Глава 7. избирательное право в рф

1. Понятие и виды избирательного права

Понятие это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе уча­ствовать в выдвижении кандидатов (списков кандида­тов), предвыборной агитации, наблюдении за выбо­рами, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение ре­зультатов выборов, а также в других избирательных действиях
  это система правовых норм, сформулированных в за­конодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), которые регулируют обществен­ные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обя­занности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы государственной власти и выбор­ные органы местного самоуправления
Виды Активное избира­тельное право право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния
  Пассивное изби­рательное право право граждан РФ быть избран­ными в органы государственной власти и органы местного само­управления

2. Виды избирательных систем

Понятие в широком смысле это часть (элемент) политической системы общества, совокупность общественных от­ношений, возникающих в процессе реализации основного политического права граж­дан – избирать и быть избранными
в узком смысле это совокупность избирательных действий и процедур (заключенных в соответствую­щих нормах права), обеспечивающих формирование выборных единиц в зависимости от принятого (нормативно закрепленного) способа их избрания
Виды[59] мажоритарная (исторически стала первой используемой избирательной системой) пропорциональ­ная избранным считается кандидат (или список кандидатов), полу­чивший по данному избира­тельному округу большинство голосов. Имеет три разновидности: система абсолютного большинства голосов, т.е. полу­чение кандидатом более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании
система относительного большинства голосов, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты
система квалифицированного большинства голосов, когда требуется квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 и т.д.)
обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных спи­ском кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определен­ный барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы участвовать в распределе­нии мандатов. Например, при выборах депутатов в Государственную Думу установлен 7% барьер, т.е. необходимо получить не менее 7% голосов избирателей, принявших уча­стие в голосовании, чтобы участвовать в распределении мандатов
Смешанная[60] призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избира­тельных систем. Считается, что этот вид избирательной системы позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей

3. Принципы избирательного права

Понятие принци­пов избирательного права это основополагающие начала, являю­щиеся фундаментом правового регулиро­вания избирательных отношений, кото­рые обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием закон­ности и правомерности действий граж­дан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции
российского из­бирательного права общепризнанные, базовые, универсальные начала, отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования из­бирательных прав, согласованную систе­му гарантий и процедур, обеспечиваю­щих императивное, честное (нефальси­фицированное) проведение различных видов выборов в России, реализацию и защиту избирательных прав граждан[61]
Характе­ристика принци­пов[62] обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью) и общезначимостью
образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение от­дельных правовых начал для формирования и развития рос­сийского права, составляющих его отраслей и институтов
очерчивают основополагающие параметры, в рамках кото­рых складывается правовой механизм регулирования изби­рательных отношений
определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права
Группы принци­пов[63] Принципы организации и проведения выборов обязательность
периодичность
своевременность назначения
свобода, альтернативность (конкурентность), состязательность выборов
допустимость различных избирательных систем
независимость органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов
подлинность (несфальсифицированность) выборов
федеративная основа российского изби­рательного права
разграничение полномочий между субъ­ектами избирательного процесса
запрет одновременного проведения выбо­ров и референдума РФ
Принципы участия граж­дан России в выборах всеобщее
равное
прямое избирательное право
добровольность реализации субъектив­ных избирательных прав на основе лич­ного и тайного голосования
Принципы, дополняющие две предыдущие группы гласность
открытость
территориальная основа выборов
ответственность за нарушение избира­тельных прав граждан РФ
       

4. Референдум: понятие и виды

Понятие Референдум[64] это (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено, передано) всенародное голосование с целью выявить обществен­ное мнение страны для принятия оконча­тельного решения по важному государст­венному вопросу. На референдуме реша­ются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Кон­ституции)
Референдум в России это форма прямого волеизъявления граж­дан России по наиболее важным вопро­сам государственного и местного значе­ния в целях принятия решений, осущест­вляемого посредством голосования граждан России, обладающих правом на участие в референдуме
Виды Местный ре­ферендум это референдум, проводимый среди обла­дающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования
Референдум субъекта РФ это референдум, проводимый среди обла­дающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ
Референдум РФ всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в рефе­рендуме, по вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным консти­туционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
Порядок принятия ре­шения посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос
посредством выбора между разными вариантами предла­гаемого решения

5. Выборы: понятие и виды[65]

Понятие это форма прямого волеизъявления граждан, осуществ­ляемого в соответствии с Конституцией РФ, федераль­ными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований в целях формирования органа го­сударственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица
Юридиче­ская природа народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государствен­ной власти. Путем выборов передается право на реали­зацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все гра­ждане могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в полном соот­ветствии с этой волей
Виды общефеде­ральные выборы Президента РФ (на основе Конституции РФ, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Рос­сийской Федерации»). Выборы Прези­дента РФ назначаются Советом Феде­рации не позднее чем за четыре месяца до дня выборов после истечения кон­ституционного срока, на который был избран Президент РФ
выборы депутатов Федерального Собра­ния РФ (согласно Федеральному закону от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О вы­борах депутатов Государственной Ду­мы Федерального Собрания Россий­ской Федерации» из 450 депутатов Го­сударственной Думы РФ 225 депутатов избираются по одномандатным избира­тельным округам и 225 депутатов – по партийным спискам)
местные[66]

