в Венгрию и Германию) князя Меньшикова и фельдмаршала Шереметьева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы. В результате 27 января 1702 г. появился военно-уголовный устав «Уложение, или Право воинского поведения», получивший название «Уложение Шереметьева» (а в 1706 г. — Краткий артикул Меньшикова). Именно с этой даты принято считать военные суды самостоятельным коллегиальным органом, рассматривающим дела о преступлениях военнослужащих.

Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом — в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров.

Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства. Действовали указанные нормативные акты недолго, до 1716 г. 30 марта этого года Петром I был принят Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской армии, а также создания новых военных судов и военно-судебных законов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.

Согласно Уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды (кригсрехты) трех видов:

— высший (генеральный кригсрехт) суд в составе председателя — фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

— низший (полковой кригсрехт) суд в составе председателя полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

— скорорешительный суд — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными в 1720 г. Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы — Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения, части, которые не единожды императорскими указами переименовывались — Аудиторский департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды. Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждении составляли следующие основные полномочия:

— конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути),

— кассационное производство,

— надзорная деятельность.

Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции они не наделялись.

В 1711 г. был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, дела о казнокрадстве военнослужащих рассматривались с участием представителей от Военной коллегии.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменении в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и «дожили» до военно-судебной реформы 1867 г. Некоторые нижние военные суды» учреждались специальными Петровскими указами, на основании которых нетрудно определить реальное время их образования.

Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного суда в соответствии с гл. 50 Воинского устава следует считать Указ Петра I от 15 февраля 1723 г.

Военный суд был образован в 1723 г. и в Санкт-Петербурге, однако вскоре был ликвидирован. В качестве постоянно действующего органа 16 августа 1724 г. в северной столице начала функционировать постоянная военно-судебная комиссия во главе с Петербургским комендантом, исполнявшим обязанности ее президента, т.е. председателя.

В 1867 г. в контексте знаменитых реформ Александра II был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями — в Сибири и на Кавказе.

Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве при­надлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами». Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены — на шесть месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.

Суд присяжных, учрежденный в системе общих судов, в армии не вводился.

Данная система военных судов просуществовала до 1917 г.

Военные суды в России строились обособленно от общих судов и были в фактическом подчинении у военного начальства. Военный министр осуществлял общий надзор за военными судами и должностными лицами военно-судебного ведомства. Военные власти имели право наказывать в дисциплинарном порядке военных судей, военных прокуроров и следователей за упущения и проступки по службе, «не касающиеся нарушения судейских обязанностей» (ст. 167, 188 Военно-судебного устава).

Полковой командир имел право осуществлять надзор над про­изводством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал приговоры суда.

Декретом о суде № 1 в стране были упразднены все общие судебные установления, действовавшие до дня его издания, в том числе и «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. Создание специальных судов для Вооруженных Сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.

В то же время сложная политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности Красной Армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий, судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 г. стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования называться военными трибуналами.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики 14 октября 1918 г. учредил в своем составе Революционный военный трибунал Республики (РВТР).

Революционные военные трибуналы в период гражданской войны находились в политическом и организационном подчинении у политических органов и военного командования.

И первые годы после Октябрьской революции революционные военные трибуналы действовали на основании принятых о них положений от 4 февраля 1919 г., 20 ноября 1919 г.

Высшим звеном системы военных трибуналов являлся Революционный военный трибунал при Революционном Военном Совете Республики. Нижестоящими звеньями системы военных трибуналов были революционные военные трибуналы фронтов, армий и их отделения в дивизиях.

После гражданской войны в правовом положении военных трибуналов произошли изменения. В июне 1921 г. был учрежден Верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образована Военная коллегия, которая в январе 1923 г. была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а в апреле 1924 г., с образованием Верховного Суда СССР, Военная коллегия включена в его состав и все воен­ные трибуналы стали судами Союза ССР.

По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. (ст. 86) военно-судебные учреждения состояли: при революционных военных советах военных округов и фронтов — военные трибуналы военных округов и фронтов; при корпусах — военные трибуналы корпусов; при дивизиях — дивизионные отделы окружных военных трибуналов. Они фактически превратились в специализированные судебные органы для осуществления правосудия в вооруженных силах.

В последующем задачи, компетенция и система военных трибуналов определились общесоюзными Положениями о военных трибуналах 1926 г., а затем 1958 г. и 1980 г.

Общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежало Верховному Суду СССР, а непосредственное руководство и управление военными трибуналами осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР.

По Закону о судоустройстве СССР 1938 г. военные трибуналы относились к специальным судам и рассматривали дела о воинских преступлениях и некоторых других преступлениях, отнесенных к их подсудности (ст. 58).

В связи с возникновением угрозы войны произошло расширение подсудности уголовных дел военным трибуналам. Им стали подсудны дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними учебных сборов. Это положение о подсудности дел военным судам сохранено в законодательстве до сего времени.

Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

В период войны военные трибуналы действовали при военных округах, фронтах и военно-морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизированных учреждениях,

В связи с объявлением в г. Москве осадного положения постановлением Государственного Комитета Обороны от 20 октября 1941 г. все гражданские суды, как и органы прокуратуры, столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Основные усилия военных трибуналов были направлены на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялось законодательство об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию.

