Государственная власть как разновидность социальной власти. Особенности государственной власти
Социальная, или общественная власть выступает неотъемлемым элементом человеческого общества, так как с ее помощью обеспечиваются определенный порядок и стабильность в обществе, организация и регулирование всех основных сфер его жизни и совместной деятельности людей. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности. В самом общем виде власть может рассматриваться как способность и возможность любой социальной общности (властвующих) оказывать определяющее воздействие на людей (подвластных), навязывать им свою волю с помощью разнообразных средств: принуждения, убеждения, авторитета права, морали, знания и т. д. В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти. Так, по субъекту власти разграничивают классовую, групповую, семейную, личную власть неформальных лидеров. По содержанию можно выделить экономическую, политическую, информационную власть. Каждый вид характеризуется способами воздействия на поведение людей. Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными Собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач. С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. В научной и учебной литературе термины «политическая власть» и «государственная власть» довольно часто отождествляются. Принято считать, что государственная власть является политической, исходит от государства и реализуется при его участии. Однако существует и другая точка зрения, сторонники которой выступают за различение этих понятий. Они считают, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, т. е. это власть, осуществляемая не только государством, но и другими институтами политической системы общества: партиями, общественными организациями и т. д. Политическая власть, таким образом, более многопланова с точки зрения ее полномочий, субъектов и используемых ресурсов. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью. Государственная власть — это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил. Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти. 1. Ей присуще верховенство над всеми другими видами власти внутри страны и независимость, самостоятельность на международной арене. Другими словами, речь идет о суверенности государственной власти. 2. Особенностью государственной власти выступает ее легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей. Государственная власть характеризуется легальностью, означающей законное избрание ее народом и возможность использовать средства принуждения в отношении всего общества. Субъект и объект государственной власти не совпадают, что особенно характерно для классового общества, в котором властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, а подвластными — все остальное население. В условиях демократического общества наблюдаются сближение субъекта и объекта власти, их частичное совпадение. Это проявляется, во-первых, в активном участии каждого гражданина в управлении делами общества и государства, превращающем его в субъекта власти. Во-вторых, высшие государственные органы и должностные лица (субъекты власти), обладая способностью и возможностью навязывать свою волю другим, являются одновременно и объектом власти, так как зависят от народа — основного источника верховной власти. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками:
• наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); • системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); • территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени); • связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); • монополией на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших цен ностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).• суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
• 23. Понятие и виды форм (источников) права.
Внешняя форма права – официальные способы признания, выражения и закрепления сущности и содержания права. Наличие внешней формы – отличительный признак позитивного права. Внешняя форма показывает: - каким способом право создаётся; - как оно фиксируется (закрепляется);- каким иным образом то или иное правило признаётся правовым (например, санкционирование обычая); - как право доводится до адресатов. Образно выражаясь, в большинстве случаев внешняя форма выполняет роль своеобразного резервуара, хранилища содержания права. В теории используется также понятие «Источник права». Источник права – его исходное начало, основания права, факторы предопределяющие его содержание. К ним относятся:- личностные факторы (природа человека, его потребность иметь свое «Я», свои интересы, быть свободным);-материальные факторы (способ производства, формы собственности): - политические факторы (источник и система политической власти);- духовные факторы(культурные традиции, состояние нравственности);- идеологические факторы (правовые и политические учения, теории);- религиозные (христианство, ислам);- юридические факторы. В юридическом смысле источником права выступает: а) правотворческая деятельность, т.е. различные способы признания, выражения и закрепления сущности и содержания права; б) результат правотворческой деятельности (официальный юридический документ), из которого субъекты правоотношений получают правовую информацию. Источниками (неофициальными) могут быть исторические памятники, тексты законов прошлых лет, летописи. В этом узком формально юридическом смысле понятия «форма» и «источник» права в литературе отождествляются. Система форм (источников) права в РФ характеризуется: Множественностью форм выражения права. Она проявляется в дифференциации ведущего источника права – нормативного правового акта (законы и подзаконные акты); в существовании и развитии других форм (источников) права: правового обычая, нормативного договора. Иерархической соподчинённостью. Прежде всего, все национальные формы права должны соответствовать международному праву. Далее система нормативных актов предполагает их субординацию: каждый акт занимает своё место, играет отведённую ему роль, должен не противоречить более высокому по юридической силе акту. Приоритетом закона (Конституции). Все нормативные акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, конституционным и федеральным законам и не противоречить им. Другие источники (формы) права также не должны противоречить Конституции РФ, законам. Связанностью форм (источников) права с государством. Во-первых, непосредственно исходят от государства, его органов различные виды нормативных актов. Во-вторых, государство выступает одной из сторон при подготовке, например, нормативного договора. В-третьих, оно санкционирует (признаёт) – правовой обычай. В-четвертых, поддерживает, обеспечивает нормативные договоры физических и юридических лиц. В-пятых, ратифицирует – утверждает международные договоры. Закон о ратификации принимается Государственной Думой, затем обязательно рассматривается в Совете Федерации, подписывается Президентом. Нормативный правовой акт – документ правотворческого органа, закрепляющий с помощью нормативно-регулятивных средств содержание права. Признаки нормативного акта: - акт правотворческого органа. Нормативный правовой акт исходит ни от любого органа, а от органа наделённого правотворческой компетенцией; - документально оформленный акт. У каждого акта есть свой реквизит: официальное название, дата принятия, подписания, регистрационный номер; - концептуальный акт. Он представляет собой систему взглядов на то или иное общественное явление, процесс, вид деятельности. Концепция нормативного правового акта раскрывается через основные понятия, предмет, метод, способы, типы правового регулирования, средства обеспечения права;
- официально выражает волю определённой общности людей (граждан России, края, города);
- закрепляет общие правила поведения с помощью нормативно-регулятивных средств (цели, задачи, принципы, нормы). Они содержаться в статьях (частях, пунктах статьи) нормативного акта;
- направлен на установление, изменение или отмену общих правил поведения;
- непрерывно (постоянно) действующий акт;
- находится в отношениях субординации или координации с другими нормативными актами;
- принимается с соблюдением особой процедуры.
