Основные тенденции современного КП развития ЗС
На К развитие влияют: изменение внутриполитических сил, эк реалий, традиции. Тенденции. 1. КПЗС отличается постоянно возрастающим влиянием к проблеме прав и свобод человека (постоянное расширение, детализация, унификация норм, оговорки о возможности ограничения прав в случае ЧП). 2. Расширение сферы КП: К начинает регулировать новые институты: СМИ, общ организации, пол партии. 3. Появление новых КП институтов: институты премьер-министра, КС; новые силы – профсоюзы, работодатели, делегированное зак-во, административная юстиция. Происходит укрепление исп власти, усложнение голосования по вотуму недоверия
Социализация КП. КП отношения уже не ограничиваются лишь пол сферой. Усиление конфликтов в XX =>К стали регулировать основы всего общ строя. К, принятые после 2мв и позднее, уделяют значительное место регулированию общ отношений между соц. общностями. Окончание 2МВ– усиление дем тенденций. В пол жизни страны начали принимать акт участие все соц слои через партии, масс движения. В большинстве стран принимаются новые К или вносятся изменения в прежние, что отражает происходящие перемены. Институционализация пол партий и объединений. =>стало неотъемлемой частью дем К. + устанавливаются К гарантии деятельности профсоюзов, кооперативов, организаций предпринимателей. Демократизация - проявилась в переходе от цензового И права ко всеобщему и равному + расширяется перечень прав и свобод, совершенствуются их гарантии, развиваются новые дем институты (омбудсманы). В К более детально стали регламентироваться пол и личные права и свободы. ИнтернационализацияКП -сближение нац с МП. Достижения КП отдельных стран обобщаются и включаются в акты МП - пакты, конвенции. + принципы МП составляют часть нац права. Страны, кот сохраняют приоритет нац права – ВБ, Норвегия, Дания. Равное положение у Швейцарии, Польши, Бельгии. Приоритет МП у ФРГ, Порт. Более чётко определяется компетенция органов гос власти по вопросам ВП. Усиливаются позиции парламентов.
Положения о народном суверенитете появляются в К Италии, Франции, Греции, Испании, Португалии, Японии. В К Австрии, ФРГ, Польши есть положения о том, что вся власть в гос-ве исходит от народа.
Бывшие колониальные страны предоставили наиболее важные полномочия главе гос-ва. В законодательной сфере тенденция к замене 2-палатного парламента на 1 палатный либо ограничение полномочий верхней палаты (Дания, Греция, Португалия). Ослабление верхней палаты в ФРГ, Испании.
6. Правительство: порядок формирования и структура.
2 главные модели:формирование прав-ва на парл основеисходя из расстановки сил в парламенте (парл монархии и республики) ивнепарламентский способ образования высшего органа ГУ(президентские республики, страны с монократическими режимами и дуалист монархий). В большинстве парл монархий и республик премьер-министр формально назначается ГГ. Он формирует состав прав-ва и представляет его, а равно программу правит деят-ти, на утверждение парламента. Парл инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (ВБ), либо обеими палатами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение прав-ва актом ГГ, и оно считается приступившим к исполнению своих обяз-тей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка полит сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным бол-м деп мандатов на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции) (ВБ, Канада).
Если ни одна партия не располагает бол-м в парламенте, ГГ проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возм-ти и шансы того или иного полит деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор прав-ва, кот проводит закулисные переговоры с рук-м партий, представленных в парламенте (нижней палате). В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В результате правит кризис нередко затягивается на весьма длительный срок (Нидерланды). В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парл выборы.
В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава прав-ва формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абс бол-во голосов. В Японии в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежит Палате представителей. Существуют страны, где все члены прав-ва избираются парламентом (Федеральный совет Швейцарии в составе 7 человек избирается на совместном заседании обеих палат Ф собрания на срок полномочий нижней палаты).
Нередко партия, находящаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый "теневой кабинет", на случай успеха на парл выборах (ВБ, ФРГ).
