Понятие и виды методов государственного управления
Одной из важнейших категорий, характеризующих государственное управление как объект анализа со стороны науки административного права, наряду с категорией формы государственного управления, является теоретическая категория метода государственного управления.
Понятие метода государственного управления в теории государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление. Ю.Н. Старилов определяет метод государственного управления как "правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности" *(204).
Такое определение, как, впрочем, и всякое определение метода государственного управления, страдает некоторой нечеткостью, размытостью категорий. Дело в том, что метод, в отличие от формы, не поддается непосредственной идентификации, не может быть однозначно определен в силу абстрактности категории. Так, В.М. Манохин определяет метод государственного управления как "характер волеизъявления одного участника деятельности в отношении другого участника", подчеркивая, вполне справедливо, что определение метода как способа деятельности, решения задач ничего не объясняет, поскольку вызывает дополнительный вопрос о природе способа *(205).
Между тем, именно тот или иной набор методов государственного управления в наибольшей степени отражается на внешнем характере государственного управления, обозначая степень его жесткости или лояльности, определяя меру и характер государственного вмешательства в регулируемые общественные процессы. Преобладание в структуре методов государственного управления той или иной сферой общественной жизнедеятельности методов принудительного воздействия, обозначает для внешних наблюдателей усиление государственного вмешательства, ужесточение управленческого воздействия, подчеркивает остроту существующих в управляемой сфере проблем. Напротив, применение мягких методов убеждения характеризует слабость государственного управления в соответствующей области, определяет некоторую второстепенность государственного участия в процессах регуляции общественных отношений в данной сфере.
Переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил проблему соотношения различных методов в государственном управлении. Связано это с переходом к признанию хозяйственной самостоятельности большинства субъектов гражданского оборота, либерализацией общественной жизни, минимизацией государственного контроля в сферах частной жизни. Однако, изменение соотношения властных методов в структуре государственного управления отнюдь не означает уменьшения роли самого явления. Государственное управление - это постоянное явление в государственно организованном обществе, без него немыслимо существование государственного механизма.
Таким образом, при всей абстрактности данного понятия категория "метод государственного управления" занимает ключевое место в системе характеристик государственного управления в целом. В теории административного права выделяются следующие характерные особенности методов государственного управления *(206):
методы государственного управления применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;
целью использования метода государственного управления является обеспечение государственного управления, управленческой деятельности субъектов государственного управления;
использование методов осуществляется в процессе управленческой деятельности соответствующих субъектов;
методы государственного управления отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом государственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административного права;
методы государственного управления являются средством осуществления субъектами государственного управления их компетенции;
методы государственного управления в каждом конкретном случае подбираются в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существенных обстоятельств;
методы управления имеют организующее предназначение, упорядочивая происходящие в системе управления процессы;
применение методов государственного управления часто зависит от субъективных факторов, в том числе политического характера;
методам государственного управления присущ динамизм;
порядок применения методов управления устанавливается законодательством;
методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления, поскольку зачастую сама форма определяет применяемый метод управления, и наоборот: необходимость применения определенного метода диктует необходимость использования конкретной формы.
Итак, констатируем, что методом государственного управления является определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которого реализуется государственное управление. Следующий вопрос, который нас интересует, это вопрос о системе методов государственного управления.
Наука административного права разработала множество классификаций методов государственного управления. Однако можно с уверенностью констатировать, что разновидности и группы методов, выделяемые различными специалистами на основании разнообразных критериев, базируются на двух ключевых методах государственного управления: методе убеждения и методе принуждения. Выделяемый наряду с указанными методами в качестве самостоятельного метод стимулирования *(207), по нашему мнению, является лишь разновидностью метода убеждения, поскольку характеризуется теми же принципами управленческого воздействия.
Метод убеждения воплощает в себе такие приемы как стимулирование, воспитание, разъяснение, поощрение и т.п., в то время как принуждение - это совокупность приемов и способов, опирающихся на возможность навязывания определенного образа действий управляемому объекту. Убеждение представляет собой такой способ воздействия, когда управляемый объект совершает социально требуемые действия в результате принятия самостоятельного решения, вызванного определенными соображения морального или материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций. Таким образом, основа данного метода - создание предпосылок для возникновения у управляемых ощущения (сознания) необходимости проведения тех или иных мероприятий, правильности и целесообразности совершения определенных действий.
Принуждение же, напротив, базируется именно на санкционировании, на возможности применения негативных последствий, привлечения к юридической ответственности. Проявления указанных методов государственного управления многогранны. Принуждение вообще - это центральный метод государственного управления, сообщающий, кстати, свойство императивности методу правового регулирования административного права. На принуждении основано построение и функционирование всего государственного организма. Его наиболее ярким проявлением является административная ответственность как негативное последствие неправомерных действий, нарушающих властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления.
