Основные тенденции современного КП развития ЗС

На К развитие влияют: изменение внутриполитических сил, эк реалий, традиции. Тенденции. 1. КПЗС отличается постоянно возрастающим влиянием к проблеме прав и свобод человека (постоянное расширение, детализация, унификация норм, оговорки о возможности ограничения прав в случае ЧП). 2. Расширение сферы КП: К начинает регулировать новые институты: СМИ, общ организации, пол партии. 3. Появление новых КП институтов: институты премьер-министра, КС; новые силы – профсоюзы, работодатели, делегированное зак-во, административная юстиция. Происходит укрепление исп власти, усложнение голосования по вотуму недоверия

Социализация КП. КП отношения уже не ограничиваются лишь пол сферой. Усиление конфликтов в XX =>К стали регулировать основы всего общ строя. К, принятые после 2мв и позднее, уделяют значительное место регулированию общ отношений между соц. общностями. Окончание 2МВ– усиление дем тенденций. В пол жизни страны начали принимать акт участие все соц слои через партии, масс движения. В большинстве стран принимаются новые К или вносятся изменения в прежние, что отражает происходящие перемены. Институционализация пол партий и объединений. =>стало неотъемлемой частью дем К. + устанавливаются К гарантии деятельности профсоюзов, кооперативов, организаций предпринимателей. Демократизация - проявилась в переходе от цензового И права ко всеобщему и равному + расширяется перечень прав и свобод, совершенствуются их гарантии, развиваются новые дем институты (омбудсманы). В К более детально стали регламентироваться пол и личные права и свободы. ИнтернационализацияКП -сближение нац с МП. Достижения КП отдельных стран обобщаются и включаются в акты МП - пакты, конвенции. + принципы МП составляют часть нац права. Страны, кот сохраняют приоритет нац права – ВБ, Норвегия, Дания. Равное положение у Швейцарии, Польши, Бельгии. Приоритет МП у ФРГ, Порт. Более чётко определяется компетенция органов гос власти по вопросам ВП. Усиливаются позиции парламентов.

Положения о народном суверенитете появляются в К Италии, Франции, Греции, Испании, Португалии, Японии. В К Австрии, ФРГ, Польши есть положения о том, что вся власть в гос-ве исходит от народа.

Бывшие колониальные страны предоставили наиболее важные полномочия главе гос-ва. В законодательной сфере тенденция к замене 2-палатного парламента на 1 палатный либо ограничение полномочий верхней палаты (Дания, Греция, Португалия). Ослабление верхней палаты в ФРГ, Испании.

6. Правительство: порядок формирования и структура.

2 главные модели:формирование прав-ва на парл основеисходя из расстановки сил в парламенте (парл монархии и республики) ивнепарламентский способ образования высше­го органа ГУ(прези­дентские республики, страны с монократическими режимами и дуа­лист монархий). В большинстве парл монархий и республик пре­мьер-министр формально назначается ГГ. Он формирует состав прав-ва и представляет его, а равно про­грамму правит деят-ти, на утверждение парла­мента. Парл инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (ВБ), либо обеими палатами (Ита­лия). Только после получения инвеституры производится оконча­тельное назначение прав-ва актом ГГ, и оно считается приступившим к исполнению своих обяз-тей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка полит сил в парламенте. В случае, если ка­кая-либо партия или блок партий располагает абсолютным бол-м деп мандатов на пост премьер-министра авто­матически назначается лидер победившей партии (коалиции) (ВБ, Канада).

Если ни одна партия не располагает бол-м в парламенте, ГГ про­водит консультации с лидерами партий, представленных в парла­менте (нижней палате), пытаясь выяснить возм-ти и шансы того или иного полит деятеля. В некоторых странах (Бель­гия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор прав-ва, кот проводит закулис­ные переговоры с рук-м партий, представленных в парла­менте (нижней палате). В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В результате правит кризис нередко затягивается на весьма длительный срок (Нидерланды). В случае, если прийти к соглашению не уда­ется, назначаются досрочные парл выборы.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется про­цедура, при которой глава прав-ва формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канц­лера предлагается президентом и считается избранным, если по­лучил абс бол-во голосов. В Японии в случае разно­гласий между палатами окончательное решение принадлежит Палате представителей. Существуют страны, где все члены прав-ва избираются парламентом (Федеральный совет Швейцарии в составе 7 человек избирается на совместном засе­дании обеих палат Ф собрания на срок полномочий нижней палаты).

