Младшая должность
дипломатической службы
(1-я группа государственных должностей
дипломатической службы)
В Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях это: дипломатический курьер I категории, дипломатический курьер II категории, ведущий инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IIIкатегории, старший инспектор-делопроизводитель, дипломатический курьер IV категории, инспектор-делопроизводитель;
В органах Министерстве иностранных дел это: старший референт, референт;
В представительствах Российской Федерации и представительствах МИДа за рубежом это: старший референт, старший инокорреспондент, специалист I категории, референт, инокорреспондент, специалист II категории, специалист;
В территориальных органах МИДа это: старший референт, референт.
Работники, замещающие младшие должности не совершают юридически значимых действий, действуют в порядке исполнения конкретных поручений руководителей.
Распределение работников системы МИД по указанным категориям и группам государственных должностей по состоянию на 1 января 2002 г. можно представить следующей таблицей:
Номер группы должностей | Группа должностей | Всего должностей | % |
Всего работников, замещающих государственные должности дипломатической службы | |||
Всего занятых должностей категории «Б» | — | — | |
Всего занятых должностей категории «В» | 99,9 | ||
Пятая | Высшие | 2,4 | |
Четвертая | Главные | 5,1 | |
Третья | Ведущие | 33,3 | |
Вторая | Старшие | 56,0 | |
Первая | Младшие | 3,2 |
Как видим, в высшем управленческом звене, определяющем основные направления деятельности внешнеполитического ведомства и характер прохождения дипломатической службы, занято чуть больше 70 человек (менее 3% всего кадрового состава дипломатической службы) работников. Подавляющее же большинство — это служащие, занимающие ведущие и старшие должности (89%). На ведущих должностях работает каждый третий ответственный работник ведомства — заместители начальников управлений, главные советники, консулы, начальники отделов, консультанты, специалисты-эксперты. На старших должностях еще больше — более половины дипломатических работников. Это главные и ведущие специалисты, вторые и третье секретари посольств, атташе, т.е. те, кто несет главную нагрузку по решению текущих задач дипломатической службы. На младших должностях занято лишь 3,2% дипломатических работников. Именно на этих должностях наибольшее количество молодых работников в возрасте до 30 лет.
Сложившаяся иерархия должностей определяет логику внутреннего должностного продвижения дипломатического служащего, создает благоприятные условия для реализации карьерного потенциала практически каждого специалиста. При такой системе облегчаются подбор персонала и расстановка людей, их оценка и профессиональная подготовка. Упрощается определение норм численности персонала и границ ответственности, планирование работ и распределение обязанностей, ускоряется прохождение информации, повышается четкость контроля исполнения.
Перечисленные выше категории и группы должностей в своей органической совокупности придают дипломатической службе организационную определенность, определяют последовательность должностного продвижения служащего. При такой системе становится понятным сложившийся порядок набора персонала, расстановки кадров дипломатической службы, оценки качества их профессиональной деятельности. Понятно и то, что наиболее приемлемой схемой замещения государственных должностей дипломатической службы является: в нижнем звене — молодые специалисты с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием; в среднем — выдвиженцы из среды дипломатической службы, работников, занимающих младшие и старшие должности, а также нанятые извне на основе конкурсных испытаний; в высшем — руководящие работника, замещающие главные и высшие должности, воспитанники резерва.
Государственные должности дипломатической службы подразделяются не только по группам, но и категориям в зависимости от их специализации. В системе МИДа употребляются словосочетания оперативно-дипломатический состав(ОДС) и административно-техническийперсонал (АТП). Изначально эти понятия базировались на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., предусматривающей три категории персонала дипломатических представительств (дипломатический, административно-технический и обслуживающий), которые различались по объему предоставляемых иммунитетов. Поскольку до принятия Конвенции СССР, в отличие от ряда других стран, предоставлял иммунитета обслуживающему персоналу, выделение таких сотрудников в отдельную категорию было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе[118].
В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих дипломатические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра, от старшего референта до руководителя загранучреждения. Все остальные сотрудники относятся к административно-техническому персоналу. В соответствии с таким должностным делением работникам загранучреждений выдаются паспорта: сотрудникам ОДС — как правило, дипломатические, сотрудникам АТП — служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов — оперативно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязанностей дипломата, выдаются служебные паспорта[119].
