Основные тенденции развития современного образования

Современное образование характеризуется следующими тенденциями: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсифи­кация, стандартизация, многовариант­ность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования - предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на личность уча­щегося, переход субъект-объектных отношений педагога с учащимися к субъект-субъектным, характеризующимся взаимным уважением учащихся и педагогов, уважением прав каждого человека, сохранением и укреплением здоровья людей, правом выбора воспитанником индивидуального пути развития, направленностью на развитие чувства соб­ственного достоинства и самореализацию.

Гуманитаризация – система мер, направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, это пересмотр учебных программ по социально-экономическим дисциплинам с целью осмысления истории и современности мирового и отечественного культурного наследия.

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии ин­тересов, склонностей и способностей всех участников образователь­ного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике раз­ными способами. Например, разделение учебных заведений на элит­ные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; разделение учебных дисциплин на обяза­тельные и по выбору; составление индивидуальных планов и обра­зовательных программ для отдельных учащихся или студентов в со­ответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

Диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оп­тимальной степени упорядочения в системе образования посредством установления комплекса нормативных документов.

Многовариантностьозначает создание в образовательной системе возможностей выбора темпов обучения, условий, типа образователь­ного учреждения, а также дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

Многоуровневостъ- это организация многоэтапного образователь­ного процесса, который имеет свои цели, сроки обучения и свои харак­терные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью соответствующего уровня образования.

Фундаментализация - характеризуется глубоким и системным освоением ядра научно-теоретических знаний по учебным дисципли­нам, усилением взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности в обществе. В центре содержания образования находятся фундаментальные теории, понятия, законы и методы познания,объективно описывающие и объясняющие окружающую действительность.

Информатизация образования - широкое массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распро­странение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с до­ступностью системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особен­ностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность - процесс постоянного образования и самообра­зования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Существуеттенденция объединения различных этапов системы образования в целостный образовательный процесс.

Наши рекомендации