Проектирование избирательных кампаний
Проектная документация
Проектная документация избирательной кампании включает в себя следующие документы:
4.3.1.1. Проект избирательной кампании, состоящий из трех частей:
– стратегия;
– тактика;
– план-график кампании.
Проект избирательной кампании разрабатывается ядром штаба под руководством менеджера и (или) привлеченными для этой работы консультантами;
4.3.1.2. Проект рекламной кампании, содержащий предложения по разработке агитационных материалов и порядке агитации. Данный проект разрабатывается основным подрядчиком по агитационно-рекламному направлению или же (при отсутствии единого подрядчика) руководителем этого направления;
4.3.1.3. Спецпроекты избирательной кампании. Напомним, что под спецпроектом понимается комплекс связанных единой идеей мероприятий, охватывающих несколько направлений кампании. Спецпроекты удобнее не включать в основной проект кампании, а оформлять отдельным документом, содержащим описание спецпроекта и план-график его реализации (подробнее см. §4.5);
4.3.1.4. Предложения по уточнению и корректировкам перечисленных документов (если таковые потребуются в ходе кампании).
Перед тем, как перейти к подробному описанию порядка проектирования кампании – несколько слов о значении проектной документации.
Авторы являются последовательными сторонниками известного правила: если что-то не изложено на бумаге – значит, оно отсутствует вообще. Если у вас нет написанной стратегии – значит, вы ведете кампанию без какой-либо стратегии; если у вас нет документа под названием план-график – значит вы ведете кампанию без графика и т.д. Все принципиальные решения, принимаемые в процессе кампании, должны быть в обязательном порядке документированы. Не следует рассматривать это требование как стремление к излишней и ненужной бюрократизации. Избирательная кампания – крайне трудный, громоздкий и плохо управляемый процесс, подверженный множеству случайных и плохо контролируемых факторов. Она проявляет постоянную тенденцию расползаться и выходить из-под контроля.
Детальная разработка проектной документации и постоянное удерживание кампании в рамках документированных предложений является единственным способом сохранить ее управляемость на протяжении выборов. Время и усилия, затраченные на разработку проектов, окупятся с лихвой. Хорошо продуманный проект позволит постоянно держать ситуацию под контролем и избежать превращение кампании в беспорядочное нагромождение идей, людей и ресурсов. Не следует также забывать, что избирательная кампания не только сложное, но и весьма дорогостоящее мероприятие. До ее начала весьма полезно детально просчитать, на что пойдут средства и зафиксировать такой расчет на бумаге. Несколько слов об объеме документации. Мы сторонники коротких документов: стратегия не должна превышать 15 страниц (оптимально 10–12); тактика – 30 страниц (оптимально 15–25 в зависимости от масштаба кампании). Излишне пухлые проекты свидетельствуют о неумении авторов отделить главное от второстепенного.
Разработка стратегии
При определении стратегии избирательной кампании можно выделить следующие этапы:
1). Анализ обстановки, включающий:
– определение электоральных предпочтений избирателей;
– оценку тенденции изменения электоральных предпочтений;
– оценку стартовых позиций конкурентов.
Целью анализа обстановки является предварительное определение стратегических характеристик кампании: конфигурации, установки, адресной группы (см. §2.17);
2). Выявление основных проблем предстоящей кампании;
3). Формулировку главной (ключевой) идеи кампании (или, что то же самое, определение положительного образа кандидата, который следует предъявить избирателям) и уточнение стратегических характеристик кампании;
4). Определение путей расширения образа кандидата и компенсации его антиобраза;
5). Формулировку тем избирательной кампании;
6). Определение стратегии по отношению к конкурентам;
7). Уточнение и корректировку стратегии.
Основная методологическая трудность при определении стратегии порождается взаимосвязью конфигурации кампании и положительного образа кандидата. С одной стороны, положительный образ должен быть определен на основе конфигурации. С другой стороны, сама конфигурация зависит от положительного образа, который сформирует кандидат.
Эту трудность удается преодолеть за счет того, что положительный образ кандидата ни в коей мере не может быть произвольным. Он всегда тесно связан с биографией и личностными качествами кандидата. Поэтому основа его положительного образа всегда известна еще до оценки конфигурации и даже до начала избирательной кампании.
