Становление и развитие политологии
Политология предоставляет серьезные возможности познания человеческого мира через политику, а также для рационально-критического осмысления этой сферы общественной жизни.
Политическая наука выросла из рационализации обыденного и догматического знаний о политике. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли служили той интеллектуальной средой, без которой и вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всей значимости умственных достижений греческой и римской античности, великолепных памятников индийского, ближне- и дальневосточного философствования основы политической науки закладывались примерно с середины XIII в. в Западной Европе. Схоластика*,уже выработавшая строгость интеллектуальной работы, постепенно давала основания для возникновения в европейских университетах новых форм учености, и среди них — метафизика и развивавшаяся философия, юриспруденция и логика. К ним присоединилась дисциплина, которую именовали ars politica — политическое искусство (немецкий философ и теолог Альберт Великий; около 1193-1280); scientia politica— политическая наука (монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых, Фома Аквинский; 12267-1274); sanctissima civilis scientia— божественнейшая гражданская наука (немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант; около 1458-1521). Прошло немало времени, чтобы такая «политическая наука» была преобразована в современную политологию, подобно тому как средневековая алхимия дала жизнь научной химии.
Первый подъем политической науки — сегодня ее можно условно назвать предполитологией— пришелся на XVI XVII вв. В то время были созданы труды Жана Бодена (французский философ и политик; 1520-1596), Юста Липсия (бельгийский ученый и литератор; 1547-1606), Гуго Греция (голландский юрист, историк, дипломат и политик; 1583-1645), Иоганна Алътузия (немецкий юрист, политический теоретик; 1557-1638), Самуэля Пуфендорфа (немецкий правовед; 1632-1694) и других мыслителей. В них впервые в систематизированном виде была проанализована политика как сфера человеческой деятельности. В начале XVII в. были открыты специализированные кафедры политической науки в Нидерландах, Швеции, еще ряде стран, а в немецких университетах получила распространение особая «наука о политическом благочинии» (нем. Polizeiwissenschaft), позже развившаяся в субдисциплину о государственном администрировании.
АЛЬТУЗИЙ (Altbushis), Иоганн (ок. 1557, Диденс-хаузсн, Вестфалия — 1638, Эмден, Голландия) — немецко-голландский политический теоретик, которого считают родоначальником современных теорий федерализма и консоционализма; философ права, обосновавший идею народного суверенитета; дипломат и политик. Автор ряда работ по праву, включая: классический трактат «Два тома, посвященные римскому праву» (1-е изд. 1586; 2-е изд., исправл. и дополи., 1588); «Два тома, посвященные гражданскому общению» (1-е изд. 1601; 2-е изд., исправл. и дополн., 1603); «Политика, изложенная методологическим образом и иллюстрированная священными и мирскими примерами» (1-е изд. 1603; окончат, исправл. и дополн. изд. 1614); «Три тома, посвященные теории справедливости» (1617) и др. Вклад в развитие политической мысли. Альтузий, работавший в кальвинистской традиции, утверждал, что политика является «искусством объединения людей с целью установления, улучшения и сохранения между ними социальной жизни», иначе говоря, политика — это «симбиотика». Посему объединение (ассоциация или сообщество) людей и составляет предмет политики; соответственно, человек является политическим, существом (симбиотом —лат. symbioticum) при условии, что он объединен с другими людьми в группы (это утверждение находится в русле аристотелевой традиции). Люди объединяются в зависимости от потребностей и побуждений посредством договора, а точнее, множества договоров. Народ — «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum). Исходя из кальвинистской доктрины о предопределении, Альтузий предположил, что существует Закон, которому подчиняются все люди, но также они распоряжаются и существенными правами. Отсюда последовало положение, что только народ, т.