6. Порядок проведения выборов и референдума

Принципы проведения выборов и референдума всеобщее равное прямое и свободное волеизъявление граждан РФ при тайном голосовании
свободное и добровольное участие граждан РФ (никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме или выборах, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума или выборов, а также препятствовать его свободному волеизъявлению)
право граждан РФ на участие в референдуме или выбо­рах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств
участие граждан РФ в референдуме или выборах на рав­ных основаниях. Каждый участник референдума или выборов (избиратель) обладает равным числом голосов
право граждан РФ голосовать за вынесенный на рефе­рендум вопрос или против него непосредственно
Стадии 1. Образова­ние инициа­тивной груп­пы по про­ведению референдума Инициатива его проведения принадле­жит: не менее чем двум млн. граждан РФ, имеющих право на участие в рефе­рендуме, – при условии, что на террито­рии одного субъекта РФ или в совокуп­ности за пределами территории РФ на­ходится место жительства не более 50 тыс. из них[67]
Стадии Конституционному Собранию
федеральным органам государственной власти
2. Сбор под­писей для проведения референдума Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддерж­ку инициативы проведения референду­ма не менее 2 миллионов подписей уча­стников референдума. На один субъект РФ должно приходиться не более 50 ты­сяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ
Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной груп­пы по проведению референдума
Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициа­тивной группы по проведению референ­дума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей ини­циативной группы по проведению рефе­рендума
3. Подсчет собранных подписей для проведе­ния рефе­рендума После завершения сбора подписей ини­циативная группа по проведению рефе­рендума подсчитывает количество соб­ранных подписей по каждому субъекту РФ, количество подписей участников ре­ферендума, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количест­во собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол
4. Назначе­ние референ­дума Прези­дентом РФ Не позднее чем через 10 дней со дня по­ступления документов, на основании ко­торых назначается референдум, Прези­дент РФ направляет их в Конституцион­ный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведе­ния референдума по предложенному во­просу. Конституционный Суд РФ рас­сматривает данное обращение, принима­ет по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Кон­ституционного Суда РФ подлежит неза­медлительному опубликованию[68]
Президент РФ определяет день голосова­ния, которым может быть только воскре­сенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Если в период реализации инициативы проведения ре­ферендума, выдвинутой одной инициа­тивной группой по проведению рефе­рендума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосо­вание по вопросам референдума, ини­циированного указанными группами, мо­жет быть назначено на один день
Стадии 5. Составле­ние списков избирате­лей, участ­ников рефе­рендума или выборов В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствую­щими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с ис­пользованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. В спи­ски избирателей включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, пра­вом на участие в референдуме
Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избиратель­ном участке, участке референдума явля­ется факт нахождения его места житель­ства на территории этого участка, факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения
6. Образова­ние избира­тельных ок­ругов при проведении референдума или выборов Для проведения выборов образуются од­номандатные или многомандатные изби­рательные округа либо определяется еди­ный избирательный округ; для проведе­ния референдума определяется округ референдума
Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в кото­рый должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, опре­делен перечень административно-терри­ториальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный ок­руг[69], указаны номер каждого избиратель­ного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной изби­рательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе
7. Проведе­ние референ­дума или вы­боров, объ­явление результатов Государство обеспечивает информирова­ние граждан РФ об итогах голосования и о результатах референдума. Подсчет го­лосов участников референдума прово­дится открыто и гласно. После оконча­ния голосования члены участковой ко­миссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают неиспользо­ванные бюллетени, оглашают число не­использованных открепительных удосто­верений
Непосредственный подсчет голосов уча­стников референдума или выборов про­водится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участ­ковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов проводится в помещении для голосования в специаль­но отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспе­чен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса
После подсчета голосов участковая ко­миссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заяв­ления) на нарушения порядка проведе­ния референдума и подсчета голосов, по­сле чего подписывается протокол участ­ковой комиссии об итогах голосования. ЦИК РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референ­дума проголосовало более половины уча­стников референдума, принявших уча­стие в голосовании

глава 7. избирательное право в рф - student2.ru

глава 7. избирательное право в рф - student2.ru

глава 7. избирательное право в рф - student2.ru

7. Стадии избирательного процесса

Образование одно-мандатных и (или) многомандатных округов Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, и который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, входящих в каждый избирательный округ[70]
Выдвижение кандидатов (самовыдвижение) в депутаты О выдвижении кандидата, списка кандидатов в избирательную комиссию представляются: письменное уведомление, сведения о размере, источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов)[71]. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога
Регистрация канди­датов (списков кан­дидатов) Осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии: составленного заявления о согласии баллотироваться по данному избира­тельному округу; представленных сведений; необ­ходимого количества собранных в поддержку вы­движения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока. Ко­личество представляемых для регистрации канди­дата подписей избирателей может превышать ко­личество подписей, необходимое для регистра­ции, но не более чем на 25%
Образование избира­тельных комиссий в одномандатных и (или) многомандат­ных округах Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ
Проведение предвы­борной агитации в агитационный период Агитационный период начинается со дня выдви­жения кандидата, списка кандидатов, регистра­ции инициативной группы по проведению рефе­рендума и создания соответствующего избира­тельного фонда, фонда референдума. Агитацион­ный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосова­ния. Предвыборная агитация, агитация по вопро­сам референдума на каналах организаций телера­диовещания и в периодических печатных издани­ях начинается за 30 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается
Проведение выборов О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить из­бирателей не позднее чем за 20 дней до дня голо­сования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочно­го и повторного голосования – не позднее чем за пять дней до дня голосования Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющею паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, – по предъявлении также открепительного удостоверения. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к Позиции «Против всех кандидатов». Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине
Подсчет голосов и объявление предварительных результатов выборов Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и оформлением протокола об итогах голосования; начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели[72]. Данные протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация представляются в вышестоящую комиссию
Объявление официальных итогов выборов

глава 7. избирательное право в рф - student2.ru

8. Признание выборов недействительными. Повторные выборы

Наши рекомендации