Система органов исполнительной власти республики в составе РФ
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует. Это громадная неуправляемая структура.
Существует две системы органов исполнительной власти:
1) составляющие единую систему с федеральными органами исполнительной власти; они решают вопросы по предметам ведения РФ, по совместным полномочиям;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного ведения субъектов.
В республиках существует несколько разновидностей систем исполнительной власти:
1) система исполнительной власти, возглавляемая главой республики (президентом), который одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);
2) система, в которой кабинет министров республики (правительство республики) является исполнительным органом государственной власти республики, подчиняющимся президенту, который в этом случае не является главой правительства (Башкортостан, Татарстан). Президент может назначить премьер‑министра (Башкортостан);
3) система исполнительной власти, возглавляемая президентом республики, который является в ней должностным лицом (Саха‑Якутия, Чувашия). Президент назначает председателя правительства, его замов, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, председателя национального банка, директора департамента пенсионной службы, начальника налоговой инспекции, директора департамента налоговой полиции, директора комитета по драгоценным металлам (Саха). Президент возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей государственной власти. Председатель правительства руководит правительством, организует его работу;
4) система исполнительной власти, в которой президент республики (он является главой государства) наделяется полномочиями главы исполнительной власти (Тыва, Северная Осетия – Алания);
5) система исполнительной власти, в которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики становится избираемый всем населением председатель правительства (Карелия);
6) коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти (Удмуртия, Дагестан). В Удмуртии исполнительная власть формируется непосредственно представительными органами. В Дагестане исполнительную власть возглавляет коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие органов исполнительной власти, по составу отражающий национальный состав нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику (не больше одного представителя каждой национальности). Государственный Совет состоит из 14 человек, также формируется конституционное собрание;
7) система органов исполнительной власти, когда президент республики является главой республики, ее высшим должностным лицом (Кабардино‑Балкария, Калмыкия). В данном случае наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.
Вообще исполнительная власть является самостоятельной и независимой властью и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.