е. все люди-симбиоты, распоряжается всей полнотой суверенных прав (парод как носитель суверенитета), и данное обстоятельство подлежит учету со стороны любого правителя, который обязан подчиняться благим установлениям сообщества. Таким образом, речь идет о необходимости наличия у правителей согласия со стороны управляемых на осуществление власти. Правительство (правитель) осуществляет административные функции в государстве, которое является «универсальным общественным объединением» (лат. universalis publica consociatio). В том случае, если правительство не выполняет свои функции и обязательства должным образом, злоупотребляет властью (тирания) и ставит под угрозу само существование сообщества, разрушает гражданскую и социальную жизнь, то сопротивление ему или даже его смещение является этически оправданным, ибо это есть акт борьбы со злом. Тем не менее, в отличие от большинства кальвинистских теоретиков, Альтузия больше интересовала не легитимизация сопротивления правителям-тиранам, а создание способов обеспечения гармонии в человеческом сообществе. Существует пять основных типов общественных объединений: семья (естественное объединение); добровольное объединение, основанное на сотрудничестве трех и более людей, принадлежащих к той же гильдии, профессии и т.п. (коллегиум); местное сообщество, город; провинция, а также государство (лат. respublica или regnum). Каждый последующий тип ассоциаций включает в себя все предыдущие, которые продолжают существовать параллельно ему. Каждая из ассоциаций, составляющая общество, обладает автономией по отношению к целому и другим ассоциациям. Устойчивость общества, структурированного как федеративная или конфедеративная — в зависимости от уровня внутренней интеграции - полития, по мере образования новых и функционирования уже сложившихся ассоциаций поддерживается с помощью серии общественных договоров. Исследуя взаимоотношения сотрудничества между различными ассоциациями и внутри больших объединений людей, Альтузий разработал целостную теорию федерализма, который выступает альтернативой феодальной иерархии и инструментом обеспечения единства, основанного на общих интересах и всеми разделяемой морали (она, в свою очередь, имеет в качестве основания Десять заповедей). В основе теории Альтузия — неотчуждаемость суверенитета, которым распоряжаются люди, составляющие ассоциации, и ассоциации, образующие государство. Суверенитет является фундаментальным принципом политического сообщества. Предназначение каждой ассоциации — обеспечение благочестивой, счастливой, гармоничной и справедливой жизни ее членов, а конечная цель политики — осуществление естественного нравственного закона и воли Бога. |
Несмотря на то что политическая наука зародилась и сделала первые шаги в античном Средиземноморье, затем развивалась в эпохи средневекового католицизма, Ренессанса, Реформации и, наконец, в XIX в., это были вес же попытки отдельных ученых, даже когда эти ученые были вписаны в тс или иные институциональные рамки, будь то греческие академии, европейские средневековые, а потом и современные университеты. Многие философы и теоретики прошлого, изучавшие политические проблемы, отдавали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену, опирались при этом на материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. В XIX в. по мере развития европейских университетов в них все больше сосредоточивалось изучение государства, административных структур, государственной политики. Г. Алмонд, «Политическая наука: новые направления» |
Обратите внимание Традиции ранней немецкой политической науки, название которой принято и сегодня писать на языке оригинала — Wissenschaft, уже в XIX столетии были перенесены американскими учеными в свою страну. Приведенное выше краткое современное определение науки как таковой в сущности воспроизводит подход тогдашних немецких университариев. |
Ранние разновидности изучения политики были еще далеки от современных, прежде всего из-за довольно сильного влияния догматических и схоластических традиций. Недостаточность критичности в подходах привела к тому, что политические исследования подпали под обаяние грандиозного замысла теоретиков эпохи Просвещения создать на принципах абсолютного Разума (лат. absolutis — безусловный, неограниченный) всеобъемлющую науку о человеке и обществе. В XIX столетии этот проект попыталось продолжить претендующее на универсальность обществоведение, например общая социология французского ученого Огюста Конта (1798-1857), и марксизм, настаивавший на слиянии в единое целое философии, экономики и социологии. В результате политический анализ был включен в иные области знания — философию, социологию или юриспруденцию в форме общего учения о государстве.