Государственные служащие дипломатической службы подразделяются не только по группам должностей, но и в зависимости от их специализации, их служебной деятельности. Каждая категория дипломатических служащих в соответствии с ее специализацией предусматривает наличие соответствующего образования, знания иностранных языков, правовой и политологической подготовки, соответствующего практического опыта. Здесь действует принцип единства дипломатической должности и личностно-квалификационной характеристики претендента на нее. Чем больше объем и уровень полномочий по должности, тем более квалифицированным, опытным и нравственно зрелым должен быть служащий ее занимающий.Для государственного служащего дипломатической службы, особенно высшего уровня, непременными должны быть стратегическое видение и комплексное восприятие происходящего, способность к комплексному анализу и научной оценке процессов и явлений, высокая правовая культура.
В соответствии с федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет и претендующим на замещение государственных должностей дипломатической службы, предъявляется комплекс специфических требований: к их образовательным, общекультурным, профессиональным и личным качествам. В общем виде это сформулировано как квалификационные требования к государственным служащим, замещающим государственные должности дипломатической службы. В целом они сводятся к следующему:
— знанию Конституции Российской Федерации и федерального законодательства применительно к группе и специализации должности, характеру исполняемых должностных обязанностей;
— наличию соответствующей специальности и специализации, знаний в области международного права, принципов, приоритетов и особенностей внешней политики России, страноведения, истории и современного состояния международных отношений, а также знаний и практических навыков в области дипломатии и дипломатической службы, в других областях, представляющих практический интерес для соответствующего подразделения центрального аппарата, представительства в субъекте Российской Федерации или загранструктуре;
— уровню владения русским языком, а также иностранным языком (иностранными языками) применительно к требованиям должности, региона или страны предполагаемого назначения (рабочим языком международной организации) или другим иностранным языком, позволяющим полноценно работать в соответствующем загранучреждений, не ниже оперативного уровня по сертификату ВКИЯ;
— стажу федеральной государственной (в том числе дипломатической) службы и опыту работы по специальности: высшая государственная должность — стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; главная государственная должность — стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; ведущая государственная должность — стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; старшая государственная должность — стаж работы по специальности не менее трех лет; младшая государственная должность — без предъявления требований к стажу.
Определенные требования предъявляются и к состоянию здоровья: главное — претендент на должность не должен иметь медицинских противопоказаний для занятия данной должности или выезда в данную страну.
Перечень указанных и иных квалификационных требований устанавливается федеральным законодательством, а также соответствующими ведомственными нормативными актами. В каждом конкретном случае они уточняются и детализируются. Поэтому в МИДе разрабатываются соответствующие перечни квалификационных требований по группам государственных должностей, утвержден профиль профессионального образования с конкретизацией квалификационных требований, учитывающих специфику служебной деятельности по департаментам, отделам и конкретным должностям. Наличие таких перечней упорядочивает работу с персоналом, является хорошим ориентиром в деле подбора специалистов в соответствии с требованиями по каждой должности.
Процесс отбора и назначения на должность — важнейшая составляющая прохождения дипломатической службы. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих укомплектованность дипломатической службы специалистами, которые по своим профессиональным и социально-личностным качествам соответствуют целям, задачам и особенностям конкретного подразделения или учреждения системы МИДа Российской Федерации.
Реализация этих мероприятий — довольно сложный процесс. Здесь пока немало слабостей и недостатков. Связаны они с неотработанностью правового поля, регулирующего кадровые процессы в системе государственной службы в целом, сильным влиянием личных предпочтений руководителей, субъективизмом в оценке кадров и отсутствием справедливого материального поощрения качественного труда. Именно с такого рода явлениями большинство аналитиков-экспертов связывают слабости кадровой работы в системе дипломатической службы.
Тем не менее, в практику уже прочно вошло то, что замещение многих должностей центрального аппарата и подавляющего большинства должностей в загранучреждениях производится на конкурсной основе. Хотя в отдельных случаях по решению руководства министерства сотрудник может быть представлен к должности или направлен в загранкомандировку вне конкурса.
