Тема № 5. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
по курсу «Административное право»
Для подготовки к лабораторным занятиям студенты обязаны повторить теоретические положения соответствующей темы курса, выполнить письменно задания, разработанные преподавателем для студентов, ознакомиться с необходимой литературой, заданиями работ для их выполнения на занятии.
Общая часть.
Тема № 1-2. Понятие, предмет и система курса «Административное право». Механизм административно-правового регулирования.
Выполнить следующие задания.
1. Подобрать в нормативно-правовых актах примеры:
а) обязывающих, управомачивающих и запрещающих административно-правовых норм;
б) материальных и процессуальных административно-правовых норм.
2. Выбрать в нормативно-правовых актах статьи (части, пункты) в каждой из которых изложены:
а) только диспозиция, а гипотеза нормы подразумевается;
б) гипотеза и диспозиция административно-правовой нормы;
в) две (или более) нормы в одной статье (пункте).
3. На конкретных жизненных примерах ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов подтвердите (опровергните) тезис о том, что управленческие отношения существуют не только в процессе реализации исполнительной власти.
4. Разберите составы правоотношений, которые возникли на основании:
- заключения брака в органах ЗАГСа;
- регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- обращения гражданина в органы внутренних дел по поводу непристойного поведения соседа по лестничной площадке многоквартирного дома.
5. Составить таблицу сравнительного анализа следующих отраслей права: конституционного, уголовного, гражданского и административного. За критерии различия взять предмет и метод правового регулирования, систему и источники отрасли права.
Тема № 3. Граждане как субъекты административного права.
Решите задачи.
1. Гражданка Украины прибыла в РФ к своей матери на несколько дней. Однако в день приезда у нее начались преждевременные роды, и она была госпитализирована в одну из клиник города, где родила дочь. Впоследствии данная гражданка приняла решение не возвращаться в Украину, а постоянно поселиться в России. Она также обратилась с заявлением о признании дочери гражданкой РФ по рождению, поскольку та родилась на территории РФ, а она официально является ее единственным родителем.
Оцените ситуацию.
2. Сотрудники полиции попросили гражданина Петлякова предъявить документ, удостоверяющий его личность. Данного документа не было, и гражданин был подвергнут административному задержанию.
Оцените ситуации. Подготовьте от имени Петлякова проект соответствующего документа.
Считаете ли Вы необходимым обязать граждан иметь при себе документы, удостоверяющие личность?
Задание.
Письменно составить перечень документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации как на территории России, так и за ее пределами.
Тема № 4. Государственные служащие.
Задание.
Составьте таблицу сравнительного анализа государственной службы и трудовой деятельности, за критерии различия можно взять: сущность выполняемых функций, правовое регулирование, субъекты, между которыми возникают данные правоотношения, юридические факты возникновения, изменения и прекращения тех или иных отношений и др.
Решите задачи
1. Какие из перечисленных видов ответственности предусмотрены для государственных служащих – гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная, административная? Приведите примеры из нормативных правовых актов.
2. Какие из перечисленных ниже государственных должностей относятся к категории «руководители» гражданской службы: начальник районного управления внутренних дел, начальник юридического отдела таможни, федеральный министр, заместитель руководителя федерального агентства, Председатель Правительства РФ?
3. Гражданин С. впервые был принят на государственную должность гражданской службы с испытательным сроком шесть месяцев. По истечении данного времени он в течение двух недель продолжал государственную службу. Однако впоследствии С. был уволен с должности в связи с неудовлетворительными результатами испытания.
Определите правомерность принятых в отношении С. решений. Объясните С. порядок его действий и от его имени подготовьте соответствующий документ.
Тема № 5. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения.
Выполните задания.
1. Составить таблицу сравнительного анализа органа исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти. Критерии различия выбираются самостоятельно студентами.
2. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами президента РФ, тогда как Администрация Президента РФ в эту структуру не входит.
Нет ли, по вашему мнению, какого-то логического несоответствия? Объясните свою позицию.
3. Дать правовую характеристику Управлению Федеральной службы безопасности по субъекту РФ и Департаменту образования администрации субъекта РФ.
4. Директор Федеральной службы безопасности обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой о постоянном участии в заседаниях Правительства РФ с правом решающего голоса, поскольку он обладает статусом федерального министра.
Прокомментируйте ситуацию и подготовьте мотивированный ответ.