Основы правового статуса жителя города москвы
Понятие и принципы уставно- правового статуса жителя
Города Москвы
Основы правового статуса жителя города Москвы являются одним из важнейших институтов уставного права, что определяется как основополагающим характером составляющих его норм, так и сформулированной ч.1, ст.7 Устава города Москвы от 28 июня 1995 г. основной целью осуществления публичной власти в городе - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах его населения[87].
Как уже было отмечено в первой главе учебника, в силу верховенства и прямого действия положений Конституции на всей территории Российской Федерации, государственно-правовые институты уставного права города Москвы имеют производный характер от такого рода институтов конституционного права Российской Федерации. Например, институт уставных основ правового статуса жителя города Москвы имеет производный характер от института конституционных основ правового статуса личности в Российской Федерации.
В связи с этим представляется вполне логичным при рассмотрении основ правового статуса жителя города Москвы, отталкиваться от принятых в науке государствоведения общеметодологических подходов к анализу как в целом указанного конституционно-правового статуса, так - образующих его правовых институтов: принципов правового статуса личности; гражданства; основных прав, свобод и обязанностей; гарантий осуществления прав и свобод и их государственной защиты и др.
В курсе конституционного (государственного) права Российской Федерации подконституционно - правовым статусом личности принято понимать совокупность закрепляемых в Конституции и законодательстве Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, определяемых уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства.
При этом, конституционное право (свобода) рассматривается как закрепленное в Конституции субъективное право, предоставляющее человеку и гражданину юридическую возможность совершать определенные действия, предусмотренные нормами права, избирать вид и меру поведения, пользоваться благами, а конституционная обязанность - установленная в Конституции мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения, личного желания.
Предметом правового регулирования конституционного права Российской Федерации являются не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются основными (конституционными), т.е. закреплены в Конституции.
Предметом уставного права города Москвы согласно требований ст.3 Устава являются права, свободы и обязанности жителей города Москвы (москвичей) - граждан Российской Федерации, имеющих место жительство в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, которые в совокупности с жителями образуют население города Москвы”[88].
Опираясь на определенную в первой главе диссертации систему и иерархию источников уставного права города Москвы, логично предположить, что права, свободы, обязанности, гарантии их реализации указанных лиц закрепляются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Гарантии прав и свобод жителя города Москвы можно определить как условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Такого рода гарантии принято делить на: социально-экономические, политические, юридические, духовные, организационно-технические гарантии. Указанные гарантии являются составным элементом правового статуса жителя города Москвы и направлены на обеспечение, охрану и защиту прав и свобод лиц, образующих население города.
Таким образом, под уставно - правовым статусом личности следует понимать совокупность закрепляемых в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы прав, свобод и обязанностей жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, а также гарантий их осуществления, определяемых как уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства, так и эффективностью деятельности органов публичной власти города по выполнению определенной в Уставе основной цели ее осуществления - обеспечения прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы.
Следует отметить, что принципы правового статуса москвича, являются производными от общих принципом правового статуса личности в Российской Федерации и выступают в виде общего правила поведения, являются универсальными, императивными нормами, отражающими начала, основы осуществления прав и свобод, закрепленных в федеральном и региональном законодательстве.
1. Принцип равноправия граждан.
С учетом особой важности данный принцип включен в содержание основ конституционного строя. В ст.6, п.2 Конституции закреплено: "Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией". Согласно положений ст.19 Конституции в Российской Федерации все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Исключения из данного принципа предусмотрены в ст. 91, 98, 122 Конституции и касаются особенностей правового статуса главы Российского государства, депутатов, судей и др. Неприкосновенность, особые социальные гарантии их деятельности призваны обеспечивать их независимость, оградить от необоснованных преследований, способствовать беспрепятственной деятельности и самостоятельности в осуществлении конституционных полномочий.
2. Принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека.
Данный принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (п.2, ст.17) и означает, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные права и свободы и соответственно не может их отчуждать ни при каких условиях. В этой связи весьма актуальной представляется проблема соотношения права и закона[89]. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку не принадлежат от рождения, а предоставляются государством.
3. Непосредственное действие основных прав и свобод.
Данный принцип впервые в конституционном строительстве России находит отражение в Конституции. Согласно ст.18 Основного закона Российского государства "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
Важно отметить, что в ряде случаев общественные отношения, возникающие в процессе реализации указанных положений Конституции, могут регулироваться только конституционными нормами, которые действуют непосредственно и не требуют принятия иных нормативных правовых актов. Такого рода случаи определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия": когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина; когда суд придет к выводу, что федеральный закон противоречит ей[90]; когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Кроме этого, Пленум разъяснил также, что нормативные указы главы Российского государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам[91].
5. Соответствие норм национального права России о правах и свободах нормам и принципам международно-правовым актам.
В основе этого принципа лежат положения ч.4, ст.15 Конституции о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора", а также – ч.1, ст. 17 Конституции о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права".
Международно-правовая защита прав человека осуществляется в соответствии с Уставом ООН от 26 июня 1945 г., Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах человека от 19 декабря 1966 г., Международном пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[92].
Споры между государствами - членами Совета Европы, участниками указанной Конвенции разрешает Европейский суд по правам человека. Кроме этого, он рассматривает индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав человека и основных свобод, предусмотренных Конвенцией[93].
6. Общедоступность нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы.
В соответствии с Конституцией "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (п.3 ст.15). Согласно ст.3 и 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" они подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом[94].