Глава 7. избирательное право в рф
1. Понятие и виды избирательного права
Понятие | это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за выборами, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях | |
это система правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления | ||
Виды | Активное избирательное право | право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления |
Пассивное избирательное право | право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления |
2. Виды избирательных систем
Понятие | в широком смысле | это часть (элемент) политической системы общества, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан – избирать и быть избранными | |
в узком смысле | это совокупность избирательных действий и процедур (заключенных в соответствующих нормах права), обеспечивающих формирование выборных единиц в зависимости от принятого (нормативно закрепленного) способа их избрания | ||
Виды[59] | мажоритарная (исторически стала первой используемой избирательной системой) пропорциональная | избранным считается кандидат (или список кандидатов), получивший по данному избирательному округу большинство голосов. Имеет три разновидности: | система абсолютного большинства голосов, т.е. получение кандидатом более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании |
система относительного большинства голосов, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты | |||
система квалифицированного большинства голосов, когда требуется квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 и т.д.) | |||
обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы участвовать в распределении мандатов. Например, при выборах депутатов в Государственную Думу установлен 7% барьер, т.е. необходимо получить не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чтобы участвовать в распределении мандатов | |||
Смешанная[60] | призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Считается, что этот вид избирательной системы позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей |
3. Принципы избирательного права
Понятие принципов | избирательного права | это основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, которые обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции | |
российского избирательного права | общепризнанные, базовые, универсальные начала, отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий и процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в России, реализацию и защиту избирательных прав граждан[61] | ||
Характеристика принципов[62] | обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью) и общезначимостью | ||
образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов | |||
очерчивают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений | |||
определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права | |||
Группы принципов[63] | Принципы организации и проведения выборов | обязательность | |
периодичность | |||
своевременность назначения | |||
свобода, альтернативность (конкурентность), состязательность выборов | |||
допустимость различных избирательных систем | |||
независимость органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов | |||
подлинность (несфальсифицированность) выборов | |||
федеративная основа российского избирательного права | |||
разграничение полномочий между субъектами избирательного процесса | |||
запрет одновременного проведения выборов и референдума РФ | |||
Принципы участия граждан России в выборах | всеобщее | ||
равное | |||
прямое избирательное право | |||
добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования | |||
Принципы, дополняющие две предыдущие группы | гласность | ||
открытость | |||
территориальная основа выборов | |||
ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ | |||
4. Референдум: понятие и виды
Понятие | Референдум[64] | это (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено, передано) всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции) |
Референдум в России | это форма прямого волеизъявления граждан России по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан России, обладающих правом на участие в референдуме | |
Виды | Местный референдум | это референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования |
Референдум субъекта РФ | это референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ | |
Референдум РФ | всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» | |
Порядок принятия решения | посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос | |
посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения |
5. Выборы: понятие и виды[65]
Понятие | это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица | |
Юридическая природа | народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в полном соответствии с этой волей | |
Виды | общефедеральные | выборы Президента РФ (на основе Конституции РФ, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации не позднее чем за четыре месяца до дня выборов после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ |
выборы депутатов Федерального Собрания РФ (согласно Федеральному закону от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» из 450 депутатов Государственной Думы РФ 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов – по партийным спискам) | ||
местные[66] |
6. Порядок проведения выборов и референдума
Принципы проведения выборов и референдума | всеобщее равное прямое и свободное волеизъявление граждан РФ при тайном голосовании | |
свободное и добровольное участие граждан РФ (никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме или выборах, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума или выборов, а также препятствовать его свободному волеизъявлению) | ||
право граждан РФ на участие в референдуме или выборах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств | ||
участие граждан РФ в референдуме или выборах на равных основаниях. Каждый участник референдума или выборов (избиратель) обладает равным числом голосов | ||
право граждан РФ голосовать за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно | ||
Стадии | 1. Образование инициативной группы по проведению референдума | Инициатива его проведения принадлежит: не менее чем двум млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них[67] |
Стадии | Конституционному Собранию | |
федеральным органам государственной власти | ||
2. Сбор подписей для проведения референдума | Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее 2 миллионов подписей участников референдума. На один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ | |
Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума | ||
Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума | ||
3. Подсчет собранных подписей для проведения референдума | После завершения сбора подписей инициативная группа по проведению референдума подсчитывает количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, количество подписей участников референдума, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол | |
4. Назначение референдума Президентом РФ | Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию[68] | |
Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день | ||
Стадии | 5. Составление списков избирателей, участников референдума или выборов | В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. В списки избирателей включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме |
Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения | ||
6. Образование избирательных округов при проведении референдума или выборов | Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума | |
Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ[69], указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе | ||
7. Проведение референдума или выборов, объявление результатов | Государство обеспечивает информирование граждан РФ об итогах голосования и о результатах референдума. Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений | |
Непосредственный подсчет голосов участников референдума или выборов проводится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса | ||
После подсчета голосов участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения порядка проведения референдума и подсчета голосов, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. ЦИК РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании |
7. Стадии избирательного процесса
Образование одно-мандатных и (или) многомандатных округов | Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, и который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, входящих в каждый избирательный округ[70] |
Выдвижение кандидатов (самовыдвижение) в депутаты | О выдвижении кандидата, списка кандидатов в избирательную комиссию представляются: письменное уведомление, сведения о размере, источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов)[71]. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога |
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) | Осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии: составленного заявления о согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представленных сведений; необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25% |
Образование избирательных комиссий в одномандатных и (или) многомандатных округах | Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ |
Проведение предвыборной агитации в агитационный период | Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается |
Проведение выборов | О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – не позднее чем за пять дней до дня голосования Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющею паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к Позиции «Против всех кандидатов». Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине |
Подсчет голосов и объявление предварительных результатов выборов | Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и оформлением протокола об итогах голосования; начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели[72]. Данные протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация представляются в вышестоящую комиссию |
Объявление официальных итогов выборов |
8. Признание выборов недействительными. Повторные выборы