В соответствии со ст. 21 (п. 7) и ст. 22 (п. 4) федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу (в том числе и в системе МИДа) осуществляется:
— на государственные должности государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, занимающих должности категории «А». Порядок подбора кандидатур определяется Министерством иностранных дел в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — Министром иностранных дел. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Отбор кандидатов из числа выпускников вузов на замещение вакантных дипломатических должностей в МИД России осуществляет конкурсная комиссия во главе с заместителем Министра. Конкурс регламентируется Положением о порядке приема в МИД России выпускников вузов, впервые поступающих на государственную службу[120];
— на государственные должности государственной службы 2-й группы должностей категории «В» соответствующим должностным лицом на основе конкурса документов;
б) на государственные должности государственной службы 3, 4 и 5-й групп должностей категории «В» — по результатам конкурса-испытания.
Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в случае перевода на должность иной группы или специализации, устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной службе. В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
При неудовлетворительном результате испытания служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода — уволен. Если срок испытания истек, а государственный служащий дипломатической службы продолжает дипломатическую службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Отбор кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях МИД проводится прежде всего из числа сотрудников центрального аппарата и загранструктур, подведомственных Министерству учреждений, слушателей Дипломатической академии, выпускников МГИМО(У) и некоторых других ВУЗов страны. К рассмотрению допускаются специалисты, рекомендованные структурными подразделениями центрального аппарата МИДа, загранучреждениями, представительствами и миссиями за рубежом, подведомственными учреждениями и Дипломатической академией, а также выдвинувшие свои кандидатуры по собственной инициативе в форме заявления, направляемого в Департамент кадров.
Для проведения отбора кандидатов создаются комиссии во главе с заместителем Министра, курирующими соответствующие структуры и загранучреждения. Предложения о персональном составе комиссий вносятся заместителем Министра, курирующим кадровые процессы. Состав комиссий утверждается Министром или по его поручению одним из его первых заместителей. В состав комиссий включаются руководители (заместители руководителей) курирующих загранучреждения подразделений центрального аппарата и Департамента кадров. На заседания комиссий приглашаются руководители представляющих кандидатов подразделений и профсоюзного комитета.
Лица, успешно прошедшие все этапы конкурсного отбора, включаются в планы профессионального обучения, замен и перемещений дипломатических кадров, утверждаемые заместителем Министра иностранных дел, курирующим кадровые вопросы. Должности, остающиеся вакантными после отбора кандидатов, замещаются в рабочем порядке по согласованию между Департаментом кадров, соответствующими подразделениями центрального аппарата и загранучреждениями.
Как показывает многолетний опыт, конкурс является одной из самых демократических и социально справедливых форм отбора кадров и способов получения должности в государственном аппарате. Это единственно возможный механизм отбора на службу без внешнего влияния на принятие кадровых решений, обеспечения права равного доступа к федеральной государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой человека. Конкурсный отбор обеспечивает демократический характер принятия кадровых решений, увеличивает приток в систему МИДа профессионалов и дальнейшее повышение престижа дипломатической службы, гарантирует высокую объективность оценки профессиональной пригодности к работе аппарате внешнеполитического ведомства.
Свои особенности имеет отбор на дипломатическую службу из числа выпускников ВУЗов. Отбор организуется в соответствии с «Положением о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу», утвержденным приказом по МИДу от 14 марта 2001 г. № 2467.
Конкурс проводится на основании ежегодно издаваемых распоряжений по МИД России, определяющих сроки проведения конкурса и состав конкурсной комиссии. Информация о конкурсе публикуется в «Дипломатическом вестнике», а также размещается на стендах в МИДе, МГИМО(У), Дипломатической академии, МГУ, Институте стран Азии и Африки и других учебных заведений. В нем в обязательном порядке отмечается, что конкурс объявляется на «замещение вакантных младших дипломатических должностей федеральной государственной службы выпускниками высших учебных заведений текущего года», подчеркивается, что конкурс проводится только для лиц, окончивших «аккредитованные в установленном порядке высшие учебные заведения». Для участия в конкурсе допускаются «граждане России», владеющие «не менее чем двумя иностранными языками и обладающие специальными знаниями в области международных отношений, международного права, региональных проблем».
Через участие в конкурсе производится замещение вакантных дипломатических должностей референтов, старших референтов, атташе, третьих секретарей. Соискатели должностей должны иметь высшее профессиональное образование по программе «специалист» или «магистр». В отдельных случаях к конкурсу допускаются «бакалавры», владеющие редкими иностранными языками. Преимущественным правом поступления на службу пользуются выпускники, имеющие диплом с отличием, а также те, кто проходил ознакомительную или преддипломную практику в МИДе, а также имеющие практические навыки работы на ПЭВМ и в компьютерных сетях.