Возрождение политической науки как практически самостоятельной сферы исследований и, что важно, преподавания началось во второй половине XIX в. Университетские отделения государствоведения и политики были созданы совместными усилиями историков, юристов, философов, ориентировавшихся на политическую проблематику. Это — начало становления современной политологии.Вместе с тем для описываемого периода изучения политики был характерен целый ряд своеобразных подходов и особенностей трактовки содержания дисциплины и споры по данному поводу. (Показательно, что большая часть поднятых тогда вопросов острополемично обсуждалась вплоть до последних десятилетий XX столетия.) На попытки создания универсальных теорий общества ученые, занимавшиеся политической сферой, закономерно ответили повышенным вниманием к эмпирической методологии (гр. empeiria— опыт), отраженной в подробнейших описаниях, в основном с формально-юридической точки зрения, государства, форм правления, других явлений политической жизни (Теодор Вулси, 1801-1889; Вудро Вильсон, 1856-1924; Вильгельм Рошер, 1817-1894; Б.Н. Чичерин, А.И. Стронин, 1827-1889 и др.). Объяснения явлений и процессов, связанных с политикой, исходили по преимуществу из конкретных культурных и исторических фактов при невнимании к природе самого человека и общества в целом. Набирали популярность сравнительно-исторические исследования, выбранные в качестве основы для подлинно научного изучения политики. Авторитетные ученые считали, что сравнительный метод в познании общества соответствует экспериментальному в естественных науках — Джон Стюарт Милль (1806-1873) и его последователи, — а это будет способствовать дальнейшему прогрессу политической науки.
ЧИЧЕРИН, Борис Николаевич(1828, Тамбов — 1904, с. Караул, Тамбовская губ.) — философ-гегельянец, правовед, историк, активный участник земского движения, один из идеологов русского либерализма. В 1861 - 1868 гг. — профессор Московского университета. Авторработ по философии, праву, истории и политической науке, среди которых: «Опыты по истории русского права» (1858); «О народном представительстве» (1866); «История политических учений» (в 5 частях, 1869-1902); «Наука и религия» (1879); «Собственность и государство» (в 2 томах, 1881-1883); «Положительная философия и единство науки» (1892); «Основания логики и метафизики» (1894); «Курс государственной науки» (в 3 частях, 1894-1898); «Философия права» (1900); «Вопросы политики» (1903) и др. Вклад в развитие политической мысли.Исходя из общих положений философии Гегеля и дополнив ее некоторыми персоналистскими принципами, Чичерин предложил свою концепцию естественного права. Его идея сводилась к тому, что состояние естественного права в конкретной стране зависит от социокультурных особенностей и главное — уровня эволюционирующего сознания общества в рассматриваемую эпоху. Таким образом, содержание права меняется, причем данный процесс зависит от развития свободы, понятой как единство внутренней свободы воли и внешней свободы, формально закрепленной в правопорядке. Из этого следует, что право есть результат истории, являющейся в первую очередь историей развития человеческой мысли. В качестве одного из первых ученых России и Европы в целом, работавших по проблематике политологии, Чичерин внес значительный интеллектуальный вклад в теорию государства (по преимуществу в плане сравнительных исследований) и в аналитику политических учений. По мысли философа, государство есть основанный на власти абсолютный союз, который, в отличие от исторически предшествующих ему союзов, таких как семья (естественный), церковь (нравственный), гражданское общество (юридический), служит прежде всего идее общего блага. Вместе с тем государство — это «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага». Чтобы гарантировать безопасность общества и нравственный порядок, нельзя позволить отдельным группам («высшим») узурпировать власть над социумом и подменить общественные интересы частными, к чему и сводится главное в общем благе. Однако конечная задача государства, по Чичерину, заключается в обеспечении свободы личности, причем оптимальным способом для достижения этой цели является смешанная форма правления. |
Разнообразие подходов к осмыслению политики внешне выглядело как расколотость политологии уже в начальный период становления, что давало основания более сотни лет отрицать ее статус единой (хотя и комплексной) научной дисциплины. Подавляющее большинство нынешних политологов, рассматривающих историю развития и современное состояние своей области знания, справедливо не соглашаются с такой оценкой, которая в первую очередь обусловлена множественностью методологических подходов, применяемых одной из крупнейших гуманитарных наук.
