Право Франции в Средние века.
Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический опыт основывался на местных традициях, обычаях: во Франции они носили название «кутюмов» и составили основу партикулярного права страны. Наряду с общими обычаями провинций функционировали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже общин. Особенно значимой была роль кутюмов на севере Франции, которую в этой связи даже называли «страной неписаного права». В конце X века начали формироваться первые сборники феодальных обычаев, таких, как «Правила обычаев и прав монастырских» (977 г.), содержание которых отражало особенности феодальной юстиции отдельной местности, и значение их не выходило за пределы сеньорий.
С возникновением постоянной королевской администрации местные обычаи получили условную государственную санкцию: для признания обычая в качестве действующего источника в садах было необходимым, чтобы он был известен с «незапамятных времен» (по крайней мере, 40 лет). Развитие юриспруденции, начиная с XIII века, способствовало возникновению собраний кутюмов. Одним из древнейших считается частное собрание под названием «Советы другу» (1254–1259 гг.), составленное П. Де Фонтеном, в котором важное место занимали нормы римского права. Немалое значение приобрел Большой кутюм Франции короля Карла VI, где в качестве образца были изложены феодальные права и обычаи королевского домена. В середине XIII века в Нормандии был составлен полный сборник норм обычного права – Большой кутюм Нормандии. Постепенно стали появляться и частные записи обычаев. Наибольшую известность получили Кутюмы Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Они были обнародованы в 1285 году и вобрали в себя все сферы права, подчинив систематизацию практическим нуждам разбора дел. Этот знаменитый сборник состоял из пролога и 70 глав, включающих судопроизводство, правовой статус различных категорий населения, поземельные отношения и многое другое. Кутюмы Бовези подтверждали принцип обязательности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для королевской власти; так, король должен был соблюдать обычаи, известные с незапамятных времен. За кутюмами Бовези, разработанными в начале 80-х годов, последовали кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Франции. Большое распространение приобрели изданные в конце XIII в. «Книга правосудия и жалоб» и «Установления Св. Людовика» (авторы неизвестны). Однако даже после появления кутюмов по-прежнему в судах возникали многочисленные дебаты относительно легитимности той или иной нормы права. Тогда судьи вынуждены были опрашивать не менее десяти знатоков местного права о том, существовал ли такой кутюм и насколько он древен.
Распространение кутюмов сделало их к XV веку основным и наиболее популярным источником права Франции. Однако хаотичность собраний вызывала большие трудности в их использовании. В рамках общей реформы судопроизводства по приказу Карла VII в бальяжи направлялись комиссары, которые вместе с нотаблями должны были установить местные обычаи. На протяжении 1498–1530 годов во Франции были составлены новые полуофициальные собрания кутюмов – около 60 кутюмов общего и до 300 местного значения.
Постепенно на юге Франции важнейшим источником регулирования правоотношений становится реципированное римское право. Его влияние в Галлии имело глубокие исторические корни и восходило еще к временам завоевательных походов Цезаря. Постепенно реципированное римское право трансформировалось в право галло-римское. Последнее опиралось не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на раннефеодальную правду, составленную вестготским королем Аларихом. Французские профессора-глоссаторы комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в них текст пояснения (глоссы), которые, в свою очередь, также изучались и обобщались. Таким образом, римское право во Франции выступало как право ученых и оставалось далеким от практики королевских судов. Отношение же королевской власти к римскому праву было двойственным. С одной стороны, власть ссылалась на многие формулы римского публичного права в целях укрепления своих политических позиций. А, с другой – французские монархи не могли допустить чрезмерное влияние римского права, так как это означало бы признание верховенства римско-германского императора. Поэтому Людовик Святой (XIII в.) постановил, что это право не является обязательным в королевстве Франция, а Филипп Август еще ранее запретил преподавание римского права в Парижском университете (хотя в других университетах королевского домена оно свободно изучалось). Эта санкция была отменена только в 1679 году в правление Людовика XIV.
В XVI веке во Франции сложилась своя школа римского права, получившая название школы гуманистов. Ее представители отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Юристы-гуманисты, ориентированные на научное изучение римского права, не повлияли на судебную практику, однако подготовили почву для совершенствования постреволюционного законодательства
Также к числу правовых источников, действовавших на территории всей страны, относились нормы канонического права. Своего апогея во Франции оно достигло в ХII–ХШ веках, когда значительно расширилась компетенция церковных трибуналов, распространивших свою юрисдикцию не только на клир, но и на светское население. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за расширение своих судебных полномочий сфера канонического права начинает сужаться: королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам разбирать дела, касавшиеся светских лиц. Вскоре в юридической практике абсолютизма закрепился постулат, согласно которому лишь один король осуществляет власть в королевстве, поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. Королевской властью признавались нормы, включенные в Свод канонического права 1582 года, а все остальные нормы канонического права требовали дополнительной королевской санкции.