Все претенденты должны владеть как минимум двумя иностранными языками, (уровень владения которыми подтвержден государственным экзаменом по программе лингвистических вузов); обладать высоким уровнем знаний в сфере международных отношений или других областях, необходимых для выполнения дипломатических функций. У них не должно быть заболеваний, препятствующих исполнению будущих служебных обязанностей.
Требования, как видим, довольно серьезные, но это не снижает интерес к такого рода профессиональным испытаниям. Количество участвующих в конкурсе постоянно растет. В 2001 г. конкурс на замещение вакантных должностей успешно выдержало 130 выпускников 13 высших учебных заведений страны, в т.ч. МГИМО(У), Дипакадемии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного лингвистического университета[121].
Конкурс проводится в три этапа:
I этап — предварительный отбор Департаментом кадров кандидатов в соответствии с предъявляемыми требованиями (апрель — май);
II этап — собеседование с ними в подразделениях министерства, где предполагается трудоустройство и согласование отобранных кандидатур с соответствующими подразделениями центрального аппарата (апрель—июнь);
III этап — рассмотрение кандидатов на конкурсной комиссии (июнь—июль, август—сентябрь) и окончательное решение вопросов о приеме выпускников Вузов на работу в МИД России. Оценка участников конкурса производится на основании а) документов об образовании, б) рекомендаций вузов, в) отзывов по итогам практики в МИД или других государственных учреждениях и организациях, г) результатов собеседований с руководителями структурных подразделений МИД России и тестирования в Дипакадемии, д) аттестации по иностранным языкам, е) заключения медицинской комиссии. Полученные данные заносятся в конкурсный лист. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса лично. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на государственную должность дипломатической службы или для отказа в таком назначении.
Принятые на работу распределяются, как правило, по подразделениям центрального аппарата и загранучреждениям в зависимости от того, по какой специальности и какой факультет они закончили, какие иностранные языки изучали. Личные интересы к тому или иному роду дипломатической деятельности также учитываются.
С первых дней своей практической деятельности они занимаются современными международными проблемами. Молодой специалист сразу оказывается в гуще основных международных событий, быстро накапливает производственный опыт, со временем у него появляются большие возможности для роста и продвижения по службе.
Более «трудное» начало служебной карьеры у тех специалистов, которые распределяются в подразделения, занимающиеся рутинной организационно-технической работой, в отделы, которые курируют малые страны или в посольства и генконсульства стран, не находящиеся в центре мировой политики. Возможность быстро набрать нужный служебный опыт, проявить себя в большом деле в таких коллективах несколько труднее, продвижение по службе идет медленно. Не случайно многие молодые сотрудники высказывают предложения о создании более благоприятных условий для ротации молодых кадров, создании равных условий для успешной служебно-должностной и профессиональной карьеры каждым служащим.
Первичное назначение гражданина на государственную должность дипломатической службы в аппарат МИДа Российской Федерации либо направление его для замещения такой должности в загранучреждение Российской Федерации производится одновременно с заключением контракта и оформляется приказом по Министерству иностранных дел[122]. Каких бы то ни было ограничений или преимуществ при поступлении на дипломатическую службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к зарегистрированным в установленном порядке общественно-политическим объединениям не допускается.
Принцип социального равенства — непременное условие демократически построенной системы прохождения государственной службы, обеспечения широкой социальной базы отбора на службу из максимально возможного числа претендентов. Главные приоритеты — гражданство Российской Федерации, соответствующее образование и профессионализм, гражданская и политическая зрелость, аналитические и организаторские способности, знание иностранных языков, нравственное и физическое здоровье.
Но наряду с введением разрешительных норм и социально-правовых гарантий, законодательство оговаривает ситуации, при которых гражданин России не может быть принят на дипломатическую службу и находиться на ней. Сводятся они к следующему:
— признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
— в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
— наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей[123];
— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;
— близкое родство с государственным служащим дипломатической службы, если исполнение должностных обязанностей одного из них связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью другому;
— наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.
Сведения, представленные при поступлении гражданина на дипломатическую службу, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке. В случае установления обстоятельств, препятствующих поступлению на дипломатическую службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на службу.
Трудовой договор предусматривает следующие основные обязательства сторон.