Обратите внимание В старейшем шведском университете г. Упсалы политика как дисциплина стала приобретать схожий с сегодняшним облик с 1840-х гг. Католический университет Дублина в 1855 г. образовал кафедру социальной и политической науки. Примерно в 1870-е гг. в Оксфорде и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. За океаном в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, а в 1863 г. в Корнельском университете — уже факультет истории, общественной и политической науки. В 1870-е гг. в США были открыты специализации и школы аспирантов по политическим исследованиям. |
В России академическая традиция изучения политики тоже возникает примерно во второй половине XIX в., в период так называемых великих реформ. Первыми собственно политологическими исследованиями можно, вероятно, считать такие труды, как «История политических учений» (издавалась с 1869) Чичерина, «Политика как наука» (1872) А.И. Стронина, «Историко-сравнителъный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права» (1880) М.М. Ковалевского (1851-1916). Развитие ранней российской политологии происходило на основе сравнительных подходов, но не только. Весьма успешно работали специалисты в области истории политики и права, юристы, занимавшиеся проблемами государства. Благодаря усилиям ученых-университариев к началу XX в. значительно продвинулась вперед социология политики.
СТРОНИН, Александр Иванович(1827, с. Ракитино, Курская губ. — 1889, Ялта) — русский социолог-позитивист, представитель органицизма, просветитель; юрист и государственный деятель. Автор ряда работ, в том числе: «История и метод» (1865); «Мир и война» (1870); «Политика как наука» (1872); «История общественности» (1885) и др. В последние годы работал над книгой «Теория личности» (не завершена). Вклад в развитие политической науки.Будучи сторонником позитивизма, Стронин придерживался механистических взглядов на общество и стремился создать общую методологию науки, одинаково применимую и в естествознании, и в обществознании. Исходя из законов механики, он предлагал геометрическую модель общества; пирамида, обеспечивая внутренние движение, одновременно остается стабильной и устойчивой благодаря круговому основанию (в зависимости от плоскости разреза пирамиды получались также коническая и круговая структуры общества). Статической образ общества как пирамиды дополняется исторической круговой теорией (динамический аспект), по которой индивид может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов — концентрических кругов (семья, община, государство). Работы Стронина способствовали оформлению в России социологии, и в особенности политической социологии как научной дисциплины, вполне соответствовавшей общемировому уровню ее развития во второй половине XIX столетия. |
Развитие мировой политологии вXX в.(заметно ускорившееся во второй половине столетия), а также умножение ее дисциплин и исследовательских направлений в целом отражают соответствующие разделы нашей книги. Здесь следует только подчеркнуть: подъему этой науки прежде всего способствовали процесс модернизации, демократизация и политических систем, и самой общественной жизни.
Обращают на себя внимание еще три обстоятельства, благоприятствовавшие становлению политологии. 1) Увеличивалось не только количество университетских кафедр и факультетов; важно то, что были созданы специальные центры по изучению политики в большинстве стран Западной и Центральной Европы, в весьма сжатые сроки наладившие международное сотрудничество ученых и преподавателей. 2) С начала XX в. образуются национальные объединения специалистов в сфере политического знания (первое — в США в 1903 г.). 3) Мощным стимулом развития дисциплины явилось учреждение в 1949 г. Международной ассоциации политических наук (англ. International Political Science Association — IPSA), которая выступает организатором всемирных конгрессов политологов.