После окончания Великой Отечественной войны все военные трибуналы стали применять законодательство мирного времени. С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных трибуналов, которая стала строго определяться общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на безопасность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Закон СССР от 25 июня 1980 г. утвердил новую редакцию Положения о военных трибуналах. Система военных трибуналов состояла из военных трибуналов видов войск (военный трибунал Ракетных войск стратегического назначения), военных округов (флотов) и военных трибуналов гарнизонов.

Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР, а организационное руководство осуществлялось Министерством юстиции СССР и его Управлением военных трибуналов, которые были созданы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 г. Сохранялась определенная зависимость военных трибуналов от Министерства обороны СССР. Так, установление структуры и штатов военных трибуналов находилось и совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны, личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы этого министерства осуществлялось также материально- техническое снабжение военных трибуналов, их финанси­рование, обеспечение транспортом, средствами связи и др.

Положение о военных трибуналах 1980 г. в части, не противоречащей законодательству Российской Федераций, действовало до принятия Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». После распада Советского Союза и упразднения структур судебной власти бывшего Союза ССР военные трибуналы, дислоцированные на территории РСФСР и в группах войск за границей, постановлениями Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. и 13 января 1992 г. были включены в судебную систему Российской Федерации, а Судебная коллегия по делам военнослужащих[51] (до 07.02.2014 - Военная коллегия)[52] — в состав Верховного Суда РФ. Управление военных трибуналов бывшего Министерства юстиции СССР было включено в структуру Министерства юстиции РСФСР.

В соответствии с Конституцией РСФСР, в которую Законом РСФСР от 21 апреля 1992 г. были внесены изменения и дополнения, военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему Российской Федерации (ст. 163, 164). Соответствующие изменения были внесены и Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте дореформенный период развития российской судебной системы.

2. Какова сущность преобразований в судебной системе, осуществившихся в 60-х гг. XIX в.?

3. В чем, по вашему мнению, заключаются основные итоги судебной реформы 1864 г.?

4. Какие преобразования претерпела российская судебная система в послеоктябрьский период?

5. Охарактеризуйте основные черты судебной системы Российской Федерации на рубеже XX и XXI вв.

6. Как происходило становление и развитие института военных судов в России?

7. Какие факторы влияли на формирование института военных судов в России?

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 93.

[2] Байчурин И. Есть такой факультет — православной культуры // Ориентир. 1997. № 3. с. 29-30.

[3] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1. С. 627. Другого мнения придерживался Б. Сыромятников, который считал, что основным судом рассматриваемого периода был суд самой общины (см.: Очерк суда древней и новой России // Судебная реформа : сб. / под ред. Н. Давыдова и Н. Полянского. М., 1915. С. 47.

[4] Юшков С. В. История государства и права. М.: Юриздат, 1947. Ч. 1. С. 121.

[5] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ. соч. С. 648.

[6] См.: Очерки истории СССР. XIV-XV вв. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. Т. 2. С. 59.

[7] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ соч. С. 649.

[8] См.: Там же. С. 656.

[9] URL: http://www.krotov.info. ru (дата обращения — 20 ноября 2011 г.).

[10] См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. 4-е изд. М., 1911. Ч. 2. С. 433.

[11] URL: http://www.krotov.info. ru (дата обращения — 20 ноября 2011 г.).

[12] См.: Хрестоматия по истории СССР. М„ 1940. Т. 1. С. 380-385

[13] См.: Гуценко К. Ф. Ковалев М. А. Правоохранительные органы : учебник. М„ 1997. С. 236.

[14] См.: Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997. С. 206; Аксаков И. С. Соч. М., 1887. Т.4. С. 525: Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. М„ 1967. Т. 4. С. 320.

[15] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 34.

[16] Чельцов-Бебутов М. A. Kvpc советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1.С. 744-745.

[17] Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы. М., 2004. С. 40.

[18] Середонин С. М. Исторический обзор деятельности комитета министров // Судебная власть России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. М., 2003. Т. 3. С. 239.

[19] Победоносцев К. Юридические заметки и вопросы // Судебная власть России. История. Документы. С. 265.

[20] Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 159.

[21] Джаншиев Г. А. Указ соч. С. 40.

[22] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть в России. История. Документы. С. 158.

[23] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы. С. 165—166.

[24] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[25] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 158.

[26] См:. Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 43.

[27] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М„ 1957. Т. 1. С. 743.

[28] См.: Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[29] Цит. по: Бочкарев В. Указ. соч. С. 162—163.

[30]Победоносцев К. Указ соч. С. 267.

[31] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 162-163.

[32] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 44.

[33] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. :Мысль, 2003. Т. 3. С. 241.

[34] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 33—34.

[35] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. : Мысль, 2003. Т. 3. С. 240-243.

[36] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 42, 44.

[37] Чичерин Б. Несколько современных вопросов // Судебная власть России. История. Документы. С. 268.

[38] См.: Калинин Ю. А. Производство по уголовным делам в окружных судах Российской империи. М„ 2009. С. 24.

[39] Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. III. С. 13-252.

[40] Подробнее см.: Петухов Н. А. История военных судов России : монографии / под ред. В. М. Лебедева. М„ 2003. 352 с.

[41] См.: Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 398,416.

[42] См.: Там же. С. 388, 398, 417.

[43] См.: Там же. С. 398.

[44] См.: Там же. С. 389, 399, 416.

[45] См.: Там же. С. 399.

[46] См.: Судебная власть в России. История. Документы. С. 416.

[47] Там же. С. 416.

[48] Там же. С. 416.

[49] См.: Там же. С. 389,416.

[50] См.: Собр. узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

[51] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru.

[52] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» http://www.garant.ru.

Наши рекомендации