Основы взаимодействия органов судебной власти города Москвы с правоохранительными органами

Основы взаимодействия судебной власти и правоохранительных органов в городе Москве заложены в содержании Главы 8 Устава города Москвы, раскрывающую специфику организации деятельности судебной власти в городе Москве, Уставного суда, органов прокуратуры и милиции.

Так, согласно ст.52 Устава Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, принимают меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[287] и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, федеральными агентствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуратура города Москвы осуществляет свои полномочия на территории города Москвы. Прокурор города Москвы, возглавляющий Прокуратуру города Москвы, имеет первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В состав Прокуратуры города Москвы входят управления и отделы. Начальники и заместители начальников данных структурных подразделений Прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Прокурором города Москвы, одновременно являясь его старшими помощниками и помощниками. В Прокуратуре города Москвы в отличие от прокуратур городов и районов существует должность помощника по особым поручениям.

Прокурор города Москвы назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Московской городской Думой и Мэром Москвы. Порядок согласования устанавливается федеральными законами и законами города Москвы.

В соответствии с Законом города Москвы «О порядке согласования при назначении на должность и освобождении от должности отдельных должностных лиц в городе Москве»[288] Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы представление для согласования о назначении на вакантную должность Прокурора города Москвы. Данное представление рассматривается в течение 30 дней. При рассмотрении представления Дума вправе пригласить кандидата для участия в заседаниях комиссии и Думы и по результатам выражает свое согласие путем принятия соответствующего постановления. Проект постановления Думы рассматривается на заседании Думы только при наличии решения Мэра по вопросу согласования, оформленного в виде распоряжения.

Прокуратура города Москвы во взаимодействии с другими правоохранительными органами и структурами исполнительной власти в рамках ежегодно принимаемой распоряжением Правительства Москвы Программы борьбы с преступностью в городе проводит работу по укреплению законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, интересов государства и общества, усилению борьбы с преступностью и ее предупреждению.

В части взаимодействия с органами судебной власти необходимо отметить, с принятием нового Гражданского Процессуального Кодекса РФ роль и полномочия прокурора в гражданском процессе существенно изменились. В ст. 34 ГПК законодатель относит прокурора к лицам, участвующим в деле. Это связано с функциями прокурора по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. ГПК предусматривает две формы участия прокурора в деле: возбуждение производства путем предъявления иска и вступление в дело в любой стадии производства, начатое другими лицами, с целью дачи заключения по делу. Прокурор вправе возбудить гражданское дело в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно действующему законодательству прокурор участвует в деле, в частности, для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. Так, в силу ч. 2 ст. 252 ГПК обязательно участие прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов, а согласно ч. 3 ст. 260, в делах о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ.

Таким образом, прокурор, как непосредственный участник гражданского судопроизводства является прокуратура стала активным защитником публично-правовых интересов при рассмотрении дел тех категорий, которые вызывают общественный резонанс и разрешение которых представляет сложность.

В части уголовного судопроизводства, взаимодействие органов прокуратуры с судебной властью, в соответствии с Законом о прокуратуре РФ на прокуратуру возложен надзор за исполнением Конституции РФ и действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1). Закон конкретизирует, какими средствами наделяется прокуратура для обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства, называя в первую очередь надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а во вторую - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, когда речь идет о мероприятиях, проводимых этими органами в рамках уголовно-процессуальной деятельности; участие прокурора в рассмотрении дел судами[289].

Законодатель признает приоритетным направлением деятельности прокурора в сфере уголовного судопроизводства признает надзор за исполнением законов в досудебном производстве. Что касается уголовного преследования, то в качестве самостоятельной функции оно не упоминается.

В свою очередь охрана общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан, охрана собственности во всех ее формах на территории города Москвы осуществляются органами внутренних дел.

Органы милиции в Российской Федерации представляют собой систему государственных органов исполнительной власти, которые призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделены правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством. Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции»[290].

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, являясь органом двойного подчинения, кроме того, находится в подчинении соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По специфике видов деятельности милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В Москве систему органов внутренних дел города возглавляет Главное управление внутренних дел города Москвы, в которую входят управления внутренних дел административных округов, отделы внутренних дел районов и иные подразделения органов внутренних дел. Структуру ГУВД составляют: криминальная милиция, милиция общественной безопасности и иные подразделения, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел. При ГУВД на правах юридического лица создается Управление вневедомственной охраны, структура и штаты которого утверждаются начальником ГУВД[291].

Руководство милицией осуществляет начальник Главного управления внутренних дел, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами криминальной милиции являются борьба с преступностью и розыск лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Именно этим аспектом обусловлено ключевое взаимодействие милиции с судебной властью, поскольку в рамках уголовного судопроизводства вопрос о розыске подсудимого лица стоит особенно остро ввиду ограниченности сроков рассмотрения уголовного дела.

В рамках рассмотрения уголовного дела, суд направляет запрос в службу криминальной милиции на предмет розыска подсудимого, с указанием о приостановлении производства по уголовному делу на время розыска. По таким запросам суда, руководитель службы криминальной милиции обязан предоставлять соответствующие отчеты об исполнении запроса суда.

Милиция общественной безопасности является органом дознания. В ее состав входят подразделения: участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по исполнению административного законодательства, по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, дознания, охраны и конвоирования, дежурные части, патрульно-постовые службы, отряды милиции особого назначения, лицензионно-разрешительные, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, изоляторы временного содержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Взаимодействие милиции общественной безопасности с органами судебной власти города Москвы обеспечивается по всем спектрам деятельности милиции, поскольку является ключевым звеном в механизме уголовного и административного судопроизводства на территории города Москвы. Так, основная часть материалов об административных правонарушениях в городе Москве, оформляется органами внутренних дел и направляется в суды на рассмотрение.

Глава VII.

Наши рекомендации