Исходя из сказанного, оценка конфигурации и других стратегических характеристик кампании осуществляется в два этапа. В процессе анализа обстановки определяется предварительная конфигурация кампании с учетом «предварительного» положительного образа кандидата. Далее, на основе анализа проблем кампании, вытекающих из ее предварительной конфигурации, положительный образ кандидата окончательно определяется и конкретизируется, после чего при необходимости вносятся уточнения в предварительную оценку конфигурации.
Ниже мы подробнее остановимся на каждом из этих этапов формирования стратегии.
4.3.2.1. Анализ обстановки
Исходными данными для анализа обстановки являются:
– базовая аналитическая справка по округу, включающая паспорт округа и данные о его электоральной истории (см. п.3.5.2);
– результаты социологической пристрелки: данные базового опроса и информация, полученная методом экспертных оценок, фокусированных интервью и другими методами (см. п.3.5.4);
– данные о конкурентах: их состав, биографии, ресурсы (приблизительно).
Анализ обстановки включает следующие задачи.
1. Определение электоральных предпочтений избирателей. Решение этой задачи сводится к оценке следующих параметров:
– число активных избирателей в округе;
– соотношение между политически ориентированными и личностно ориентированными избирателями;
– определение базового электората каждой из политически ориентированных номинаций положительного образа (электорат партий и движений);
– определение личностно ориентированных номинаций положительного образа кандидатов, которые предъявлялись избирателям на предыдущих выборах;
– определение базового электората каждой из выявленных номинаций личностного положительного образа;
– оценка количества подвижных избирателей;
– оценка ограничений по антиобразу, которые накладываются на голосование каждого из выделенных ранее сегментов электората.
Результатом анализа должна быть картина электоральных предпочтений избирателей на предыдущих выборах, дающая ответ, за кого склонна голосовать та или иная часть (сегмент) избирателей; какую часть избирателей следует отнести к колеблющимся и за кого тот или иной из выявленных сегментов не проголосует практически никогда.
Главным источником информации для определения электоральных предпочтений избирателей являются предыдущие выборы. При этом желательно принимать во внимание не только результаты голосования, но и всю логику прошедших избирательных кампаний. Дополнительным источником являются данные социологии.
Следует подчеркнуть, что наиболее надежную информацию дают результаты предыдущих выборов того же уровня, что и предстоящая избирательная кампания. Мы уже отмечали, что мотивация голосования избирателей (а следовательно и деление их на те или иные группы) зависит от уровня выборов. В частности, подчеркивалась преобладающая (хотя и не всеобщая) тенденция роста доли личностно ориентированных избирателей с понижением уровня выборов. Поэтому если речь идет, например, о выборах местного самоуправления, то информацию о голосовании избирателей на выборах в Государственную Думу следует использовать с достаточной осторожностью.
Как уже отмечалось в §2.17, излишняя погоня за точностью определения размера того или иного сегмента электората не нужна. Важно не допустить качественных ошибок.
2. Оценка тенденции изменения электоральных предпочтений избирателей необходима для отслеживания изменений состава и размеров сегментов электората, полученных по данным прошлых голосований. Здесь также идет речь в первую очередь не о количественных, а о качественных показателях. В принципе возможны две тенденции изменения обстановки, которые условно можно обозначить как «политизация» и «деполитизация».
«Политизация» характеризуется возникновением или нарастанием в округе (в регионе, в стране) какой-либо проблемы, вокруг которой постепенно начинает сосредотачиваться вся политическая жизнь (например, проблема шахтеров в Кузбассе). На картине электоральных предпочтений избирателей она сказывается как через рост числа активных избирателей, так и через увеличение среди них доли политически (точнее, «проблемно») ориентированных. В предельном случае ситуация может оказаться близкой к революционной и привести к поляризации избирателей в черно-белой системе координат. Для таких ситуаций характерна довольно высокая эффективность наивного подхода к построению стратегии.
В качестве типичного примера можно указать многочисленные выборы во Владивостоке, прошедшие в координатах: «Вы за Черепкова или против?».
«Деполитизация» выборов происходит из-за потери интереса избирателей к соответствующему выборному органу. Для нее характерно снижение активности избирателей, размывание сегментов базового электората и относительный рост числа подвижных избирателей. В пределе может сложиться ситуация выборов со слабым содержанием с характерным доминированием рекламного подхода к стратегии избирательных кампаний.
