Демократический режим и проблемы его становления в современной России
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них харакгерно[источник не указан 243 дня] признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство[источник не указан 243 дня] государства в частную жизнь граждан без необходимости[источник не указан 252 дня]. Для демократических режимов характерны[источник не указан 243 дня] также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения(источник не указан 252 дня]. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.
в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей в' государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации, В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
• Понятие, признаки, виды органов государства. Органы государства: понятие. признаки, виды. Статус, компетенции и полномочия органа государства.
государственный орган — это составная , относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями. Государственный орган также характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью. Государственные органы различаются:
по принадлежности к ветви власти — на законодательные, исполнительные и судебные; по способу формирования — на представительные и формируемые представительными органами; на постоянные и временные;
на органы общей или специальной компетенции и т. д.
Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства — Президент Российской Федерации; Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;
Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ)
Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации.
Также в различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных. На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.
Билет >33
33-1. Взаимодействие государства и политических объединений. Феномен «партийного государства».
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
ПАРТИЙНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором функции правящей партии деформировались и слились с функциями органов государственной власти, образовав единую командно-бюрократическую систему управления.
В результате слияния партийных и государственных структур возникает феномен, который можно назвать "партия-государство". В тоталитарной системе партия является каналом вертикальной мобильности, поскольку ей принадлежит эксклюзивное право распределения должностей. Только ее члены могут занимать руководящие посты в государственном, хозяйственном, военном, дипломатическом и других аппаратах. Поэтому лишь принадлежность к партии создает возможность служебного продвижения. Тоталитарная партия ("внешняя партия", используя удачный термин Дж Оруэлла) является, таким образом, резервуаром, из которого иолитократйя черпает партийную, административную, хозяйственную, профсоюзную, культурно идеологическую, военную и прочую бюрократию. Кроме того, "внешняя партия" нужна для того, чтобы втягивать в свои ряды всех активных членов общества, желающих сделать карьеру; если бы их не абсорбировала партия, то такие активные индивиды представляли бы собой потенциальную угрозу для тоталитаризма. "Править огромной, сведенной к ничтожеству человеческой массой невозможно, не внося классового разделения в эту массу. Извлекая непрерывно все активные и даровитые Элементы народа для создания новой аристократии, режим обеспечивает себе добровольную и крепкую основу"
• Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений.
Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.
В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.
Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.
Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения.
Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями.
Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда.
Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент состава фиксирует такой признак правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.
Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких
преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности - убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине - изнасилование,
оскорбление, отсутствие трудолюбия - хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных
неправильно" разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых оно участвовало. В числе основных условий правонарушений
можно назвать следующие:
низкий материальный уровень жизни населения;
плохая обеспеченность жильем;
вредные привычки (алкоголизм, наркомания);
низкий уровень культуры и правовой культуры в частности; несовершенство законодательства;
недостаточно эффективная работа правоохранительных органов • Действие нормативных актов во времени.
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. Важное значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу или введение в действие нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-пр авовые акты начинают действовать одновременно по всей территории на которую они рассчитаны.
Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. Действие закона прекращается :
1. Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте.
Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, напри мер, при введении чрезвычайного положения на определённой террито рии и на определённый срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.
2. Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.
3. В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила по ведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.
В евязи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае воз никновения, например, имущественного спора или совершения правона рушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменён или изменён. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Не признание обратной силы за кона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная сила закона признаётся в об ласти гражданского и семейного права. Однако об этом должно бьпъ прямое указание в законе.
№ 1
1. Геополитические факторы в развитии государства.
2. Правовое регулирование: понятие, сферы и пределы распространения. Проблемы саморегуляции в праве.
3. Юридическая практика.
№2
1. Форма правления российского государства и тенденции её развития в современный период.
2. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.
3. Правовые ограничения в системе правовых средств.
№3
1. Современная концешщя социального правового государства и политическая практика.
2. Право и экономика, право и культура, право и политика
3. Юридический процесс: понятие и виды.
№4
1. Романо-германская правовая семья (континентальное право).
2. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
3. Фактический состав: понятие и виды.
№5
1. Нетрадиционные формы правления.
2. Право и конфликты. Юридическая конфликтология.
3. Социально-правовая природа законности. Правозаконность.
№6
1. Семья общего права (англо-американское право).
2. Понятие и виды правомерного поведения. Его субъективные и объективные стороны.
3. Психологическая концепция права.
№7
1. Правовые формы и методы осуществления функций государства.
2. Государственное принуждение: признаки, понятие, виды.
3. Виды норм права.
т
Глобализация и право.
Процесс правового регулирования и его основные стадии.
Способы толкования норм права.
№9
1. Формационный подход к типологии государств.
2. Понятие и элементы системы права. Традиционный подход к построению системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания построения
системы права.
