Волонтерская деятельность как фактор формирования толерантности в молодежной среде

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Лаврикова А.А.

Тульский государственный университет

Одним из важнейших факторов воспитания толерантности в молодежной среде, как свидетельствует современный международный опыт, выступает волонтерская деятельность. Большинство волонтеров, подразумевает под толерантностью, прежде всего, уважение к любому человеку и, одновременно, умения вести равноправный диалог, добиваться консенсуса при выполнении порученного дела.

Формально не являясь профессиональным уровнем социальной работы, добровольчество выполняет конкретные социальные функции. Это означает, что волонтерская деятельность имеет своей направленностью нравственное воспитание, возрождение в социальной среде общечеловеческих ценностей культуры и нравственности, без которых государство обречено на гибель. Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека и укреплению мира [1, с. 63].

Волонтеры указывают на необходимость проявлять толерантность по отношению к иным, чем они сами, общностям людей - расовым, этническим, социально-классовым и т.д. Это и есть те общности, с представителями которых чаще всего приходится контактировать добровольцам социальной работы, помогая им на практике решать конкретные социальные проблемы.

Вышепречисленное свидетельствует об универсальности волонтерства как формы добровольческого социального служения, нацеленного на позитивные изменения в социальной сфере общества путем благотворительной деятельности, которую следует поддерживать и в России, совершенствуя ее с учетом конкретно-исторических условий. Принципы и мотивы волонтерства, сама добровольческая социальная работа, способствуют формированию у молодого человека не только навыков, необходимых для профессионального роста, но и таких важных качеств, как трудолюбие, милосердие, доброжелательность, гуманное, толерантное отношение к людям [2, с. 73].

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно-историческую ситуацию, сложившуюся в обществе, и влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность. Как правило, в социальном плане волонтерство направлено на достижение определенных целей. Одна из них направлена на формирование стабильности и сплоченности в обществе, а другая на дополнение услуг, предоставляемых социальными программами в тех случаях, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу [3, с. 58].

Использование волонтерского движения как одного из методов гражданско-патриотического воспитания молодежи, вносит особый смысл в любые проводимые мероприятия. Причастность к волонтерскому движению помогает понять, что патриот любит свой народ и свое Отечество не за то, что оно дает ему что-то, какие-то привилегии и блага, а просто потому, что это – его Родина, и он в ответе и за нее, и за ее граждан. Внося свой посильный вклад в улучшение жизни пожилого человека-ветерана войны и труда, отдавая дань памяти погибшим, протягивая руку помощи оступившемуся, предостерегая молодого человека от опрометчивого шага, который может поломать всю жизнь, помогая детям-сиротам, внося в их жизнь частицу добра и участия – всеми этими поступками и действиями молодые люди, иногда не сознавая этого, служат интересам своей страны, выполняют свой гражданский и патриотический долг. Возможно, в масштабах всей страны вклад этот невелик, но он важен для них самих, он дает им ощущение причастности к большому и важному делу; воспитывает деятельных, неравнодушных людей; способствует формированию гражданственности, патриотизма и толерантности – важнейших духовно-нравственных качеств человека.

В современной социокультурной ситуации в образовательной системе возрастает необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационные формы работы с молодежью, повышающие как мировоззренческие установки, так и способствующие личностному и профессиональному становлению будущих специалистов. В связи с данным аспектом волонтерская деятельность приобретает особую актуальность в социальной и образовательной сфере, предполагающая активное включение широких слоев общества и в первую очередь, молодежи, которая вопреки утверждениям взрослых о её бездуховности, чёрствости и безответственности обладают большим потенциалом. Таким образом, волонтерская деятельность молодежного движения не только подтверждает свою социальную эффективность, но, в то же время, являет собой инновационную форму работы с молодежью, способствующую формированию толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Носова Ю.И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 62-65.

2. Холина О.И. Врорнтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.

3. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. 2007. №9. С. 52-58.

Наши рекомендации