Отметим, что одни и те же избиратели в одно и тоже время могут демонстрировать обе тенденции, но применительно к выборам разного уровня. Например, федеральные выборы могут пройти под знаком резкой политизации, а проводимое одновременно с ними избрание местного законодательного органа оказаться типичными выборами со слабым содержанием.
Правильная оценка тенденции позволяет внести необходимые корректировки в картину электоральных предпочтений избирателей, по крайней мере на качественном уровне. Если окажутся необходимыми и количественные уточнения, то для их получения следует прибегнуть к социологии.
3. Оценка стартовых позиций конкурентов предполагает выявление следующих параметров:
– определение размеров базового электората, соответствующего положительному образу каждого из конкурентов;
– определение ограничений каждого конкурента по его антиобразу;
– оценка стартовой узнаваемости и стартового рейтинга конкурентов;
– оценка ресурсов конкурентов.
Напомним, что под ресурсами следует понимать не только деньги, но и самого кандидата со всеми его личными качествами и системой политических и личных связей, а также команду кандидата и время.
Оценка конкурентов также носит в первую очередь качественный характер. Здесь главное не ошибиться при помещении конкурента в ту или иную номинацию положительного образа и правильно проранжировать конкурентов по силе.
Серьезные трудности с оценкой конкурентов могут возникнуть, если один или несколько из них оказываются «новыми» – не в том смысле, что баллотируются впервые в данном округе (это само по себе не порождает особых затруднений при анализе), а в том, что могут выступить в новой, еще не предъявлявшейся избирателям номинации положительного образа. В этом случае следует посмотреть, как голосовали избиратели за данную номинацию на выборах других уровней. Если и таким путем не удается получить надежной информации, следует использовать данные социологии и экспертные оценки.
Главным результатом анализа обстановки является предварительное определение конфигурации предстоящей избирательной кампании, установки кампании и адресной группы.
4.3.2.2. Выявление основных проблем кампании
На этой стадии необходимо зафиксировать ответ на ряд принципиальных вопросов, которые во многом являются определяющими для построения стратегии вашей кампании.
1. К какому из трех типов выборов – «политизированному», «нормальному», со слабым содержанием – следует отнести предстоящую кампанию?
Заметим, что если вы испытываете определенные колебания при ответе на этот вопрос, то всегда лучше отнести выборы к нормальным. Два остальных случая являются в определенной степени патологией и требуют специальных стратегий. Как правило, гораздо безопасней использовать обычные стратегии в патологической ситуации, чем нестандартные стратегии (типа наивного подхода) в ситуации нормальной. В первом случае ошибка, скорее всего, приведет лишь к некоторой потере эффективности вашей кампании; во втором случае она с большой вероятностью обеспечит поражение.
2. Насколько велика подвижность избирателей? Ответ на этот вопрос показывает, в какой степени следует задействовать в кампании положительную динамику образа (см. §2.7).
3. Не является ли один из ваших конкурентов ярко выраженным лидером предстоящей кампании? От правильного ответа на этот вопрос зависит возможность использования в предстоящей кампании негативных стратегий.
4. Насколько острой является для вас в предстоящей кампании проблема узнаваемости?
5. Как соотносится размер вашей адресной группы с базовыми электоратами основных конкурентов и установкой кампании. Если адресная группа оказывается слишком маленькой, сравнимой по размерам с вашей установкой или базовым электоратом одного из конкурентов, ситуация явно аварийная. Скорее всего, придется использовать одну из негативных стратегий (см. §2.12) или строить кампанию на борьбе со стереотипом (см. §2.6), а также использовать методы размывания базового электората конкурентов (см. §2.16).
6. Как соотносится размер адресной группы с базовым электоратом кандидата? Если два этих параметра близки по размеру, одной из главных стратегических проблем кампании является расширение образа и (или) компенсация антиобраза.
7. Какова степень пересечения базового электората кандидата с базовым электоратом конкурентов? Не придется ли использовать в кампании те или иные методы борьбы с конкурентами, играющими на той же площадке, что и кандидат?
И, наконец, последний (по счету, но не по значению!) вопрос:
8. Насколько предстоящая кампания обеспечена всеми видами ресурсов?