Нередко партия, находя­щаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый "тене­вой кабинет", на случай успеха на парл выборах (ВБ, ФРГ).

Определенной спецификой отличается процедура формиро­вания прав-ва в республиках со смешанной формой прав­ления. Во Франции, согласно К 1958 г., премьер-ми­нистр и члены прав-ва по его представлению назначаются президентом Республики. В условиях совпадения през и парл большинства вопрос о назначении прав-ва решается ГГ самостоятельно. Иначе обстоит дело, когда поддержка президента парл большинством отсутствует. (Такие ситуации складывались в Пятой республике уже трижды.) В этом случае президент вынужден поручать фор­мирование правительства лидеру победившей партии.

В президентских республиках ГГ сам являет­ся носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США они назначаются президен­том формально "по совету и с согласия Сената". Состав и структура. В подавляющем бол-ве ЗС жёстко фиксированные стр-ра и численный состав прав-ва отсутствуют. В некоторых странах (США и Швейцария) зак-во устанавливает строго лимитированное число министров. В США их сейчас 13 + департаменты армии, ВМФ и ВВС. В США, Франции и Норвегии установлено, что участие в прав-ве несовместимо с осуществлением парл мандата – способствует усилению независимости прав-ва от парламента. А в ВБ премьер-министр и бол-во ведущих министров должны быть депутатами Палаты общин. Возрастные ограничения встречаются редко (в Габоне министром нельзя быть>28 и<55). Персональный отбор членов прав-ва зак-во большинства стран относит к ведению главы исп власти. В ВБ премьер-министр назначает министрами представителей рук-ва своей партии. В президентских республиках прав-во назначается на срок полномочий главы исп власти. В парл странах прав-во остаётся до тех пор, пока пользуется поддержкой больш-ва в парламенте.

Основные К принципы в ЗС.

1. Принцип народного суверенитета. Власть не может быть легитимной, если она не происходит от народа. 2. Парламентаризм это такая система организации власти, при которой парламент занимает ведущее место, формирует правительство, а правительство несёт ответственность перед парламентом (ВБ, Италия, Бенилюкс, Япония). 3. Концепция разделения властей - важнейшая гарантия против узурпации власти. Основоположник Локк, выделявший зак, исп и федеральную власти. Монтескье заменил федеральную на судебную. Действует система сдержек и противовесов. 4. Принцип законности - каждое должн лицо и орган власти связан К: существуют нормы К воздействия на любое должн лицо или орган власти, вплоть до импичмента. Главная посылка: «Правят не люди, а законы». 5. Принцип относительной свободы общ жизни от вмешательства со стороны гос-ва. Общество саморегулирующееся и самоорганизующееся, свободное от государстваè построение правового гос - на 1 место принцип верховенства закона (права). Социальное гос-во - в центре политики соц направление, концепция развивается после 2МВ, гос-во должно помимо традиционных функций помогать гражданам (соц обеспечение, просвещение). Светский характер власти: отделение церкви от гос-ва и школы, но роль церкви может быть весьма значительной (не только в мусульманских, ‘In God We Trust’ на $, в ВБ лицо, наследующее престол и супруг должны принадлежать к англиканской церкви). 6. Принцип конституционализма нашёл отражение в «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (Ст 13: «Не демократично об-во, не имеющее К»). 7. Детальное регулирование правового статуса личности. К чётко вводит различия на права: а) личные – в которые государство не имеет право вмешиваться (на жизнь и неприкосновенность, свободное развитие личности, мысли и совести, тайна частной жизни и коммуникации, неприк жилища, свобода передвижения и поселения); личное право восходит к теории естественного права человека: человек от рождения обладает рядом прав и свобод;

б) политические – гос имеет право вмешиваться и регулировать (участия в управлении, избирательное, на объединение, свобода собраний и манифестаций, инфо, петиций, право и обязанность защиты страны, право на сопротивление угнетению).

8. Правительство: основные функции.