Большое значение во Франции в период Средневековья приобрело и городское право, основным источником которого являлись городские хартии, имевшие нормативный характер. Они отражали компромисс городского населения с королевской властью или отдельными сеньорами. Хартии предусматривали меры по поддержанию мира и внутреннего порядка, регламентировали права и свободы граждан, регулировали торгово-ремесленную деятельность. Городское право отличалось демократизмом, однако в то же время оно было сословно и корпоративно по сравнению с другими источниками феодального права. Развитие внутренней и внешней торговли выявило недостатки городского права, главный из которых заключался в партикуляризме. Поэтому уже с XII века отношения между купцами стали преимущественно регулироваться международным морским и торговым правом, заимствованным из сборников морских и торговых обычаев.
В период ленной монархии за королями не признавалось право законодательствовать относительно всей страны. Монархи обладали только правом издания эдиктов (распорядительных указов). Лишь с усилением централизованных тенденций королевские установления приобретают общее значение, за ними закрепляется название – ордонансы. С XIV века королевское законодательство стало активно внедрять опыт римского права, а затем и формировать самостоятельные предписания. Важнейшей политической линией королевского законодательства стало утверждение приоритета королевской юстиции.
Что касается права феодальной собственности на землю, то в Средние века во Франции оно сочеталось с элементами общинного землепользования. К XI веку наиболее характерной формой земельной собственности становится феод, а свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезает. Заметим, что феодальная собственность на землю неразрывно была связана с владельческими правами крестьян; для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченные, но постоянные: крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.
С XIII века форма крестьянского землепользования меняется: серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий, который внешне был своеобразным арендатором, освобождался от личных повинностей и получал некоторую свободу распоряжения землей. Так, с согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.
В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. Крупные сделки купли-продажи с XII века начинают составляться в письменном виде, в последующем утверждаться и нотариусами. Начиная с XIII века, с развитием реального торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами.
В X–XI веках, когда купля-продажа имущества еще была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.
В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.
На раннем этапе верховные права французского сеньора проявлялись в брачно-семейнойсфере: он мог возражать против вступления в брак крестьянина. Кутюмное право не признавало общности имущества супругов: каждый сохранял в своем владении фамильные земли. Однако этот режим соблюдался только для дворянских фамилий. Вопросы брака и семьи во Франции до XVI века регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI–XVII веках королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака, и брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII веке родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия. Личные отношения супругов определялись каноническим правом: главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Право наследованиясохранялось только в отношении той доли, владельцем которой наследодатель являлся при жизни. Феодальная традиция строго соблюдала право майората в наследовании дворянских имений. Майорат был наиболее характерным институтом при наследовании по закону, то есть осуществлялась передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, что позволяло избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.
В начале периода феодальной раздробленности, в IX–XI веках, преступлениево Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказанияже сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу периода, в XI–XII веках, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Тогда получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.
В период сословно-представительной монархии и, особенно в период абсолютизма с централизацией государства и усилением королевской власти, сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания были возмездие и устрашение. Впоследствии наиболее важные дела (королевские случаи) попадали под юрисдикцию Парижского парламента. В XVI веке парламенты расследовали основную массу преступлений в стране. Самыми массовыми преступлениями в парламентской практике были кражи и убийства, а типичными наказаниями – смертная казнь и битье кнутом. Приговоры приводились в исполнение публично для того, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Видами наказаниябыли: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества – в качестве основного и дополнительного наказания. Между тем отдельные наказания древнего права (протыкание языка богохульникам) при абсолютизме практически вышли из обихода.
Судебный процессдо конца XII века носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи.
Если практика кутюмов опиралась на такую форму судопроизводства, как повальный обыск, то, начиная с XVI века, начали утверждаться новые порядки судопроизводства. Принципиальное значение имели ордонансы 1498 и 1539 годов, в соответствии с которыми в практику вошли правила розыскного процесса. Отменялась духовная юстиция в гражданских и общеуголовных делах. Ордонансы 1536 и 1539 годов подробно расписали процесс дознания и его участников. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письменные доказательства, протоколы, составленные на месте преступления. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась (презумпция виновности), поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.