Определенной спецификой отличается процедура формирования прав-ва в республиках со смешанной формой правления. Во Франции, согласно К 1958 г., премьер-министр и члены прав-ва по его представлению назначаются президентом Республики. В условиях совпадения през и парл большинства вопрос о назначении прав-ва решается ГГ самостоятельно. Иначе обстоит дело, когда поддержка президента парл большинством отсутствует. (Такие ситуации складывались в Пятой республике уже трижды.) В этом случае президент вынужден поручать формирование правительства лидеру победившей партии.
В президентских республиках ГГ сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США они назначаются президентом формально "по совету и с согласия Сената". Состав и структура. В подавляющем бол-ве ЗС жёстко фиксированные стр-ра и численный состав прав-ва отсутствуют. В некоторых странах (США и Швейцария) зак-во устанавливает строго лимитированное число министров. В США их сейчас 13 + департаменты армии, ВМФ и ВВС. В США, Франции и Норвегии установлено, что участие в прав-ве несовместимо с осуществлением парл мандата – способствует усилению независимости прав-ва от парламента. А в ВБ премьер-министр и бол-во ведущих министров должны быть депутатами Палаты общин. Возрастные ограничения встречаются редко (в Габоне министром нельзя быть>28 и<55). Персональный отбор членов прав-ва зак-во большинства стран относит к ведению главы исп власти. В ВБ премьер-министр назначает министрами представителей рук-ва своей партии. В президентских республиках прав-во назначается на срок полномочий главы исп власти. В парл странах прав-во остаётся до тех пор, пока пользуется поддержкой больш-ва в парламенте.
Основные К принципы в ЗС.
1. Принцип народного суверенитета. Власть не может быть легитимной, если она не происходит от народа. 2. Парламентаризм это такая система организации власти, при которой парламент занимает ведущее место, формирует правительство, а правительство несёт ответственность перед парламентом (ВБ, Италия, Бенилюкс, Япония). 3. Концепция разделения властей - важнейшая гарантия против узурпации власти. Основоположник Локк, выделявший зак, исп и федеральную власти. Монтескье заменил федеральную на судебную. Действует система сдержек и противовесов. 4. Принцип законности - каждое должн лицо и орган власти связан К: существуют нормы К воздействия на любое должн лицо или орган власти, вплоть до импичмента. Главная посылка: «Правят не люди, а законы». 5. Принцип относительной свободы общ жизни от вмешательства со стороны гос-ва. Общество саморегулирующееся и самоорганизующееся, свободное от государстваè построение правового гос - на 1 место принцип верховенства закона (права). Социальное гос-во - в центре политики соц направление, концепция развивается после 2МВ, гос-во должно помимо традиционных функций помогать гражданам (соц обеспечение, просвещение). Светский характер власти: отделение церкви от гос-ва и школы, но роль церкви может быть весьма значительной (не только в мусульманских, ‘In God We Trust’ на $, в ВБ лицо, наследующее престол и супруг должны принадлежать к англиканской церкви). 6. Принцип конституционализма нашёл отражение в «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (Ст 13: «Не демократично об-во, не имеющее К»). 7. Детальное регулирование правового статуса личности. К чётко вводит различия на права: а) личные – в которые государство не имеет право вмешиваться (на жизнь и неприкосновенность, свободное развитие личности, мысли и совести, тайна частной жизни и коммуникации, неприк жилища, свобода передвижения и поселения); личное право восходит к теории естественного права человека: человек от рождения обладает рядом прав и свобод;
б) политические – гос имеет право вмешиваться и регулировать (участия в управлении, избирательное, на объединение, свобода собраний и манифестаций, инфо, петиций, право и обязанность защиты страны, право на сопротивление угнетению).
8. Правительство: основные функции.
Правительство в ЗС представляет собой коллегиальный орган исп власти.