3. Правопорядок как результат действия права. Мировой, региональный (европейский) и национальный правопорядок. Публичный правопорядок.
№10
1. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
2. Норма права: понятие, признаки. Роль норм права в механизме правового регулирования.
3. Правовая культура: понятие, содержание. Особенности правовой культуры современного российского общества.
1. Государство и церковь. Светские и теократические государства.
2. Правосознание: понятие, вида.!, структура. Проблема формирования
толерантного правосознания в современной России.
3. Виды толкования норм права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное толкование).
№12
1. Гибридные политические режимы.
2. Понятие, признаки и предпосылки правоотношения.
3. Правовые стимулы в системе правовых средств.
№13
1. Коллизии в законодательстве и юридические средства их преодоления.
2. Объект правоотношений. Виды объектов правоотношений.
3. Социологическое правопонимание. «Широкое» понятие права.
№14
1. Механизм (аппарат) государства: понятие, назначение, структура.
2. Акты применения норм права: понятие, виды, роль в механизме правового регулирования.
3. Пробелы в праве. Способы их восполнения и преодоления. Правовой вакуум.
№15
1. Сущность государства. Основные изменения в современном понимании сущности государства.
2. Реализация права: понятие и формы.
3. Правовые средства и проблемы их совершенствования в современный период.
№16
1. Плюрализм в понимании и определении государства.
2. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно правовых актов.
3. Правовая система общества: понятие и структура. Проблемы классификации правовых систем.
№17
1. Правовые режимы: понятие, особенности и виды.
2. Законотворческий процесс и его особенности в РФ.
3. Публичное и частное право. Тенденции развития частного и публичного права.
№18
Функции государства: понятие и классификация. Особенности функций Российского государства на современном этапе.
Проблема правопонимания в юридической науке. Типы современного правопонимания.
Понятие и признаки юридической ответственности. Концепция «позитивной» юридической ответственности в научной литературе.
№19
1 Разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата. Проблемы его реализации в современном российском государстве.
2. Структура типичной нормы права.
3. Понятие и классификация юридических фактов. Презумпции, преюдиции и фикции как разновидности юридических фактов,
№20
1. Цивилизационный подход к типологии государств.
2. Правонарушение; понятие, признаки, виды.
3. Патология права: понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма. «Теневое право» и правовой нигилизм.
№21
1. Государственный режим: понятие, признаки, виды. Полицейский и конституционный режимы: современная интерпретация.
2. Особенности марксистского подхода к праву.
3. Систематизация нормативно-правовых актов (инкорпорация, кодификация, консолидация). Проблемы создания Свода законов Российского государства.
№22
1 Соотношение государства и права. Формы воздействия государства на право и права на государс тво.
2. Принципы юридической ответственности.
3. Особенности норматввистского подхода к праву.
№23
! Гражданское общество: поня тие и структура.
2. Пространство и право. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по круг)' лиц. Иммунитеты в праве.
3. Основание юридической ответственности.
№24
1. Бюрократия как принцип организации и функционирования государственного аппарата.
2. Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах.
3. Злоупотребление правом.
№25
3. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества.
2. Закон: понятие, виды.
3. Применение права как специфическая форма его реализации. Основные требования правильного применения права.
№26
1. Проблемы стиля и качества деятельности государственных служащих. Административная реформа и совершенствование аппарата государства. Антикоррупционные меры.
2. Виды толкования норм права по субъектам (официальное и неофициальное толкование)
3. Стадии правоприменительной деятельности.
№27
1. Государство в политической системе общества.
2. Субъекты правоотношений и их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
3. Социальная ценность и основные функции российского права в современный период.
№28
1. Качество закона: понятие и критерии. Правовой закон.
Принципы права: понятие, виды.
Естественно-правовая концепция права и ее трансформация в современное отечественное правоведение.
№29
1. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Проблемы реформирования системы исполнительной власти. Судебная реформа.
2. Состав (элементы) правоотношений. Виды правоотношений.
3 Юридическая техника и ее значение в правотворческом процессе. Законодательные технологии.
№30
1. Право и мораль: общее и особенное. Моральная ценность права.
2. Нормативно - правовые акты: понятие, виды и роль в механизме правового регулирования.
3. Содержание правоотношений.
№31
1. Глобализация и государство.
2. Виды юридической ответственности.
3. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, взаимодействие, отличия.
№32
1. Семья религиозно-традиционного права и ее особенности в современный период.
2. Демократический режим и проблемы его становления в современной России.
3. Понятие, признаки, виды органов государства. Органы государства: понятие, признаки, виды. Статус, компетенции и полномочия органа государства.
>33
1. Взаимодействие государства и политических объединений. Феномен «партийного государства».
2. Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений.
3. Действие нормативных актов во времени.