Правительство в ЗС представляет собой коллегиальный орган исп власти.

Компетенция правительства. Для всех стран характерен разительный разрыв между юридическим и фактическим статусом прав-ва. По общему правилу в унитарных гос-х предметная компетенция прав-ва не определяется, так как законодатель исходит из предположения о том, что границы между исп, зак и суд властями совершенно очевидны. Более того, многие К все исп полномочия вручают ГГ, хотя фактически они всегда осуществляются прав-м. Некоторые К наделяют прав-во чисто совещательными функциями, конструируя его как некий консультативный орган при ГГ. Фактическое положение прав-ва в ЗС не может быть абсолютно точно определено, поскольку границы осуществления властных функций органом, являющимся главным инструментом осуществления власти, весьма подвижны и изменчивы.

В системе высших органов власти ЗС прав-во является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми др высшими органами гос-ва. Не будучи подвержено контролю со стороны, прав-во имеет возможность само определять объем своих полномочий. Функции правительства ЗС.

1.Управление гос аппаратом. Прав-во не только играет решающую роль в деле комплектования всего гос аппарата, но и руководит его деятельностью.

2.Исполнение законов - важнейшая функция правительства. Согласно традиционной теории прав-ву вверяется обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.

3.Контроль над зак деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию прав-ва. Контроль осуществляется по 2 направлениям: 1) прав-во является главным источником зак инициативы; 2) прав-во оказывает решающее воздействие на зак процесс.

4.Нормоустанавливающая деятельность прав-ва является одним из основных направлений в его работе. Прав-во - автор большей части нормативных актов, действующих в любой ЗС.

5.Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальна.

6.Осуществление ВП в современных ЗС прежде всего входит в компетенцию правительства. ГГ в парламентарных странах в сфере МО заметной роли не играет.

7.Прав-во контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются ВП функции гос-ва. Оно комплектует дип и консульский аппарат, определяет контингенты ВС, руководит деятельностью органов закордонной разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.

9. Конституционный надзор: основные функции и задачи.

Необходима правовая охрана К. Цель – достигается незыблемость общ и гос строя, закреплённого в К соответствующей страны, стабильность правового статуса личности, неуклонное выполнение норм К всеми субъектами КП: гос организациями и их должностными лицами, общественными организациями, юр и физ лицами; достижение конституционности правоприменительной практики. Правовая охрана К – совокупность ср-в и способов, с помощью кот должно достигаться строгое соблюдение режима К законности, соответствие К всех др актов, принимаемых гос органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.

В К 19 века спец способы правовой охраны К отсутствовали. Считалось, что парламент сам должен обеспечить конст-ть принимаемых им законов и следить за тем, чтобы др гос органы действовали в соответствии с принципами и нормами К. К теория Люксембурга, Нидерландов, Финляндии и Швеции исходит из того, что поскольку парламент занимает высшее место в системе гос органов, то над ним не может стоять никакой др орган, кот осуществлял бы К контроль. Поэтому только парламент вправе решать судьбу закона, противоречащего К. Суды обязаны следить только за законностью актов исп власти (Ст. 120 К Нидерландов Конституционность актов парламента не подлежит контролю со стороны судов).

В Швеции и Финляндии прав-во и парламент вправе проконсультироваться в спец органе, чтобы получить заключение по вопросу о К-ти законопроекта (в Швеции это Зак Совет из членов Верх суда).

Органы К контроля. 1. Суды общей юрисдикции решают вопрос о К-ти правовых актов в связи с рассмотрением конкретного дела (Япония, Греция, Дания, Мексика, США). 2. Верховный суд (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) рассматривает вопрос по представлению определённого гос органа – президента ,парламента, правительства. 3. Специальные суды по проверки К-ти нормативных актов (ФРГ, Австрия, Греция, Испания, Португалия) образуются в особом порядке. КС Австрии образуется Президентом по представлению Федерального прав-ва, Национального и Федерального советов. Федеральный КС ФРГ правомочен также решать вопросы толкования К, соответствия права земли ФЗ-ву в сфере конкурирующего зак-ва, рассматривает К жалобы физ лиц, органов местного самоуправления, проверяет К-ть деят-ти полит партий. Этот КС вправе принимать решения об отстранении от должности Президента. 4. Несудебные органы. К Совет Франции – 9 советников, назначаемых президентом и председателями обеих палат по 3 члена.

