Основные (конституционные) личные, политические и социально- экономические права и свободы жителя города Москвы

Как уже отмечалось выше, ядром правового статуса москвича, ведущим его элементом являются основные (конституционные) права, свободы и обязанности. Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города Москвы имеет равные права и свободы и несет обязанности, предусмотренные Конституцией, федеральными законами и законами города Москвы.

К сожалению, в Уставе города Москвы, в отличие от уставов ряда других субъектов Российской Федерации (например, Московской, Рязанской областей) нет специального раздела или главы, посвященной правам, свободам и обязанностям жителя города. Они регламентируются, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

При этом несомненно, что нормативно-правовые акты города Москвы не должны ограничивать права человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, но в них могут быть закреплены дополнительные гарантии их защиты и реализации.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод,закрепляемых в иных нормативных правовых актах. Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.

1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством, высшей юридической силой. Они регулируют наиболее существенные отношения между государством и человеком и служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям.

2. Основные, конституционные права, свободы и обязанности носят публичный характер и закрепляют правило поведения в общем виде для последующей конкретизации и детализации в правах и обязанностях, устанавливаемых, в том числе в нормах уставного права города Москвы.

3. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории Российской Федерации, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

4. Основные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий и непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности.

5. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции как основного закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе второй главы, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.

Для классификацииконституционных прав и свобод могут быть предложены различные критерии.В зависимости от характера субъекта конституционные права и свободы делятся на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их также на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием классификации основных прав и свобод человека и гражданина в науке государственного (конституционного) права является их содержание. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные права и свободы; политические; социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Как член гражданского общества человек наделяется социально-экономическими и культурными правами и свободами; за гражданином – участником политической общности закрепляются политические права и свободы; как физическое лицо человек приобретает с момента рождения личные права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы человека составляют основу правового статуса жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города.

Не вызывает сомнения то, что без их детальной регламентации в Конституции, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы теряет смысл правовое закрепление всех иных прав и свобод. Все личные права и свободы объединяет то, что они носят естественный и неотчуждаемый характер.

1. Право на жизнь

Данное право закреплено в ст. 21 Конституции, охраняется и гарантируется государством. В ч.2 указанной статьи закреплены такие гарантии: смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания; смертная казнь может быть предусмотрена только за особо тяжкие преступления против жизни; обвиняемому в таких преступлениях предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Такого рода гарантии находят продолжение в ст.59 Уголовного кодекса, согласно которой смертная казнь не назначается не только лицам моложе 18 лет, но и всем женщинам, а не только беременным, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста[95].

По нашему мнению в современной России представляется, абсолютно правильной точка зрения о том, что права человека - не дар великодушного государства, они принадлежат человеку от рождения и первое из них - право на жизнь. Правовое государство не имеет права убивать от своего имени (а приговор выносится от имени государства). Как известно, Бог не покарал братоубийцу Каина и не лишил его жизни, а лишь сказал: "Будешь искать смерти, но никто не убьет тебя и даже не тронет" и заклеймил его каиновой печатью, обрекая на презрение и раскаяние[96].

2. Достоинство личности.

Согласно ст.21 Конституции это право охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Достоинство личности является неотъемлемым свойством человека, составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежит ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос, хулиганство и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 213, 306 Уголовного Кодекса России).

Согласно ч.2, ст.21 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такого рода положения закреплены в целом ряде международных актов о правах человека и прежде всего в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г. и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.[97].

3. Право на свободу и личную неприкосновенность

Это право закреплено в ст. 22 Конституции России и принадлежит каждому человеку от рождения. Согласно ч.2, ст.22 Основного закона Российского государства "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных.

4. Неприкосновенность жилища.

Данное право закреплено в ст.25 Основного закона Российского государства. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Приведенная конституционная норма детализируются и конкретизируются в положениях ст.12 УПК Российской Федерации о том, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения[98]. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно при стихийном бедствии, авариях водопровода, канализации и в других экстремальных ситуациях[99].

5. Охрана частной жизни.

Согласно ст.23 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными людьми.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: о фактах биографии лица; о состоянии его здоровья; об имущественном положении; о роде занятий и совершенных поступках; о взглядах, оценках, убеждениях; об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно-правовых и гражданско-правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Это право каждого человека, закрепленное в п.2 ст.23 Конституции. Его ограничения допускается только на основании судебного решения. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному постановлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например).

7. Защита частной жизни лица.

Это право каждого установлено в ст.24 Конституции. Оно состоит в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гарантией реализации этого права является указание Основного закона Российского государства на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

8. Право определения национальности.