Напомним, что в зависимости от ресурсного (в первую очередь финансового, см. §1.4) обеспечения все кампании можно условно поделить на три категории: минимальные кампании (реализуют «дешевые» стратегии); достаточные кампании (оптимальные стратегии) и кампании с дополнительными гарантиями (расширенный по сравнению с достаточными кампаниями набор мероприятий). Для определения стратегии необходимо установить, дотягивают ли имеющиеся у кандидата ресурсы для проведения достаточной кампании. Если ресурсов недостаточно, кандидат будет вынужден прибегнуть к одной из «дешевых» типовых стратегий (контрход, кампания одной темы, кампания на отождествление и т.д.) или, по крайней мере, использовать их как необходимые составляющие своей стратегии. Понятно, что в конкретной ситуации «дешевые» стратегии далеко не всегда совпадут с оптимальными.
4.3.2.3. Формулировка ключевой идеи (определение положительного образа кандидата)
Дальнейшее изложение мы будем вести в основном применительно к кампаниям, конфигурация которых близка к равновесной. Это значит, что выборы проходят при «нормальной» политической температуре, среди конкурентов нет доминирующего лидера, кандидат обладает ресурсами для проведения достаточной кампании и т.д. Хотя подобная ситуация далеко не всегда типична для российских выборов, именно она, пожалуй, требует наибольшей точности при определении стратегии. Резко неравновесные ситуации требуют уже не раз рассмотренных нами типовых стратегий, которые в каком-то смысле проще. Они всегда базируются на какой-либо одной, довольно прозрачной идее. Если равновесие нарушено не сильно, то типовая стратегия может быть применена как некая составная часть более общей «нормальной» стратегии.
О формировании ядра образа достаточно подробно сказано в §2.6. Здесь мы хотели бы только еще раз предостеречь читателей от попыток слишком сильно сдвинуть ядро образа относительно личности и биографии кандидата. Как правило, такие ошибки проистекают от желания как можно сильнее отстроить свой базовый электорат от базового электората конкурентов. Но как бы не важна была эта задача, нельзя забывать, что образ, не соответствующий кандидату – это всегда фальшивка, которую избиратели непременно раскусят во время выборов.
4.3.2.4. Расширение положительного образа и компенсация антиобраза
Методы расширения положительного образа кандидата и компенсации его антиобраза рассмотрены в §§2.7, 2.9. Применительно к конкретной кампании они должны использоваться с учетом ее проблем, выявленных на предыдущих этапах разработки стратегии.
Напомним, что расширение образа реализует также адресное построение кампании (если таковое необходимо, см. §2.18).
После окончательного определения положительного образа кандидата может быть проведено уточнение конфигурации кампании, ее установки и адресной группы.
4.3.2.5. Формулировка тем избирательной кампании
Вопрос о том, как следует определять темы избирательной кампании, рассмотрен в §2.15. Напомним, что главным критерием для выбора тем является их максимальное соответствие положительному образу кандидата. Вторым по значимости фактором следует считать актуальность каждой из тем для избирателей округа. Степень актуальности тем кампании устанавливается на основе социологических данных. Наконец, на уровне тем кампании может быть реализована адресная агитация соответствующих целевых аудиторий (см. §2.18).
Определение тематики кампании включает:
– выбор основной (ключевой) темы кампании;
– выбор двух-четырех вспомогательных тем;
– разработку рабочих вариантов речевых модулей по темам кампании;
– разработку рабочего варианта слогана (основного лозунга кампании) и месседжа (послания кандидата к избирателям).
Окончательная доработка слогана, месседжа и речевых модулей осуществляется на этапе разработки проекта рекламной кампании.
4.3.2.6. Определение стратегии по отношению к конкурентам Данная проблема подробно рассмотрена в §2.16. Естественно, выбор конкретной стратегии по отношению к конкурентам должен быть ориентирован на проблематику кампании.
Напомним, что некоторые стратегии предполагают воздействие на базовый электорат конкурентов, что соответственно означает расширение адресной группы агитации за счет упомянутых электоратов. Поэтому после определения порядка действий по отношению к конкурентам иногда целесообразно еще раз уточнить размер адресной группы.
