Ii. различия государства и права
В научной и учебной юридической литературе различия между этими явлениями объясняются их природой, социальным назначением, выполняемыми функциями.
1. Судя по всему, государство – это особая организация политической публичной власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение государственного принуждения. Ключевое положение в характеристике права, в том, что оно есть система установленных государством и охраняемых им норм.
2. Если государство концентрированно выражает материальную силу (чиновники, здания, в которых они осуществляют свою деятельность, транспорт, связь, оружие и т.д.), то право закрепляет, «преломляет» волю народа, социальных групп, главы государства, его администрации, волю членов законодательного собрания, правительства, и т.д.
3. Первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права – юридическая норма.
4. Различна структура (строение) государства и права. Государство состоит из органов, наделенных специальной компетенцией, образующих его механизм. Особенность строения права, как системы в том, что оно включает отрасли права, правовые институты и юридические нормы.
5. Различны формы государства и права. Форма государства включает такие элементы, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим. К формам права относятся нормативные правовые акты (законы и др.), договоры нормативного содержания, правовые обычаи, юридические прецеденты и др.
53.Социальные нормы: понятие, классификация.
Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Они регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:
1) все они регулируют общественные отношения;
2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;
3) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений.
Отметим следующие наиболее существенные особенности социальных норм:
1) предмет регулирования здесь социальный - общественные отношения;
2) субъектный состав – люди как участники социальных отношений, их объединения.
Признаки социальных норм:
- являются правилами (образцами) поведения;
- отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества;
- отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);
- характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
- определяют границы возможного и должного поведения;
- подкрепляются возможностью реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушил соответствующие «предписания».
Право и мораль – основные социальные регуляторы поведения людей. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений. Право и мораль имеют общие черты, различия, им свойственно взаимодействие.
54.Нормы права и нормы морали: единство, различие, взаимодействие.
Единство права и морали проявляются в нескольких аспектах.
1. Нормы права и нормы морали – это разновидности социальных норм. И тем, и другим норма свойственны общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов;
2. Право и мораль – надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества;
3. У права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения, они ориентированы на индивидов, коллективы, социальные группы;
4. Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, включают меру требований общества к людям;
5. И праву, и морали свойственна определенная динамика, связанная с развитием, совершенствованием правовых отношений.
Различие права и моралиможно провести по нескольким критериям.
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе исторически в процессе жизнедеятельности людей на основе их представлений о добре и зле, справедливости, долге и т.д. и становятся обязательными по мере их осознания и признания большинством членов общества. Правовые нормы устанавливаются государством и после этого официально приобретают общеобязательную силу для тех, кому адресованы.
2. По сфере действия. Нормы морали по сравнению с правом регулируют более широкую сферу общественных отношений (отношения дружбы, товарищества, доверительности и др.), т.е. распространяются на поведение, которому можно дать нравственную оценку. Право не может воздействовать на эти группы отношений, поскольку в силу своего характера они не подлежат формальному юридическому закреплению. Право регулирует наиболее важные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования (экономические, управленческие, политические и др.).
3. По критериям оценки. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого – несправедливого и других подобных категорий. Нормы права упорядочивают общественные отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
4. По форме выражения. Нормы морали, возникая в процессе развития общества, постепенно осознаются людьми и «живут» в их сознании, т.е. представляют собой неписанные правила. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах (законах, декретах, указах, постановлениях), т.е. имеют четкие письменные формы своего внешнего выражения.
5. По степени детализации. Нормы морали не содержат точных, детализированных положений, носят общий характер и выступают как принципы поведения людей (быть честным, справедливым, милосердным). Нормы права выступают в детализированной форме как четко сформулированные права и обязанности участников регулируемых общественных отношений.
6. По способам обеспечения. Реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением людей и средствами общественного мнения (осуждение, порицание и др.). Реализация правовых норм обеспечивается не только в силу убеждения людей, но и возможностью использовать средства правового воздействия по отношению к тем, кто отступает от требований права.
7. По структурной организации. Нормы права представляют систему норм, включающую институты права, подотрасли права, отрасли права. Нормам морали не свойственна подобная логически стройная структура, основанная на связи определенных элементов, поскольку они представлены в виде принципов поведения.
8. У норм права и норм морали есть общая сфера правового воздействия, к которой подключается мораль и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью (сфера дружбы, взаимопомощи и т.п.).
Взаимодействие права и морали.Право и мораль взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений.
1. Их требования во многом совпадают в деле упорядочения общественных отношений. То, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. Мораль признает противоправное поведение безнравственным.
2. Многие правовые нормы включают нравственные принципы (не убей, не укради и т.п.). Принципы морали положены в основу многих норм семейно-брачного и иного законодательства.
3. Нормы морали имеют большое значение для правотворческой деятельности законодательных органов.
4. Нормы морали тесно связаны с процессом применения правовых норм. Они способствуют: правильной квалификации конкретных юридически значимых деяний, объективной оценке личности гражданина с позиции его нравственных качеств; определению пределов осуществления его прав и т.д.
55.Система права: понятие, основные черты.
Система права – объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, включающее многообразные элементы – нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права, , а также связи между ними.
Характерные черты системы права:
1. Системность (греч. systema – составленное из частей, соединение) – свойство, относящееся к целостному объекту, состоящему из элементов, находящихся во взаимных отношениях, отличающихся взаимодополняемостью.
2. Первичным ее элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.
3. Объективность - система права складывается объективно, как отражение реально существующих общественных отношении. Она не может быть сконструирована произвольно по субъективному усмотрению людей, поскольку предопределена закономерностями общественной жизни, экономическими, социальными, политическими, историческими и другими факторами.
4. Единство и согласованность входящих в нее элементов – норм права, институтов права и т.д., значимость и результативность которых зависят от взаимной поддержки и единой направленности.
5. Способность данной системы к дифференциации (делению) - следствие многообразия общественных отношений, регулируемых нормами права.
6. Динамичность, совершенствование - результат постоянного развития общественных отношений.
Структурное строение системы права.В юридической литературе выделяют следующие элементы системы права: правовые нормы, правовые институты, подотрасли и отрасли права.
56.Институт права: понятие, виды
Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную группу, вид общественных отношений в рамках определенной отрасли права. С некоторым опережением отметим: если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид. Имеется в виду то, что институт – значительно меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм.
В юридической литературе выделяют несколько видов институтов права.
1. Прежде всего, институты подразделяются по отраслям права на конституционные, административные, гражданские, трудовые и т.д.
2. В зависимости от содержания институты подразделяются на материальные (институт наследования) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела).
3. По функциональной роли - на регулятивные (институт референдума) и охранительные (институт лишения свободы).
Основные правоохранительные институты представлены в уголовном и административном праве. Вместе с тем они могут содержаться и в регулятивных отраслях, например, в гражданском праве – нормы, закрепляющие недействительность сделок (ст. 166-181 ГК РФ).
Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые (комплексные), простые и сложные.