Государственная власть как разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (роду, племени, семье, общественной организации, партии, государству, обществу и т.п.); она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1) распространяется на все общество;

2) носит публично-политический характер;

3) опирается на государственное принуждение;

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) имеет систему налогов;

6) делит население по территориальному признаку.

Работа с текстом:

1. Преобразуйте глагольные словосочетания в именные.

Образец: определить социальную власть – определениесоциальной власти

- делить население по территориальному признаку - . . .

- распространяется на все общество - . . .

- осуществляется специальными лицами - . . .

- принуждать субъектов - . . .

2. Прочитайте глаголы, обратите внимание на их сочетаемость.

представляет собой что? - особую разновидность социальной власти

осуществляется кем? - не только государством,

но и другими звеньями

исходит от кого? - от государства

реализуется как? - при его участии

распространяется куда? на что? - на все общество

опирается на что? - на государственное принуждение

осуществляется кем? - специальными лицами

3. Подберите синонимы к выделенным словам в словосочетаниях:

- принуждать субъектов = . . .

- неотъемлема от общности людей = . . .

- реализуется при участии государства = . . .

- функционирование социальных структур = . . .

4. Прочитайте модели предложения, найдите в тексте предложения, построенные по этим моделям.

Под чем понимают что

Что представляет собой что

Что носит какой характер

1.Задание 2. (для работы в группах) Прочитайте аннотации. Обратите внимание на правила построения библиографического описания, определите, из каких структурных элементов она состоит. (для др. специальностей см. соотв. Приложение).

Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста.Введение в специальность. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997. - 330 с.

Учебное пособие подготовлено на базе лекций по курсу «Основы профессиональной деятельности юриста», который читается в ряде высших учебных заведений как введение в специальность.

Автор книги - доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре РФ. Им опубликовано более 200 работ по проблемам криминологии, уголовного права, юридического мышления. В настоящее время - профессор Московского института экономики, политики и права, Московского юридического института МВД РФ.

В учебном пособии раскрываются ранее практически не освещавшиеся в литературе особенности профессиональной деятельности юриста, техника его труда, правового мышления, служебных карьер. Особое внимание уделяется личностным свойствам юриста и проблемам юридического образования.

Барщевский М.Ю. Наследственное право. Учебное пособие. М.: Белые альвы. 1998.

Вопросы собственности и права ее наследования заняли прочное место в нашей жизни. Меняется общество - меняются законы. Этим и вызвана необходимость 2-го исправленного и дополненного издания книги, впервые увидевшей свет в 1989 г. Кто может претендовать на наследство, как правильно оформить свои права, какова пошлина, которую придется заплатить - на это и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой книге.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, нотариусов и всех граждан.

Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя Республики Казахстан. 1990- 1996: Сб. стат. - Алматы: Жеті жаргы, 1997.- 168 с.

В работе освещаются вопросы, связанные с утверждением независимости Казахстана как. Суверенного государства, с разработкой проектов Конституцией Республики Казахстан 1993 г. и 1995 г., рассматриваются проблемы становления парламента­ризма, президентской формы правления, демократического строя, а также законотворческой работы в Республике Казахстан.

Для специалистов, преподавателей, студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами становления конституционного строя в Казахстане».

Задание 3. Составьте библиографическое описание по следующим данным.

1. Книга Д.Л. Златопольского называется «Государствен­ное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии». Это учебник для вузов. Издан в г. Москве, в издательстве «Зерцало» в 1999 г. В нем 320 страниц.

2. Учебник называется «Общая теория права и государства». Он подготовлен коллективом авторов. Вышел под редакцией В.В.Лазарева 2-м изданием, переработанным и дополненным. Издан в Москве, в издательстве «Юрист», в 1996 г. В книге 472 страницы.

3. Абишева Н.Н. составила сборник «Примерные образцы процессуальных документов предварительного следствия и дознания», который вышел в свет в Алматы, в издательстве «Юрист», в 2002 г. В сборнике 120 страниц.

Задание 4. Прочитайте аннотацию журнальной статьи. Проанализируйте оформление библиографического описания.

Смирнов Е. «Нефтедоллары» // Междунар. жизнь. - 1978. - № 9. - С. 146-148.