4.3.2.7. Документация
Результатом разработки стратегии кампании должен явиться документ под названием «Стратегия» объемом примерно 8– 12 страниц и содержащий следующие разделы:
1. Анализ обстановки;
2. Основные проблемы кампании;
3. Предложения по стратегии;
3.1. Положительный образ кандидата;
3.2. Расширение образа;
3.3. Компенсация антиобраза;
4. Тематика кампании;
5. Стратегия по отношению к конкурентам. При этом «Стратегия» обязательно должна содержать установку кампании, адресную группу и конфигурацию кампании.
Естественно, приведенный нами алгоритм построения стратегии избирательной кампании далеко не всегда обязателен к реализации в полном объеме. Вообще разработка стратегии – это сугубо творческий процесс, и в этом плане он очень плохо поддается алгоритмизации и стандартизации. Обычно решение возникает на интуитивном уровне, а «алгоритм» помогает лишь обосновать решение и проверить его правильность. Поэтому к нашим рекомендациям следует относиться не как к универсальному методу построения стратегии (никакие рекомендации не способны заменить собой творчество), но скорее как к памятке, которая поможет сузить круг творческих поисков и не забыть про моменты, принципиальные для разработки стратегии избирательной кампании.
4.3.3. Разработка тактики
Исходными данными для разработки тактики кампании являются «Стратегия», базовая аналитическая справка по округу, результаты социологической пристрелки и информационная карта округа.
В ходе разработки тактики устанавливается полный перечень мероприятий кампании, сроки их проведения и затраты на них. При этом главной целью является определение оптимального распределения ресурсов кампании: людских, временных и финансовых. Одновременно с этим тактика должна содержать полный набор исходных данных для последующей разработки проекта рекламной кампании.
Проектирование тактики кампании сводится к последовательному решению следующих задач.
4.3.3.1. Определение тактического рисунка кампании
Выявляются основные направления и мероприятия кампаний, а также ее этапы (см. § 3.1).
4.3.3.2. Агитационно-рекламное направление
а). Формирование имиджа кандидата. Принимается решение о том, насколько необходим штатный имиджмейкер в составе штаба. Определяется перечень мероприятий по формированию и поддержке имиджа кандидата и затраты на них (см. п. 3.3.2).
б). Фирменный стиль и основные агитационные материалы. Формулируются предложения по фирменному стилю кампании. Устанавливаются перечень основных агитационных материалов. Определяются затраты на разработку (см. п. 3.3.3).
в). Прямая реклама в СМИ (см. п. 3.3.4). Определяется номенклатура продукции телерекламы, сроки ее изготовления и стоимость. Разрабатываются предложения по медиа-плану. Устанавливаются затраты на реализацию программы прямой рекламы на ТВ. Определяется необходимость прямой рекламы на радио и в печатных изданиях. В случае, если такая необходимость установлена, формулируются предложения по программе прямой рекламы на радио и в газетах и определяется стоимость этой программы.
г). Косвенная реклама в СМИ (PR-кампания; см. п.3.3.5). Формулируются предложения по основным информационным поводам кампании и номенклатуре заказных сюжетов в СМИ. Определяется состав PR-группы и порядок ее работы. Устанавливается размер фонда и сроки реализации программы косвенной рекламы.
д). Наружная реклама и распространяемые агитационные материалы (см. п. 3.3.6). Определяется номенклатура продукции, объемы и сроки изготовления тиражей и затраты.
е). Пресс-служба, (п. 3.3.7). Определяется объем задач, решаемых пресс-службой и устанавливается размер фонда на обеспечение ее работы, с учетом необходимости решения таких задач, как оперативная разработка позиций, заявлений, обращений и выступлений кандидата, а также организации работы группы видеосопровождения.
ж). Разработка предвыборной платформы (см. п. 3.3.7). Определяется порядок, сроки и стоимость разработки.
4.3.3.3. Непосредственная работа с избирателями (оргмассовое направление)
а). Формирование структуры для проведения кампании (п.3.4.2). Определяется количество активистов, необходимое для проведения кампании и обсуждаются методы их набора. Устанавливается число территориальных штабов, их штатное расписание и затраты на функционирование (с учетом общественных приемных; см п.3.4.7). Определяется порядок оплаты работы активистов.
б). Сбор подписей для выдвижения кандидата (см. п.3.4.9). Принимается решение о виде регистрации кандидата (через сбор подписей или через залог). Определяются затраты на регистрацию.
в). Кампания «от двери к двери» (см. п.3.4.4). Устанавливается необходимость мероприятия. Определяются его объем, схема, сроки проведения и затраты.
г). Телефонное внедрение (см. п.3.4.5). Устанавливается необходимость мероприятия. Определяется его объем, схема реализации и стоимость.
д). Адресная рассылка (см. п. 3.4.6). Устанавливается необходимость мероприятия. Определяются источники получения баз данных по избирателям, затраты на их приобретение и обслуживание. Устанавливается количество волн рассылки, содержание писем, сроки распространения и стоимость мероприятия.
е). Распространение наружной рекламы и агитационных материалов (в т.ч. безадресная рассылка, см п. 3.4.9). Определяются перечень, объем, сроки и стоимость мероприятий.
ж). Встречи кандидата с избирателями (см. п. 3.4.7). Обсуждаются предложения по программе встреч. Устанавливается размер фонда на их обслуживание.
з). Массовые мероприятия кампании (см. п. 3.4.8). Определяется перечень массовых мероприятий, программа их проведения и затраты на них.
и). Контроль голосования в день выборов (см. п. 3.4.9). Определяется стоимость мероприятия.
4.3.3.4. Информационно-аналитическое обеспечение
а). Аналитика (см. п. 3.5.2). Определяются решаемые задачи и размер фонда на обеспечение их решения.
б). Социология (см. пп. 3.5.3 – 3.5.5). Определяется программа социологических исследований в интересах кампании и стоимость ее реализации.
4.3.3.5. Взаимодействие с внешними организациями (см. §3.6.)
Определяются задачи, решаемые в рамках направления и размер фонда для обеспечения их решения.
4.3.3.6. Юридическое обеспечение (см. §3.7)
Определяются задачи направления и размер фонда для обеспечения их решения.
4.3.3.7. Структура управления кампанией, техническое и финансовое обеспечение (см. §§3.7, 3.8, 4.2)
Определяются структура центрального штаба, штатное расписание и фонд заработной платы. Устанавливается перечень оборудования, необходимого для центрального и территориальных штабов. Определяются затраты на приобретение оборудования и поддержание функционирования штабов на протяжении кампании. Определяются суммарные затраты на избирательную кампанию и распределение затрат по направлениям.
Результаты разработки оформляются в виде документа под названием «Тактика» объемом примерно в 15–20 страниц со следующим оглавлением:
1. Тактический рисунок кампании.
2. Агитационно-рекламное направление.
3. Оргмассовое направление.
4. Информационно-аналитическое обеспечение.
5. Взаимодействие с внешними организациями.
6. Юридическое обеспечение.
7. Техническое обеспечение.
8. Финансовое обеспечение.
9. Структура центрального штаба кампании.
План-график избирательной кампании
План-график избирательной кампании является основным проектным документом. Практически в каждом серьезном руководстве по выборам приводится тот или иной вариант типового план-графика.
Приводим такой вариант и мы (см.приложение к книге, отдельный файл).
Предлагаемый типовой план-график рассчитан на кампанию среднего и крупного масштаба: от сотни тысяч до нескольких миллионов избирателей. Однако он вполне может быть использован как основа для составления плана более мелких кампаний (несколько десятков тысяч избирателей). При уменьшении масштаба кампании в основном будет сокращаться количество мероприятий агитационно-рекламного направления при относительном увеличении веса оргмассового направления.
План-график предполагает выборы в один тур. Если избирательная кампания проводится в два тура, то второй тур должен быть спланирован по отдельному графику.
Для удобства план-график разбит на восемь стандартных направлений избирательной кампании. Это позволяет менеджеру кампании сразу же четко разделить решаемые задачи между руководящими сотрудниками штаба, обозначив каждому из них определенную сферу деятельности и ответственности. Такое разбиение, однако, лишает план-график наглядности, поскольку не сразу видна стыковка сроков между мероприятиями разных направлений. Поэтому мы рекомендуем менеджеру кампании, помимо основного план-графика, сделать на его базе стандартный сетевой график на большом листе бумаги (для наглядности).
Для того, чтобы читателю было легче воспользоваться нашим типовым графиком для разработки собственной документации, мы приводим в нем сроки проведения мероприятий. Эти сроки носят условный характер и отсчитываются от условной даты выборов: 31 декабря. Сам график рассчитан на полугодовую избирательную кампанию с официальным началом выборов (началом официального выдвижения кандидатов и сбора подписей) за три месяца до дня голосования.