Опыт использования методов государственного управления свидетельствует, что принуждение должно носить вспомогательный, вторичный характер. Без него право перестало бы быть правом, однако, очевидно, что добиться социально положительных результатов методом принуждения очень трудно, особенно когда это касается экономических, культурных, социальных интересов и потребностей личности. Так, общепризнанно, что:
принуждение эффективно лишь в том случае, когда оно применяется к меньшинству при применении к большинству метода убеждения;
метод убеждения является первичным, а принуждение используется в крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей другими способами;
принуждение должно всегда основываться на нормах закона, произвольное применение принудительных способов воздействия недопустимо.
Наиболее распространенная классификация методов государственного управления приводит к выделению в их системе экономических и административных методов государственного управления. Сразу же отметим, что эта классификация некорректна, поскольку все применяемые в процессе государственного управления методы являются административными, т.е. управленческими. Другое дело, что из числа этих методов методы экономического воздействия выделяются своей органичностью с природой человеческой натуры, правилами человеческого общежития, опорой на убеждение как ключ к социально адаптированному поведению объектов управления.
Собственно административные методы обычно представляются в виде совокупности способов и средств внеэкономического или прямого yправляющего воздействия со стороны субъектов государственного управления. Т.е. применение указанным методов не связано со симулированием поведения посредством влияния на экономические интересы управляемых объектов. Властный субъект отдает распоряжение, совершает иное исполнительно-распорядительное действие, санкционированное силой государственного аппарата, юридически обязательное для управляемого объекта в силу прямого предписания закона. Это не значит, что в основе административных методов государственного управления лежит принуждение; убеждение также может являться методом прямого администрирования.
Последние годы демократизация правовой системы нашей страны, изменение соотношения ветвей государственной власти привело к уменьшению сфер применения метода прямого администрирования. Однако вовсе без него обойтись нельзя. Есть определенные сферы общественной жизни, где административные методы являются едва ли не единственно возможными (например, сфера военной и другой государственной службы, взаимоотношения внутри соподчиненных звеньев государственного аппарата и т.п.). Кроме того, различного рода временные ситуации чрезвычайного характера также могут потребовать введения режима прямого администрирования, что и предусмотрено административным законодательством в виде возможности временного введения режимов военного и чрезвычайного положений.
Административные методы государственного управления в науке классифицируются по следующим основаниям:
в зависимости от формы выражения: правовые и организационные;
в зависимости от административно-правовых признаков: нормативные и индивидуальные;
в зависимости от степени управляющего воздействия на объекты управления: императивные, уполномочивающие, поощрительно-рекомендательные.
Экономические методы - это совокупность способов экономического (косвенного) воздействия субъектов государственного управления на поведение управляемых объектов. В литературе можно встретить обозначение экономических методов в качестве методов регулирующего управления *(208). Суть экономических методов государственного управления такова: природе человека свойственно стяжательство (не в самом плохом смысле этого слова), т.е. естественное стремление к улучшению своего материального благосостояния, основанное на желании обеспечить себя и свою семью всем необходимым для наиболее комфортного существования. Государство, используя указанную черту человеческой природы, может стимулировать определенные варианты поведения членов общества, создавая соответствующие экономические условия: устанавливая более или менее высокий уровень налогов, предоставляя налоговые льготы, финансируя определенные виды деятельности, осуществляя квотирование и используя прочие аналогичные приемы управленческого воздействия. Применение экономических методов в меньшей степени связано с принудительными способами воздействия, однако, налоговая льгота не имела бы такого стимулирующего эффекта, если бы уплата налогов не была всеобщей обязанностью и не обеспечивалась бы принудительными средствами. Безусловно, экономические методы государственного управления предпочтительны в силу своей убеждающей силы, однако, их существование без методов прямого управления невозможно.
Помимо вышеприведенной классификации, в науке административного права можно встретить подразделение методов государственного управления на:
коллегиальные (применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов административного права) и единоначальные (осуществляемые на основе единолично принятого решения);
общие (применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права) и специальные (характерные лишь для определенной части таких субъектов) *(209).
Интересную авторскую классификацию предлагает Н.М. Конин *(210):
методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия;
методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей;
методы экономического воздействия;
методы организационно-властного воздействия.
Таким образом, следует признать, что убеждение и принуждение как наиболее общие методы государственного управления могут проявляться в различных способах и приемах, разнообразных сочетаниях и разновидностях.