На рубеже тысячелетий политология как научная дисциплина выполняет целый ряд конкретных функций. 1. Описательная (дескриптивная) функция призвана показать реальный ход вещей в политическом мире (к ней относятся не только описание масштабных событий национального и международного характера, в т.ч. для их сравнительного изучения, но и так называемые case-studies*). 2. Объяснительная функция — это поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства, т.е. данная функция помогает понять сущность все более разнообразных политических процессов на национальном и международном уровнях. 3. Инструментальная функция предполагает исследование возможных вариантов политических решений для достижения желательного результата и необходимых типов политического поведения. 4. Прогностическое назначение политологии обусловлено попытками научно предсказать будущее развитие политических явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий (благоприятных либо отрицательных).
Профессия политолога
В предыдущем разделе речь шла в основном о так называемой университетской (или академической) политологии, иными словами, об исследователях политики, которые развивают эту науку по всем ее направлениям. Многие из них применяют свои знания (в разных формах) в политической практике, а также передают их студентам. В этих и других отношениях университетская политология — ядро профессии. Вместе с тем в современных условиях специализация по политической науке стала поистине массовой. Достаточно сказать, что среди занятых в исполнительной и законодательной ветвях власти, в обслуживающих их аппаратах подавляющее большинство — именно профессиональные политологи.
Современная политика — особый род занятий, требующий серьезной подготовки, высокого профессионализма и разделения труда, поскольку ошибочные решения в данной области могут дорого стоить и для какого-либо национального, и для мирового сообщества, привести то или другое на грань политического краха. Так что сегодня нет ни одной из политических ролей, функций, профессий, которая бы не нуждалась в особых знаниях и умениях. В совокупности специализаций, связанных с политологией, некоторые требуют политологического образования, другие помимо этого сопряжены с тем или иным видом исследовательской либо аналитической работы.
Обратите внимание Структура специальностей и направлений профессиональных занятий четче всего определена в тех странах, где политическая наука и ее преподавание достигли наибольшего уровня развития. Это прежде всего США, где факультеты политологии существуют не только в каждом университете, но и в большинстве колледжей. Их выпускники в основном профессионально занимаются политической практикой. На другом полюсе — государства, где население и сами политики считают, что для этой области жизнедеятельности важнее всего такие качества, как простота, пресловутая «близость к народу» и т.п. Понятно, что в современном политическом мире даже согласие с ценностью этих качеств отнюдь не исключает профессиональных знаний. Исследования, проведенные во всех частях света, доказывают: наиболее успешных результатов добиваются те публичные политики, которые обладают самыми обширными и разносторонними познаниями в политологии. |
Среди групп профессий в области политики, для которых необходимо особое политологическое образование, самыми массовыми являются следующие: политики, посредники, помощники, эксперты; к ним примыкают и идеологи. Политики — не только люди, непосредственно участвующие в осуществлении власти на разных ее уровнях (публичный политик), а еще чиновники (управленцы-администраторы) и партийные функционеры (т.е. работники аппаратов партий). Посредники (медиаторы) заняты связью политиков, общественных и корпоративных структур с гражданами (лоббисты, функционеры разных организаций, движений, компаний, благотворительных и иных фондов и т.д.). К этой же группе принадлежат и профессии, в функции которых входит налаживание новых средств и форм политического общения (специалисты по связям с общественностью: англ. public relations — PR; организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий и т.д.). Помощники (видимо, самая количественно большая группа) обслуживают собственно политическую деятельность (советники, определенные разряды сотрудников политических или административно-управленческих аппаратов, аналитики, политические технологи, имиджмейкеры и т.д.). Независимые эксперты, в числе которых — работники разного рода аналитических и информационных центров, участники «мозговых трестов», сотрудничающие с государственными структурами, партиями, корпорациями, банками, с крупными средствами массовой информации, заинтересованными в получении надежных сведений о политике вообще либо в своей области деятельности. Такие аналитические центры нередко полностью или частично финансируются бюджетными организациями, поскольку в принципе они призваны обеспечивать общество качественной политической информацией. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и университетов. Идеологи обеспечивают поддержание в политической среде и в обществе влияния каких-либо идеологий, догматических учений, идеологизированных трактовок политики. В плане профессии — это сами идеологи, часть журналистов и PR-работников, выступающих как замаскированные агитаторы.