Государство в лице Министерства иностранных дел обязуется:
— обеспечивать защиту прав работника и членов его семьи в период их пребывания за границей на иммунитеты и привилегии, предусмотренные Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.;
— выплачивать работнику денежное содержание в виде должностного оклада в иностранной валюте, а также надбавки и иные выплаты, предусмотренные действующей системой оплаты труда;
— оплачивать стоимость проезда работника и членов его семьи при следовании к месту работы и возврате в Россию;
— предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска;
— создавать необходимые условия для переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
— обеспечивать обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Оговариваются также социально-бытовые и материально-технические условия работы, порядок предоставления транспортных услуг и жилья, объемы медицинского и санаторно-курортного обслуживания, пенсионного обеспечения за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей и др.
Все это вместе составляет гарантии для государственного служащего дипломатической службы.
Со своей стороны государственный служащий обязуется:
— обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах Российской Федерации, укрепления ее конституционного строя;
— соблюдать служебную, производственную и исполнительскую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, законы страны пребывания, общепринятые нормы поведения и морали;
— добросовестно и квалифицированно выполнять возложенные на него обязанности и должностные функции;
— исполнять приказы, распоряжения и указания в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
— обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами;
— поддерживать уровень квалификации, достаточный для качественного исполнения должностных обязанностей;
— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие в процессе прохождения дипломатической службы сведения, затрагивающие частную жизнь или безопасность государства.
Но реализовать должностные обязанности можно только при условии наделения служащего соответствующими правами. Права — это система общеобязательных норм, определяющих социально-правовой статус и правовую регламентацию возможностей государственного служащего в пределах его должностных полномочий.Рамочно права определяются соответствующими нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», Трудового кодекса, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений о структурных подразделениях, иных нормативных документов. Права подразделить на общегражданские, функциональные и статусные.
Законодательством подробно оговариваются не только условия прохождения, но и завершения служебных отношений. Прекращение службы может состояться по собственной инициативе, по инициативе администрации или по объективным обстоятельствам.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной службе и Трудовым кодексом, увольнение (отставка) государственного служащего с дипломатической службы может быть осуществлено по инициативе Министерства иностранных дел в случаях:
а) утраты гражданства Российской Федерации;
б) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности государственного служащего дипломатической службы;
в) однократного нарушения дисциплинарных и режимных требований, определяемых действующими инструкциями и правилами, с которыми работник был предварительно ознакомлен;
г) в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением штатов государственного органа и его структур;
д) предоставление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе.
е) несоблюдения работником законов и обычаев государства пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали.
Прекращение работы в загранучреждении может производиться в связи с истечением срока, установленного при переводе работника или заключении с ним срочного трудового договора, а также по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством. При досрочном прекращении трудовых отношений, связанном с совершением работником виновных действий, он обязан возвратить полностью денежные суммы, полученные им в связи с переездом к месту работы[124].
Увольнение сотрудника дипломатической службы производится соответствующим должностным лицом, наделенным правом назначения на государственную должность дипломатической службы.
Выход в отставку с дипломатической службы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Предельный возраст для нахождения на государственной должности дипломатической службы — 60 лет. Продление нахождения на дипломатической службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие дипломатические должности и достигших предельного возраста, допускается решением Министра иностранных дел Российской Федерации. Однократное продление срока нахождения на дипломатической службе допускается не более чем на год. Продление нахождения на дипломатической службе государственного служащего дипломатической службы, достигшего 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), не допускается.
После достижения указанного возраста он может продолжать работу в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации по должности, не относящейся к должностям государственной службы, на условиях срочного трудового договора. При этом договор заключается сроком до трех месяцев (с возможным продлением) при условии ходатайства руководителя подразделения и наличия в нем вакантных должностей. Окончательное решение принимается руководителем Департамента кадров МИД России.
Есть некоторые особенности увольнения с дипломатической службы в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением штатов государственного органа. В нашем случае это касается центрального аппарата МИДа и его структур, посольств, консульств, диппредставительств и миссий за рубежом, представительств Министерства на территории Российской Федерации. В этом случае служащий (с его согласия) может быть включен в кадровый резерв МИД и направлен на переобучение на срок от трех до шести месяцев. На период обучения за ним сохраняются оплата труда по ранее занимаемой дипломатической должности, общий трудовой стаж и гарантии по трудоустройству на конкурсной основе. Расходы на его переобучение несет государство. Но при всем этом надо знать, что «направление на повышение квалификации или переподготовку не является обязательством по трудоустройству на государственную службу»[125].