Компетенция правительства. Для всех стран характерен разительный разрыв между юридическим и фактическим статусом прав-ва. По общему правилу в унитарных гос-х предметная компетенция прав-ва не определяется, так как законодатель исходит из предположения о том, что границы между исп, зак и суд властями совершенно очевидны. Более того, многие К все исп полномочия вручают ГГ, хотя фактически они всегда осуществляются прав-м. Некоторые К наделяют прав-во чисто совещательными функциями, конструируя его как некий консультативный орган при ГГ. Фактическое положение прав-ва в ЗС не может быть абсолютно точно определено, поскольку границы осуществления властных функций органом, являющимся главным инструментом осуществления власти, весьма подвижны и изменчивы.
В системе высших органов власти ЗС прав-во является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми др высшими органами гос-ва. Не будучи подвержено контролю со стороны, прав-во имеет возможность само определять объем своих полномочий. Функции правительства ЗС.
1.Управление гос аппаратом. Прав-во не только играет решающую роль в деле комплектования всего гос аппарата, но и руководит его деятельностью.
2.Исполнение законов - важнейшая функция правительства. Согласно традиционной теории прав-ву вверяется обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.
3.Контроль над зак деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию прав-ва. Контроль осуществляется по 2 направлениям: 1) прав-во является главным источником зак инициативы; 2) прав-во оказывает решающее воздействие на зак процесс.
4.Нормоустанавливающая деятельность прав-ва является одним из основных направлений в его работе. Прав-во - автор большей части нормативных актов, действующих в любой ЗС.
5.Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальна.
6.Осуществление ВП в современных ЗС прежде всего входит в компетенцию правительства. ГГ в парламентарных странах в сфере МО заметной роли не играет.
7.Прав-во контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются ВП функции гос-ва. Оно комплектует дип и консульский аппарат, определяет контингенты ВС, руководит деятельностью органов закордонной разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.
9. Конституционный надзор: основные функции и задачи.
Необходима правовая охрана К. Цель – достигается незыблемость общ и гос строя, закреплённого в К соответствующей страны, стабильность правового статуса личности, неуклонное выполнение норм К всеми субъектами КП: гос организациями и их должностными лицами, общественными организациями, юр и физ лицами; достижение конституционности правоприменительной практики. Правовая охрана К – совокупность ср-в и способов, с помощью кот должно достигаться строгое соблюдение режима К законности, соответствие К всех др актов, принимаемых гос органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.
В К 19 века спец способы правовой охраны К отсутствовали. Считалось, что парламент сам должен обеспечить конст-ть принимаемых им законов и следить за тем, чтобы др гос органы действовали в соответствии с принципами и нормами К. К теория Люксембурга, Нидерландов, Финляндии и Швеции исходит из того, что поскольку парламент занимает высшее место в системе гос органов, то над ним не может стоять никакой др орган, кот осуществлял бы К контроль. Поэтому только парламент вправе решать судьбу закона, противоречащего К. Суды обязаны следить только за законностью актов исп власти (Ст. 120 К Нидерландов Конституционность актов парламента не подлежит контролю со стороны судов).
В Швеции и Финляндии прав-во и парламент вправе проконсультироваться в спец органе, чтобы получить заключение по вопросу о К-ти законопроекта (в Швеции это Зак Совет из членов Верх суда).
Органы К контроля. 1. Суды общей юрисдикции решают вопрос о К-ти правовых актов в связи с рассмотрением конкретного дела (Япония, Греция, Дания, Мексика, США). 2. Верховный суд (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) рассматривает вопрос по представлению определённого гос органа – президента ,парламента, правительства. 3. Специальные суды по проверки К-ти нормативных актов (ФРГ, Австрия, Греция, Испания, Португалия) образуются в особом порядке. КС Австрии образуется Президентом по представлению Федерального прав-ва, Национального и Федерального советов. Федеральный КС ФРГ правомочен также решать вопросы толкования К, соответствия права земли ФЗ-ву в сфере конкурирующего зак-ва, рассматривает К жалобы физ лиц, органов местного самоуправления, проверяет К-ть деят-ти полит партий. Этот КС вправе принимать решения об отстранении от должности Президента. 4. Несудебные органы. К Совет Франции – 9 советников, назначаемых президентом и председателями обеих палат по 3 члена.