Под «нефтедолларами» понимают валютные накопления нефтеэкспортирующих развивающихся стран, получаемые ими от продажи нефти и нефтепродуктов. Статья посвящена вопросам образования и использования нефтяных капиталов.

Задания для СРО

1. Подготовьте устное сообщение на тему “Аннотирование научной литературы”, осветив следующие вопросы:

1.1. каковы сущность и назначение аннотации;

1.2. какие требования предъявляются к составлению аннотации и почему;

1.3. какой может быть композиция аннотации и почему;

1.4. от чего зависит отбор сведений для аннотации и в чем суть основного содержания аннотации;

1.5. какова основная ошибка при составлении аннотации и как ее избежать.

2. Подберите в каталоге библиотеки две-три аннотации книг по специальности, определите структуру, выделите в тексте языковые и речевые особенности аннотации и объясните, чем обусловлено их употребление.

Составитель: к.п.н. Токсанова С.К.

Неделя 10

Тема: Реферирование научного текста.

КЛК «Образцовая речь моей специальности»

Вопросы:

  1. Понятие «реферат»
  2. Виды рефератов.
  3. Структура реферата.

Цели:

- рассмотреть особенности реферата как одного из жанров научной литературы;

- привить студентам навыки написания рефератов первоисточников, связанных со специальностью;

- формирование культуры речи, профессиональной компетенции.

Количество часов: 3

Методы и приемы: словесные, практические, работа в группах

Реферат - это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографий и др.). Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Реферат - это особый жанр научной литературы. Он представляет собой текст, построенный на основе смыслового сжатия, сокращения текста-первоисточника. Важнейшая задача реферата - в сжатом виде передать содержание, основные идеи, проблемы, положения, выводы первоисточника. Назначение реферата - по возможности заменить текст источника. Поэтому в реферате тема и проблемы не просто называются, перечисляются как в аннотации, а излагаются развернуто, детально приводится аргументация автора, ход его рассуждений.

Для уяснения сути реферата целесообразно сравнить его с пересказом. Реферат, как и пересказ, содержит изложение /с разной степенью сокращения/ основного содержания или основных положений текста источника авторской аргументации. Реферат отличается от пересказа тем, что обычно включает и описание текста «извне», «со стороны», «от третьего лица»: в нем формируется тема и проблема реферируемой работы /в самой работе они могут быть явно не сформированы/, отмечается ее структура, передается ход рассуждений автора реферируемой работы.

Таким образом, реферат - более сложный вид работы с текстом. Это самостоятельный текст со своей собственной логикой изложения / результат трансформации текста /.. Собственная логика изложения требует использования специальных языковых средств, позволяющих обеспечить связность текста реферата. Они дают возможность объединить заимствованные фрагменты в новое целостное произведение.

Объем реферата зависит от объема реферируемой работы, цели и назначения реферата и составляет до 30% объема реферируемой работы.

Выделяются различные виды реферата.

РепродуктивныеПродуктивные

рефератырефераты

воспроизводящие содер критическое или творче-

жание первичного текста ское осмысление рефери-

Государственная власть как разновидность социальной власти - student2.ru Государственная власть как разновидность социальной власти - student2.ru Государственная власть как разновидность социальной власти - student2.ru руемого источника

       
  Государственная власть как разновидность социальной власти - student2.ru   Государственная власть как разновидность социальной власти - student2.ru
 

Реферат- Реферат- Реферат- Реферат- Реферат- конспект резюме описание обзор доклад

Наиболее нужными студентам в их учебной деятельности являются реферат-описание и реферат-обзор. Реферат-описание составляется на основе одного текста-источника. Реферат-обзор построен на основе нескольких источников - книг, статей на одну тему, посвященных одной проблеме. Цель реферата-обзора - показать, как решается в науке данная проблема, какие точки зрения на данную проблему существуют.

Реферат имеет стабильную структуру. В нем выделяются вступление, основная часть и заключение /факультативно/. Как правило, во вступительной части:

- содержатся выходные данные о реферируемой работе /название, дата написания, место и год издания/;

- сообщается сведения об авторе;

- выявляется смысл названия работы;

- называется тема, кратко излагается основная проблематика первоисточника, отмечается ее актуальность.

В основной части реферата, как правило:

- характеризуется структура первоисточника;

- передается важнейшая информация текста: раскрываются его основные проблемы, положения; анализируется система авторской аргументации;

- указывается на иллюстративный, фактический материал.