Данное право впервые в истории России закреплено в качестве конституционной свободы. Согласно ст.26 Конституции "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

9. Право на пользование родным языком.

Регламентируя вопросы федеративного устройства Российской Федерации, Конституция в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей ее территории. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в п.3 ст.68 Конституции, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Свидетельством этому является закрепленное в п.2 ст.26 Конституции положение о том, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".

10. Свобода передвижения и выбора места жительства.

Согласно ч.1, ст.27 Конституции "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Важную роль в постепенном устранении из нашей жизни существовавшего в СССР института прописки играют положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами России, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, например основанием для ограничения права на трудоустройство[100].

11. Свобода совести.

Данное право является важнейшим личным правом человека. Ст. 28 Конституции России устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Анализируя содержание этой свободы человека, следует учитывать и положения ст.14 Конституции РФ, устанавливающей светский характер Российского государства, закрепляющий, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободыобъединяет в одну группу то, что все они позволяют жителям города Москвы участвовать в осуществлении публичной власти в субъекте Российской Федерации.

1. Свобода мысли и слова (ст.29 Конституции).

Традиционно в юридической науке под свободой мысли понимают свободу каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова - право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. В этой связи справедливо полагать, что в правовом государстве свобода мысли не может быть ограничена государством, а свобода слова ограничивается в целях защиты прав и свобод других лиц, интересов общества и государства. В самом тексте ст.29 Конституции содержатся такого рода ограничения. Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Так, уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны, а гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.

2. Свобода информации.

Согласно ч.4, ст.29 Конституции сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами". В данной статье содержаться также ограничения права на свободу информации, которые связаны с определением "федеральным законом перечня сведений, составляющих государственную тайну". Право на свободу информации ограничивается также правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Кроме этого, свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

3. Право на создание общественных объединений.

Это конституционное право закреплено в ст.30 Конституции, которая устанавливает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Существуют конституционные ограничения реализации этого права. Так, в ст.13 Конституции: "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"

4. Свобода собраний.

Согласно ст.31 Конституции граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Право на мирные массовые акции населения регламентируется в ст. 69 Устава города Москвы. Граждане на территории города Москвы имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации другие мирные массовые акции в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы[101].

В целях обеспечения условий реализации права российских граждан на проведение публичных мероприятий в Москве 4 апреля 2007 г. был принят Закон города Москвы “Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований”. Уведомление о проведении публичного мероприятия в городе Москве подается организатором в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, а свыше пяти тысяч человек - в Правительство Москвы. Орган исполнительной власти города рассматривает уведомление в течение трех рабочих дней и может предложить организатору иные время и место проведения мероприятия.

Закон также устанавливает норму предельной заполняемости территории, помещения в месте проведения публичного мероприятия. Порядок проведения публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и норма предельной заполняемости указанных территорий определяется Правительством Москвы с учетом особенностей таких объектов, требований федерального и московского законодательства[102].

5. Право участвовать в управлении государством.

Данное право находит отражение в положениях ст. 32 Конституции: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Кроме этого общего положения, в ч.2 указанной статьи закреплены основные формы реализации этого права: институты непосредственной демократии; органы государственной власти; органы местного самоуправления. При этом, безусловно, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Без их нормального функционирования Россия не может называться демократическим государством[103].

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция устанавливает, что "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (п.4, ст.32).

Приведенные нормы Конституции находят свое продолжение в ст.4 Устава города Москвы о том, что источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы[104].

Устав города Москвы закрепляет, что жители города Москвы непосредственно участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных и народных заседателей, в качестве третейских судей в порядке, установленном федеральным законом (ст.67).

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данное право закреплено в ст.33 Конституции Российской Федерации. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера[105].

Согласно Уставу города Москвы каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления или к их должностным лицам (ч.1, ст.65.

Обращения в зависимости от содержания могут быть в форме: предложений, заявлений и жалоб. Обращение рассматривается в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными правовыми актами города Москвы и местного самоуправления (ч.2, ст.65 Устава города Москвы). Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с данным Законом обращения должны рассматриваться в течение 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с сообщением об этом лицу, направившему сообщение[106].

У жителей Москвы есть право на осуществление гражданской законодательной инициативы путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Закон города Москвы от 11 декабря 2002 г. “О гражданской законодательной инициативе в городе Москве” подробно регулирует отношения, связанные с реализацией указанного права москвичей[107].

