Понятие, функции, агенты и типы политической социализации
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишённый такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к её требованиям, защитить себя от жёстких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.
Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций и ценностей уделялось повышенное внимание еще с 20-х гг. прошлого века. Однако единого подхода к пониманию процесса политической социализации выработано не было. Так, классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учёными под руководством Д. Истона, трактовала её как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию учёных (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и её институтами.
Другое авторитетное направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Учёные же, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.
Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определённые властные функции. Политическая социализация обеспечивает накопление и передачу от поколения к поколению политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений. Ещё одной функция – упорядочивание и регулирование политических отношений.
В этом смысле политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определённых норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти является важнейшим общественным процессом. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, политические деятели обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан.
Агентами политической социализации выступают семья, дошкольные учреждения, школа, армия, производственные коллективы, религиозные объединения, СМИ.
Существует два основных типа политической социализации:
1) первичная социализация
Первоначальное (с 3-5 лет) воспроизведение человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, ещё не понимая их сущности и значения.
2) вторичная социализация
Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.
Существует несколько типов социализации:
1) гармонический (отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей)
2) гегемонистский (характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»)
3) плюралистический (свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам)
4) конфликтный (формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками)
Стадии политической социализации:
1) детский возраст (до 10 лет; с 7 лет начинается персонализация – формирование отношения к институтам власти)
2) подростковый возраст (11-14)
3) старшие классы (15-17)
4) молодёжь (18-29)
На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации.
Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Школа передает индивиду существующие в обществе ценности и установки. Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества.
Школа – так же агент пол социализации. Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Человек получает начальное знание о политической системе. Школа передает индивиду существующие в обществе политические ценности и установки.
Группы равных – ближайшее окружение индивида, друзья, одноклассники, одногруппники, товарищи по работе. Происходит передача политико-культурных норм и ценностей на основе межличностной коммуникации.
Восемнадцать лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается не только его гражданское становление, но молодой человек приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершённый вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни.