Аудит избирательных кампаний

Уже после начала кампании и достаточно больших вложений в приглашенную команду, у кандидата или спонсора кампании (например, вышестоящих партийных органов, федеральной администрации и т. д.) внезапно может возникнуть мысль о том, что в кампании не все в порядке, что надо что-то изменить: команду, стратегию и т. д В этом случае обычно приглашают сторонних консультантов, которые могут дать «независимую» оценку ходу кампании и эффективности проводимых агитационных мероприятий

Аудит избирательной кампании лишь частично касается финансовых аспектов выборов. По большей части аудиторы озабочены лишь тем, насколько выбранный план кампании соответствует конечным и промежуточным целям кампании, насколько команда способна его выполнить.

Основным предметом интереса аудиторов является:

• условия кампании;

• реальность поставленных целей;

• кандидат, его ближайшее окружение и влияниеокружения на деятельности кандидата и эффективностькампании;

• команда- квалификация и психологический климат;

• деятельность штаба, степень профессионализма основныхсотрудников, их честность;

• качество планов, их реальность и исполнение;

• информационное обеспечение;

• ход рекламной кампании и качество агитационнойпродукции;

• вопросы финансирования;

• взаимоотношение кандидата с элитами;

• оценка шансов кандидата.

Обычно вопросы, которые ставятся перед аудиторами, следующие:

• Имеет ли кандидат шансы на победу (спонсоры на самомделе хотели бы знать, стоит ли дальше вкладывать вкандидата средства и что надо сделать для того, чтобы этишансы стали реальными)?

• Насколько ответственно кандидат подходит к проведениюкампании, как надо на него воздействовать (вопросспонсора)7

• Ведет ли выбранная стратегия и тактика кампании кпоставленной цели9

• Насколько команда кандидата профессиональна, способнали команда привести кандидата к победе или достигнутьиных поставленных целей (понимает ли команда ходкампании, не «разводят ли» кандидата)7

• Насколько эффективна стратегия и тактика агитационнойкампании, отдельные крупные мероприятия, обоснованызатраты на агитацию?

• Каковы основные критические точки и оси кампании,снижающие ее эффективность?

• Насколько хорошо организован штаб?

• Кто или что является «слабым звеном» в команде?

• Насколько обоснована общая финансовая смета кампании?

• Как улучшить работу команды, стратегию, план, чемпомочь кампании?

В качестве аудиторов чаще всего приглашают наиболее сильных консультантов и аналитиков, которые за 3-5 дней пребывания в округе способны сделать обоснованное заключение о ходе кампании. Понятно, что обычно команда кандидата «не любит» аудиторов Известны случаи, когда аудиторы подвергались угрозам и прямой агрессии со стороны команды, на которую они, в общем-то, и должны были работать.

Обычно аудиторы-консультанты не проводят сами исследований, - они базируются на известных вторичных данных, из которых делаются неоднозначные выводы.

Заключения, которые делают аудиторы, примерно следующие, кандидат не ставит перед собой цели победы в кампании (значит ставит иные цели, какие?); кандидат и команда способны (или не способны) победить; необходимо помочь ресурсами (например, оказать административную, финансовую, СМИ-поддержку и т. д.); необходимо усилить или заменить команду; необходимо срочно изменить стратегию или тактику кампании; вступить в коалицию с определенными политическими силами; прекратить воровство в кампании и т. д.

Аудиторы часто используют групповые методы работы деловые игры и коллективные экспертизы, но чаще основываются только на личном опыте.

Аудит кампании достаточно эффективное мероприятие. Ведь несколько дней работы группы аудиторов (обычно не более двух-трех человек) позволяют кандидатам и спонсорам вовремя скорректировать ход кампании, заменить команду, сократить расходы на кампанию. Отметим, что услуги аудиторов стоят дорого, но спрос на них постоянно растет. Многие кандидаты уже рассматривают аудиторов как совершенно необходимое звено избирательной команды.

К, сожалению, грамотных электоральных аудиторов пока мало. Д работа их, по понятным соображениям, обычно не предается щирокой огласке.

1. Избирательный маркетинг - это совокупность теорий иметодов, влияния на поведение избирателей. Основной цельюизбирательного маркетинга является разработка приемов борьбы,которые помогают добиться в ходе выборной кампании именнотакого числа голосов избирателей, которое необходимо для победы.

2. Перед началом сбора диагностической информации нужнознать, что с ней потом делать. Излишек информации вреден, таккак отвлекает силы на ее анализ, затушевывает основныетенденции

3. Общая программа сбора информации должна быть подчиненалишь одному критерию - полезности для избирательной кампании.

Рекомендованная литература:

1. ДмитриеваЕ Фокус-группы... [43]

2. Ильясов Ф. Почитическиймаркетинг... [62]

3. Почитический маркетинг... [156]

4. Чередниченко В А Социологическая информация... [209]

5. Степанова В В Качественные методы введение в гуманистическую социологию... [189а]

Глава 9. ОСНОВЫ АГИТАЦИОННО-РЕКЛАМНОЙ РАБОТЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

Наши рекомендации