Пути повышения эффективности правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования;
2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;
3) повышение уровня правосознания и правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
15.Юридический процесс: понятие, виды.
Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
1. По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества.
Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Правоприменительный процесс в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение;
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения мер юридической ответственности.
В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснитель-ный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от право-применительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.
2. Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право.
Можно отметить следующие признаки юридической процессуальной деятельности:
-это сознательная, целенаправленная деятельность; она состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти;
-она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона);
-она документируется (промежуточные и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах);
-имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами.
Наличие развернутого процессуальногозаконодательства — главный признак юридического процесса. Чем более детально и полно нормы права регламентируют функционирование власти, чем дальше идет процессуализация, тем лучше для общества, государства, граждан.
Как родовая общность юридический процесс состоит из множества элементов. Их группировка может быть проведена по разным критериям.