Агенты политической социализации

Изучение политической социализации базируется на двух ochoi ных принципах. Первым из них является «принцип первичности

Easton D. A Framework for Political Analysis. N. J.: Prentice-Hall, 1965.



Карлсон Дж.

221



в соответствии с которым лучше всего научаются тому, чему науча­ются первому. Вторым является «структурирующий принцип». Суть его состоит в том, что первичное научение структурирует научение последующее. Исходя из этого вовсе не удивительным является то, что основное внимание исследователей сосредотачивается на семье и школе, выступающих в качестве агентов политической системы или на учителях, научающих политическим ориентациям. Не удивительно и то, что фокус внимания концентрируется на том, чему научают­ся в детстве. Однако в последние годы усиливается внимание и к таким агентам социализации, как группы сверстников, религиозные организации и средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации зачастую не рассматривались как значимые агенты социализации. Определяется это следующим обстоятельством. Отдельные ранние исследования показали, что сооб­щения массовой коммуникации, особенно телевидения не оказывают большего влияния, чем некоторое укрепление сформированных ранее ориентации. Предполагалось, что это так, поскольку индивиды уделя­ют внимание только тем сообщениям, которые поддерживают их точку зрения. Однако представление о незначительной роли массовой комму­никации в политическом научении кажется противоречащим здравому смыслу. Заинтересованный наблюдатель увидит, насколько влиятель­ным стало телевидение в современном американском обществе.

Предположение о значительных возможностях телевидения в про­цессе социализации правомерно сделать уже в связи с той долей внима­ния, которое уделяется людьми телевизионным сообщениям. Средняя семья в составе трех или более человек отводит просмотру передач шестьдесят один час в неделю. Средний ребенок в возрасте шести лет смотрит телевидение шесть или более часов в день80. Со времени окончания университета индивид затрачивает на просмотр телевидения 15000 часов. Сравним это с данными о том, что в период обучения в школе на телевидение уходит 11000 часов свободного времени81. Можно предположить, что до окончания школы индивид отводит кон­тактам с телевидением больше времени, чем контактам с родителями или учителями.

Некоторые могут сказать, что, несмотря на большое время, уде­ляемое телевидению, политическое влияние последнего оказывается проблематично, поскольку сами телевизионные сообщения содержат не так много собственно политических материалов. Многие исследова­тели, изучающие телевидение и политическую социализацию, сделали

80 Parenti M. Make Believe Media: The Politics of Entertainment. N.Y.: St. Martins Press, 1992.

81 Graber D. Mass Media and American Politics. Washington. D.C.: CQ Press, 1989. P. 184.

акцент на программах новостей. При этом было обнаружено лишь не­сколько эффектов, выходящих за рамки того, что телевидение влияет на рост знаний о политике и текущих событиях. Подобный ракурс рассмотрения является неадекватным в силу ряда обстоятельств. Во-первых, более половины американской публики просто не смотрит пе редачи новостей. Это касается и детской аудитории — лишь немногие дети обращаются к программам новостей или общественно-политиче­ским передачам. Во-вторых, очевидно следующее противоречие. Если по мнению исследователей, только новости имеют политическое со держание, то непонятно, почему лишь очень немногие исследовании фиксируют «вклад» телевизионных новостей в процессы политической социализации. Те, кто активно включен в просмотр новостей, имеют относительно высокий уровень образования и четкие, сформировав шиеся политические взгляды.

Хорошо известно, что как дети, так и взрослые смотрят больше количество развлекательных телепередач. Однако, есть ли что-либо «политическое» в сообщениях развлекательного плана?

Известный специалист в области коммуникаций Джорж Гербнер и его коллеги утверждают следующее. «История показывает, чп с установлением господствующим классом своего правления, первичной функцией культурных средств становится легитимация и под держание властей. Сказки и другие драматические научающие истории всегда способствуют укреплению установленного порядка. Их со держание утверждает идею, что нарушение сложившихся в обществ правил повлечет за собой неотвратимое наказание. Указание на важность существующего порядка всегда имплицитно присутствует в таких повествованиях»82.

Сегодня средством, которое передает содержание «сказок и друга традиционных драматических научающих историй», является телеви дение. Если посмотреть поверх сообщений, непосредственно касаю щихся институтов американского правительства и гражданских ролей то обнаруживается следующее. Телевизионное развлечение играет рол обучающих историй, направленных на поддержание политической си стемы. Исследователи, разделяющие точку зрения о незначительно роли телевидения в политической системе, исходят из слишком у; кой трактовки политического. При этом забывают о структурирующем принципе научения. Общие политические ориентации структурируй: развитие других ориентации, которые могут более непосредственно относится к современным институтам и процессам.

Практически все телевизионные развлекательные программы ее держат в себе что-то, что может научить ценностям. Комедии семей

Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. The Mainstreaming of America: Violem Profile No. 11. In: Journal of Communication. Vol 30. 1980. P. 12.


Карлсон Дж.





ных ситуаций учат в отношении половых ролей и индивидуальных достижений. Игровые шоу учат материализму и соревновательности. Спортивные трансляции делают акцент на состязательности и важ­ности соблюдения правил игры. Мыльные оперы содержат модели приемлемого и неприемлемого поведения. Вероятно, что содержание, в наибольшей степени ориентированное на поддержание существу­ющей системы, оказывается свойственным детективным историям. Таким образом, мы имеем достаточное число примеров того, как теле­визионное развлечение может социализировать.

Наши рекомендации