Социально-экономические и культурные права и свободы объединяет в одну группу то, что их реализация составляет основу материальной жизни городского сообщества, каждого жителей города Москвы Они позволяют решить задачу, сформулированную в ч.1, ст.7 Устава - обеспечить экономическое, социальное и культурное развитие города Москвы в интересах населения.

1. Право на предпринимательскую деятельность.

Это право впервые в России закреплено в Конституции 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1, ст.34). В ч.2, ст.34 Конституции установлены ограничения в реализации этого права "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства.

С целью реализации конституционных положений и обеспечения благоприятных условий для развития бизнеса в городе Москве органы государственной власти города принимают соответствующие нормативные акты. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. “О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве”[108].

2. Право на частную собственность.

В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила институт частной собственности. С учетом важности регулируемых общественных отношений конституционные нормы о равенстве и равной защите частной собственности наряду с государственной и муниципальной отнесены к числу основ конституционного строя России. В ст.35 Основного закона Российского государства установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

3. Право на землю.

Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона в соответствии с целевым назначением земли.

4. Право на свободный труд.

Данное право находит отражение в положениях ст. 37 Конституции: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Социальный характер Российского государства обусловил включение в ст.37 Конституции гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. В п.3 ст.37 Конституции закрепляется, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Органы государственной власти города Москвы принимают нормативные акты, направленные на установление дополнительных гарантий реализации прав российских граждан, проживающих на территории города Москвы, в сфере труда. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 15 декабря 2001 г. “Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы”[109], Закон города Москвы от 22 декабря 2004 г. “О квотировании рабочих мест”[110].

Требования, предъявляемые к условиям труда, раскрыты в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1999 г.[111] Следует также обратить внимание на Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. “Об охране труда в городе Москве”.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной деятельности. На территории города Москвы действует Закон города Москвы от 1 октября 2008 г. “О занятости населения города Москвы”, в котором предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по содействию занятости населения, устанавливаются дополнительные меры по социально-материальной поддержке безработных и временно нетрудоспособных жителей города Москвы[112].

В целях реализации данного закона Правительство Москвы 27 января 2009 г. приняло постановление “Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан”[113].

5. Право на отдых.

С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции. Каждый имеет право на отдых, закреплено в п.5 ст.37 Основного закона Российского государства. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.2, ст.7 Конституции такого рода деятельность отнесена к числу основ конституционного строя России. Это обусловило установление в ст.38 Конституции положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены в России равным правом и обязанностью родителей. Основной закон Российского государства одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Развернутая система гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном и региональном законодательстве. В системе законодательства города Москвы, например можно выделить Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. “О ежемесячном пособии на ребенка”[114] и Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. “О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве”[115].

7. Право на социальное обеспечение.

Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст.39 "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий. Наряду с государственным поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На социальною поддержку москвичей направлены Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы”[116], Закон города Москвы от 26 октября 2004 г. “О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве”[117].

8. Право на жилище.

Данное право формулируется в ст.40 Конституции России - "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В Основном законе Российского государства закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. Так, в соответствии Конституцией (п.3, ст.40) большинство граждан России вправе приобрести жилье за плату, соответствующую его уровню и только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Наиболее сложной проблемой является реализация права на жильё, на ее решение направлен национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»[118]. Проект предусматривает предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ряда категорий граждан, увеличение объемов жилищного строительства.

На реализацию национального проекта направлены и программы, принимаемые в Москве, например, программа “Молодой семье - доступное жилье”, которая сейчас вступила в третий этап, рассчитанный на 2009-2011 годы[119].

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года “Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения”, предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и право на внеочередное предоставление жилых помещений[120].

9. Право на охрану здоровья.

В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция закрепляет в ст.41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.2 ст.41 Конституции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В п.3 ст.41 Конституции подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На охрану здоровья и улучшение качества предоставляемой медицинской помощи направлен Национальный проект «Здоровье». Основные направления его реализации заключаются в: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению; удовлетворение потребности, населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа[121].

10. Право на благоприятную окружающую среду.

Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на образование, которое гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или лица их замещающие, обеспечивают получение детьми такого образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Кроме этого, "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".

Порядок получения в городе Москве общего образования регламентируется Законом города от 10 марта 2004 г. “Об общем образовании в городе Москве”[122].

Вопросам образования в городе Москве посвящены также Закон города от 20 июня 2001 г. “О развитии образования в городе Москве”[123] и Закон города от 29 июня 2005 г. “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве”[124].

12. Свобода творчества.

Согласно ст. 44 Конституции означает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрану интеллектуальной собственности. Каждый человек в России имеет право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый человек обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Наши рекомендации