2 вида К контроля: Предварительный либо до принятия закона парламентом, либо после принятия, но до подписания ГГ и Последующий – проверка уже вступивших в силу нормативных актов на предмет их К-ти. Формальный вид контроля – проверка соблюдения установленных правил рассмотрения и принятия норм акта. Материальный – проверка К-ти самого содержания акта. Централизованный – европейский вид осуществляет спец судами или верховным судом. Децентрализованный – американский судами общей юрисдикции.

Контроль направлен на укрепление существ К строя, К законности, на защиту прав и зак интересов личности. Его роль зависит от состава осуществляющего его органа, от соц-пол обстановки.

10. Парламент: структура и организация.

Парламент – высший общенациональный представительный орган гос-ва.

Палаты парламента.В США Палата представителей избирает­ся на два года, Бундестаг ФРГ и Палата представителей Японии — на четыре года, Национальное собрание Франции — на пять лет. Вторая палата, если она не является назначаемой, как правило, избирается на более длительный срок, чем первая. Сенат сша обновляется каждые 2 года на одну треть. Чаще всего верхние палаты образуются путем косвенных выборов (Австрия, Франция, Нидерланды). В не­которых странах они избираются непосредственно населением (США, Япония, Италия), иногда сочетаются элементы выборности, на­значения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Партийные фракции.Во многих регламентах установлено мин число де­путатов для образования фракции: во Фран­ции это 30 членов в Нац собрании и 14 — в Сенате, в Бундестаге ФРГ — 15 депутатов, в Бразилии — 1/10 всех членов Палаты депутатов. В результате введения такого ми­нимума небольшие по численности группы депутатов лишаются возм-ти активно влиять на различные стороны парл деятельности. По согласованию с лидерами фракций подбирают­ся кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат. Фракции оказывают курируют выработку повестки дня пленарных заседа­ний, направление прений, голосование, использование различ­ных форм контроля за исп властью.

Руководящие органы парламента.Руководство парламента (палат) осуществляется либо едино­лично председателем (спикером), либо коллегиальным органом,(президиумом, бюро). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиаль­ные руководящие органы образуются самой палатой (но в Нидерландах пред­седатель нижней палаты формально назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур). В одних странах председатель верхней палаты избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В США им по должности становится Вице-президент. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с др органами, обладает дисциплинарной властью. По дог-ти с вице-председателем или советом председателей он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотре­ние вопросов, внесенных прав-м, руководит прениями устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопро­сов и порядок голосования, координирует работу парл органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией. Парламентские комиссии (комитеты) образуются либо на весь срок парл полномочий, либо на каждой сессии. Свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия при разногласиях между палатами). Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. За­седания комиссий в большинстве стран проходят за закрытыми дверями, деятель­ность их не подвержена контролю со стороны общественности (но в качестве экспертов могут присутствовать чиновники или отдельные депутаты по спец разрешению руководства). В ряде стран Парламенты или палаты вправе создавать след­ственные и ревизионные комиссии, для рассмотрения конкретных дел на время.

Иные органы, парламента (палат).В странах, в кото­рых парламент осуществляет контроль за правительством и адми­нистрацией, имеются спец парламентские органы контро­ля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые пред-ва и др.Финансовым ревизорам принадлежит, например, право про­верки счетов и отчетности о расходовании гос средств. В ряде стран некоторые полномочия парламента при опреде­ленных обстоятельствах осуществляются более узкимиколлегия­ми депутатов. Так, в Испании в палатах парламента создаются деп комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями и в некоторых других случаях. Для оказания помощи председателю парламента (палаты) мо­гут создаватьсясоветы старейшин, конференции при председа­теле и т. д. Во Франции в 70—80-е гг. были образованыспециальные парламентские пред-ва: по делам Европейских сообществ, по дем вопросам и др. Для организации выборов во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются спецкомитеты по подготовке выборов на основе пропорционального пред-ва от партийных фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных комиссий, а также иных органов, и если не возникает возражений среди депутатов, то предложения комитетов одобряются обычно без голосования.

Наши рекомендации