Введение. Глава 1. Понятие и правовые основы референдума в Российской

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Понятие и правовые основы референдума в Российской

Федерации ……………………………………………………………………. 7

1.1. Понятие референдума …………………………………………………… 7

1.2. Правовой статус референдума в Российской Федерации ……………. 10

Глава 2. Процедура проведения референдума в Российской Федерации

и его субъекте ………………………………………………………………… 17

2.1. Процедура проведения общероссийского референдума ……………… 17

2.2. Процедура проведения референдума в субъекте Российской

Федерации – Республике Карелия …………………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………………….. 30

Список источников …………………………………………………………… 33

Введение

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что референдум в системе непосредственной демократии занимает особое место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. Самостоятельное место этого института в системе непосредственной демократии предопределяет такие требования к нормативно-правовому регулированию референдумных процедур, которые, с одной стороны, позволяют гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой - не позволяют злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки.

Народ России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия выражается в осуществлении народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ - население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство является важнейшим средством, обеспечивающим подлинное народовластие, и образует избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в статье 3 Конституции РФ /1/, - являются референдум и свободные выборы»[1].

Конституционным правом гражданина, составляющим ядро соответствующего института непосредственной демократии, является участие в референдуме.

Участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления при тайном голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Исходя из исключительной важности вопросов, выносимых на референдум, для реализации основ конституционного строя Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г «О референдуме Российской Федерации»[2] запрещает участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума. Одной из проблем реализации прав граждан на референдум, по мнению правоведа М.М. Курячая[3], является отсутствие в законодательстве требований к формуле, это приводит к тому, что принятое на референдуме решение не соответствует истинному волеизъявлению граждан. В связи с этим в Законе «О референдуме» 2004 г. (в отличие от Закона «О референдуме» 1995 г.) предусмотрено специальное требование к формуле референдума: вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Анализируя непосредственное участие граждан в управлении делами государства и местного самоуправления, С.А. Авакьян приходит к выводу, что оно выражается в следующих возможностях граждан РФ: в праве участвовать в принятии государственных решений (законы и др.) на референдуме РФ, а также субъекта РФ и местном референдуме; в праве постановки вопросов перед государственными органами и органами местного самоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей за проведение референдума, подготовка и принятие законопроекта и т.п.)[4].

Фактически право граждан требовать регистрации инициативной группы по проведению референдума избирательной комиссией субъекта РФ (при выдвижении инициативы проведения референдума РФ либо субъекта Федерации) или муниципального образования (при выдвижении инициативы проведения местного референдума) является реализацией предусмотренного ст. 33 Конституции РФ права направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Целью исследования является изучение референдума, как высшей формы народовластия.

Для достижения поставленной цели в работе реализуются следующие задачи:

определить понятие и установить правовой статус референдума;

исследовать право граждан на участие в референдуме;

проанализировать процедуру проведения референдума;

подвести итоги исследования.

В работе используются общелогические методы исследования, такие как обобщение, анализ и синтез.

В качестве нормативных источников в работе использована Конституция Российской Федерации, Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Республики Карелия «О референдуме в Республике Карелия», другие законы и нормативно правовые акты. Так же использовались в работе исследования таких специалистов как Авакьян С.А., Курячая М.М., Сергеева А.А. и других.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.

Наши рекомендации