В рефератах текстов типа «описание» или «повествование» заключительная часть, как правило, отсутствует. В заключительной части реферата типа «рассуждение» приводятся основные выводы, к которым приходит автор первоисточника, обобщаются главные идеи, содержащиеся в реферируемой работе.

Модель реферата-описания

1. Вступление:

- название статьи;

- выходные данные;

- сведения об авторе;

- тема /ее актуальность/, перечисление основных проблем.

2. Основная часть:

- характеристика структуры первоисточника;

- анализ основных проблем, положений;

- изложение системы авторской аргументации;

- указание на использование иллюстративного, фактического материала.

3. Заключение:

- основные выводы автора первоисточника;

- обобщение основных идей, содержащихся в реферируемой работе

Образцы клишированных рефератов

В статье под заглавием «...», помещенной в журнале «...», № ... за год, излагаются взгляды, (проблемы, вопросы)...

Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...

Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу...)

В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...

Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес...

Основная тема статьи отвечает задачам...

Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен...

В начале автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)

Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи)

Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей

Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)...

Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что...)

Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарож­дения, появления, становления)...

Автор излагает в хронологической последовательности историю...

Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты...

Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)

Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения

Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (ил­люстрирующих) правильность (справедливость)...

В статье дается обобщение ..., приводятся хорошо аргументирован­ные доказательства...

В заключение автор говорит о том, что...

Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для ..., но и для...

Надо заметить (подчеркнуть), что...

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что...

Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...

Это, во-первых, во-вторых, в-третьих, и, наконец

Дидактический материал

Задание 1. В качестве образца предлагаем вам прочитать текст и реферат этого текста (по материалам Р.Д. Карымсаковой). Определите, ка­кую роль играют подчеркнутые слова и словосочетания. Выделите в реферате вступление, основную часть и заключение.

Красная книга

Терпят лишения и уже исчезли с лица земли многие звери и птицы. По разным причинам. Главная - хищническое истребление их человеком. Гибель угрожает многим из них.

Чтобы этого не случилось, Международный союз охраны природы м природных ресурсов учредил «Красную книгу». Виднейшие ученые натуралисты разных стран заносят в нее те виды животных, которые находятся под угрозой уничтожения или нуждаются в охране.

Ученые подсчитали: по естественным причинам вымерло около 25 % млекопитающих и 24 % птиц, остальные были истреблены. Навсегда ис­чезли с нашей планеты морская или стеллерова корова, дикий тур. Бизоны остались только в заповедниках.

Массами уничтожаются носороги. В опасности жизнь кенгуру: в Австралии он уже взят под охрану закона. Белых цапель осталось всего-навсего около 30. Очень длинен этот печальный список...

В «Красную книгу» занесены звери, обитающие на территории СНГ; леопард, северный олень, белый медведь, уссурийский тигр, каракал снежный барс, гепард, кулан, джейран и другие животные, а также не­которые виды птиц, в том числе белый и черный журавль, красноногий ибис, дальневосточный аист.

Полное уничтожение угрожает примерно 600 видам животных, оби­тающих на земном шаре. Если не принять меры, они исчезнут в ближай­шие три десятилетия.

Реферат

Статья посвящена проблеме спасения вымирающих животных. Автор статьи рассказывает о том, какие меры приняты были Международным союзом охраны природы для спасения тех видов животных, которые находятся под угрозой уничтожения или нуждаются в охране.

В статье автор останавливается на следующих вопросах: причины гибели многих зверей и птиц, главной из которых он считает хищническое истребление человеком животного мира; путь спасения зверей и птиц, который был предпринят Международным союзом охраны природы, учредившим Красную книгу. В нее заносят те виды животных, которые находятся под угрозой уничтожения или нуждаются в охране.

Автор приводит пример того, как хищнически были истреблены некоторые виды животных.

Автор приходит к выводу, что, если не принять экстренные меры, около 600 видов животных исчезнут в ближайшие три десятилетия.

9. Задание 2 (для работы в группах). Прочитайте тексты. Составьте их рефераты, используя клише из предыдущего задания. (для др. специальностей см. соотв. Приложение).

Государственная власть

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государствен­ной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью не исполняются, принима­емые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластии) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

(«Теория государства и права»)

Наши рекомендации