2 вида К контроля: Предварительный либо до принятия закона парламентом, либо после принятия, но до подписания ГГ и Последующий – проверка уже вступивших в силу нормативных актов на предмет их К-ти. Формальный вид контроля – проверка соблюдения установленных правил рассмотрения и принятия норм акта. Материальный – проверка К-ти самого содержания акта. Централизованный – европейский вид осуществляет спец судами или верховным судом. Децентрализованный – американский судами общей юрисдикции.
Контроль направлен на укрепление существ К строя, К законности, на защиту прав и зак интересов личности. Его роль зависит от состава осуществляющего его органа, от соц-пол обстановки.
10. Парламент: структура и организация.
Парламент – высший общенациональный представительный орган гос-ва.
Палаты парламента.В США Палата представителей избирается на два года, Бундестаг ФРГ и Палата представителей Японии — на четыре года, Национальное собрание Франции — на пять лет. Вторая палата, если она не является назначаемой, как правило, избирается на более длительный срок, чем первая. Сенат сша обновляется каждые 2 года на одну треть. Чаще всего верхние палаты образуются путем косвенных выборов (Австрия, Франция, Нидерланды). В некоторых странах они избираются непосредственно населением (США, Япония, Италия), иногда сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Партийные фракции.Во многих регламентах установлено мин число депутатов для образования фракции: во Франции это 30 членов в Нац собрании и 14 — в Сенате, в Бундестаге ФРГ — 15 депутатов, в Бразилии — 1/10 всех членов Палаты депутатов. В результате введения такого минимума небольшие по численности группы депутатов лишаются возм-ти активно влиять на различные стороны парл деятельности. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат. Фракции оказывают курируют выработку повестки дня пленарных заседаний, направление прений, голосование, использование различных форм контроля за исп властью.
Руководящие органы парламента.Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом,(президиумом, бюро). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой (но в Нидерландах председатель нижней палаты формально назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур). В одних странах председатель верхней палаты избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В США им по должности становится Вице-президент. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с др органами, обладает дисциплинарной властью. По дог-ти с вице-председателем или советом председателей он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных прав-м, руководит прениями устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парл органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией. Парламентские комиссии (комитеты) образуются либо на весь срок парл полномочий, либо на каждой сессии. Свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия при разногласиях между палатами). Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. Заседания комиссий в большинстве стран проходят за закрытыми дверями, деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности (но в качестве экспертов могут присутствовать чиновники или отдельные депутаты по спец разрешению руководства). В ряде стран Парламенты или палаты вправе создавать следственные и ревизионные комиссии, для рассмотрения конкретных дел на время.
Иные органы, парламента (палат).В странах, в которых парламент осуществляет контроль за правительством и администрацией, имеются спец парламентские органы контроля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые пред-ва и др.Финансовым ревизорам принадлежит, например, право проверки счетов и отчетности о расходовании гос средств. В ряде стран некоторые полномочия парламента при определенных обстоятельствах осуществляются более узкимиколлегиями депутатов. Так, в Испании в палатах парламента создаются деп комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями и в некоторых других случаях. Для оказания помощи председателю парламента (палаты) могут создаватьсясоветы старейшин, конференции при председателе и т. д. Во Франции в 70—80-е гг. были образованыспециальные парламентские пред-ва: по делам Европейских сообществ, по дем вопросам и др. Для организации выборов во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются спецкомитеты по подготовке выборов на основе пропорционального пред-ва от партийных фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных комиссий, а также иных органов, и если не возникает возражений среди депутатов, то предложения комитетов одобряются обычно без голосования.