План-график предполагает проведение кампании в четыре стандартных этапа:
I этап:1 июля – 30 сентября.Подготовительный этап.
Разрабатывается стратегия и тактика кампании; ее фирменный стиль, основные агитационные материалы; проводятся другие необходимые мероприятия подготовительного цикла;
II этап:30 сентября – 10 октября. Сбор подписей. Одновременно с этим изготавливаются агитационные материалы кампании;
III этап:10 ноября – 15 декабря. Агитационная кампания;
IV этап:16 декабря – 29 декабря. Завершающая часть кампании (финальный рекламный удар, фиксирующие мероприятия).
Несмотря на то, что сроки, приведенные в план-графике, отсчитаны от условной даты выборов, внутри каждого из направлений и между направлениями они жестко состыкованы. Поэтому при разработке план-графика конкретной избирательной кампании их легко пересчитать, подставив вместо условной даты голосования 31 декабря реальную дату и осуществив соответствующий синхронный сдвиг всех остальных дат проведения мероприятий.
Для удобства читателей в графе «Примечание» типового план-графика указаны параграфы книги, в которых обсуждаются соответствующие мероприятия.
В заключение – еще две рекомендации по разработке план-графика:
1. План-график целесообразно разрабатывать в два этапа. Рабочий вариант создается менеджером кампании, после чего он передается на согласование ответственным за направления, которые вносят в него свои предложения. В результате окончательный вариант план-графика оказывается пропущенным через тех сотрудников штаба, которые и будут проводить указанные в нем мероприятия;
2. При разработке план-графика целесообразно придерживаться принципа избыточного планирования. Далеко не все мероприятия, приведенные в типовом план-графике, следует использовать в каждой избирательной кампании. Однако всегда полезно предусмотреть возможность их проведения. Практика показывает, что гораздо легче скорректировать план-график путем отказа от некоторых предусмотренных в нем мероприятий, чем вставлять в него мероприятия, заранее не запланированные. Если какое-то мероприятие не попало в план-график изначально, то практически со стопроцентной вероятностью оно не попадет в него никогда.
Проект рекламной кампании
Проект рекламной кампании разрабатывается специалистами по рекламе, подряжаемыми для обслуживания агитационно-рекламного направления. Исходными данными для разработки служит проект избирательной кампании.
Проект рекламной кампании включает:
1). Общие предложения по стилистике рекламы и их обоснования. Стиль рекламной кампании должен максимально соответствовать как формируемому положительному образу кандидата, так и характеру адресной группы избирательной кампании. Например, если значительную часть адресной группы составляет старшее поколение избирателей, целесообразно выдержать рекламу в стиле 70-х годов – и т.д.;
2). Полностью разработанный фирменный стиль кампании (п.3.3.3);
3). Доработанные основные агитационные материалы кампании (п.3.3.3);
4). Перечень продукции прямой рекламы в СМИ: номенклатура аудио- и видеоматериалов, их идеи и примерные сценарии (п.3.3.4), сроки изготовления;
5). Медиа-план демонстрации прямой рекламы в электронных СМИ (п.3.3.4);
6). Программу косвенной рекламы (п.3.3.5);
7). Оригинал-макеты продукции наружной рекламы и распространяемых агитационных материалов, их тиражи и сроки изготовления (п.3.3.6).
По всем позициям, где это необходимо, приводится уточненная (по сравнению с проектом избирательной кампании) оценка затрат.
Обращаем внимание читателей, что мы не выделили в типовом план-графике кампании разработку проекта рекламной кампании в качестве самостоятельной позиции. Это не случайно. Проект рекламной кампании, вообще говоря, не является настолько необходимым документом, что без него нельзя обойтись. Вполне можно провести кампанию и не имея данного проекта, поскольку все задачи, решаемые при его разработке, уже присутствуют в типовом план-графике как набор самостоятельных мероприятий. Однако когда при проведении крупных избирательных кампаний главный подрядчик агитационно-рекламного направления определяется через конкурс, то на конкурс должны быть выставлены именно законченные проекты рекламных кампаний (а не бессвязный набор идей по сценариям видеоклипов и текстам листовок). На этот случай мы и приводим стандарт для разработки указанных проектов.