Закон - нормативный акт, обладающий высшей юр силой и принятый всенародным голосованием (референдумом) либо представительным органом государства.
В числе законов выделяют:
Конституция - это закон, обладающий наивысшей юр силой (закон законов). Конституция является:
- основополагающим нормативным актом, поскольку закрепляет права и свободы человека и гражданина, основы общественного и государственного устройства;
- базой развития всего законодательства, т.е. определяет смысл и содержание конкретизирующих ее положения законов, других нормативных актов;
- прямо и непосредственно действующей. Любой орган государства, местного самоуправления, общественное объединение, граждане при решении тех или иных юридических вопросов могут ссылаться на статьи Конституции;
- стабильным нормативным актом. Конституцию обычно принимают на достаточно длительное время. Поэтому важно, чтобы ее положения были устойчивыми, неизменными как можно дольше. Это обеспечивается особым порядком ее пересмотра и внесения поправок, предусмотренных в главе 9 Конституции РФ.
Федеральные конституционные законы. Их принимает Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Федеральные законы. Данные законы принимает Государственная Дума по текущим вопросам в области экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Среди таких законов особо выделяются законы-кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.).
Законы субъектов Федерации. Данные законы исходят от представительных органов власти республик, краев, областей и действуют только на их территории.
Подзаконные нормативные акты. Подзаконными являются нормативные акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты делятся на:
Указы Президента РФ. Указы Президента обязательны к выполнению на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и законам. В случае противоречия Указа Конституции РФ, конституционному и (или) федеральному законам действуют принципы, нормы Конституции, законов.
Постановления Правительства РФ. Постановления издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Если постановления противоречат Конституции и законам, то они могут быть отменены Президентом.
Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов Российской Федерации. Они должны издаваться в соответствии с Конституцией, законами, указами, постановлениями и им не противоречить. Приказы и инструкции, распространяющиеся на граждан, не могут ущемлять их права и законные интересы.
Нормативные акты региональных органов власти. Такими актами выступают решения краевых (областных) представительных органов, указы, постановления главы краевой (областной) администрации. Решения, указы и постановления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории края (области) предприятиями, учреждениями, а также гражданами. Нормативные акты региональных органов государственной власти принимаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов и других нормативных актов высших органов государственной власти. В свою очередь, указы, постановления главы краевой (областной) администрации не могут противоречить законам, решениям краевого (областного) представительного органа.
Нормативные акты органов местного самоуправления. К их числу относятся: решения городских, районных, поселковых и сельских представительных органов и постановления соответствующих глав администраций. Решения и постановления обязательны к исполнению на территории городов, районов и т.д. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам и другим нормативным актам высших и региональных органов власти.
Нормативные акты предприятий, учреждений и организаций. Ими являются правила, приказы. Они распространяются на рабочих и служащих, составляющих трудовой коллектив предприятия, учреждения и организации.
Действие нормативных актов- Нормативные акты действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц. Действие во времени – вступление нормативного акта в силу и утрата им силы. Для федеральных конституционных и федеральных законов началом действия, как правило, является их официальное опубликование. Кроме того, нормативные акты могут вступать в действие с момента подписания, с момента принятия, с точно указанной даты. Обычно нормативный акт обратной силы не имеет. Он может распространить свое влияние на отношения, которые имели место до его принятия в двух случаях: а) если в самом акте об этом указано; б) если он смягчает или вообще устраняет ответственность (ч. 2 ст. 53 Конституции РФ). Нормативные акты утрачивают силу по истечении срока действия, при объявлении о прекращении его действия, принятии по данному вопросу нового равного или большего по юридической силе нормативного акта. Действие в пространстве – пределы территориального распространения нормативного акта. К территории действия нормативного акта в рамках границ государства относятся: сухопутное, водное, воздушное пространство, недра. За пределами государственных границ нормативные акты действуют на территориях посольств, консульств России; гражданских морских, воздушных судов в открытом море и воздушном пространстве, а военных судов – где бы они не находились. Действие по кругу лиц – распространение нормативного акта на всех или определенное число субъектов права. Нормативным актом общего действия является, например, Конституция России.