Понятие и классификация юридических фактов. Фактический (юридический) состав
Юридические факты и их классификация
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений (схема 21).
Классификация юридических фактов:
1) по характеру наступающих последствий:
а) правообразующие;
б) правоизменяющие (в результате которых изменяются существующие правоотношения);
в) правопрекращающие;
2) по количеству входящих в них обстоятельств:
а) простые (юридические факты, в которых содержится только одно обстоятельство, – юридические факты в чистом виде);
б) сложные (юридический состав):
—завершенные (в которых процесс накопления обстоятельств закончен);
—незавершенные (в которых процесс накопления обстоятельств не закончен).
3) по волевому признаку:
а) события (факты, не связанные с волей участников):
– абсолютные (удар молнии, приведший, например, к пожару и уничтожению имущества);
– относительные (уничтожение имущества произошло вследствие пожара вызванного неумышленными действиями лица, например, непотушенный окурок);
б) действия (факты, связанные с волей участников):
–правомерные (которые совершаются в соответствии с нормой права):
—юридические акты (правомерные действия, совершаемые с намерением создать юридические последствия);
—юридические поступки (правомерные действия, совершаемые без намерения создать юридические последствия, нс они возникают);
неправомерные действия не соответствуют требованиям норм, нарушают их Это ~ дисциплинарные или административные правонарушения. Они характерны для сферы управления.
73. Понятие и способы реализации права. Формы непосредственной реализации права.
1) В деятельности государственных органов и должностных лиц:
—в правотворчестве (обычно это деятельность органов государственной власти);
—в правоприменении;
2) со стороны граждан и их объединений.
Это и участие в правовых действиях (референдумы), и в соблюдении обязанностей и использовании своих правомочий. Главная задача – не создать норму, а претворить ее в жизнь, чтобы она порождала юридические последствия.
Реализация права – деятельность, согласная с выраженной в законе волей.
Ее можно рассматривать двояко: как процесс и как конечный результат.
Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями юридических норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммы фактических последовательных действий.
Реализация права как процесс может рассматриваться с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны (не зависящей от конкретных субъектов) реализация права – совершение определенными средствами, в определенной последовательности, в установленные сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны – реализация характеризуется отношением субъекта к реализуемым им правовым установкам, т. е. она характеризуется волей
111Б субъекта в момент совершения предписываемых ему действий.
Субъект исходит из трех соображений:
1)заинтересован в соблюдении юридической нормы;
2)из страха наказания за неисполнение;
3)моральнонравственные соображения (например, осознание общественного долга).
Классификация форм реализации права:
1) по уровню, глубине реализации:
а) реализация общих норм, которая содержится в преамбулах законов и в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права (сюда же входит реализация конституционных норм). Общие нормы реализуются напрямую вне правоотношений;
б) реализация общих норм, устанавливающих либо правовой статус личности (совокупность прав и обязанностей индивида), либо компетенцию коллективного субъекта (компетенция). Эти нормы реализуются вне правоотношений;
в) реализация конкретных правовых норм в не менее конкретных правоотношениях;
2) по субъекту реализации:
а) индивидуальная (значительная часть реализуется индивидами);
б) коллективная форма;
3) по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы .
а) соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от соблюдения действий, запрещенных действием юридических норм;
б) исполнение (через него реализуются обязывающие нормы) и др.
74. Понятие, признаки и функции применения права.
Особой формой реализации права является его применение.Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Применение права имеет следующие признаки:осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); имеет государственно-властный характер (является одним из видов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и правоохранительной формах); осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах:
ü законности;
ü справедливости;
ü целесообразности;
ü обоснованности;
осуществляется в определенной последовательности:
ü устанавливаются фактические обстоятельства дела;
ü выбираются соответствующие правовые нормы;
ü принимается решение (издается индивидуальный акт);
ü содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц;
ü решение принимается по конкретному делу.
Акты применения права:
должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются; содержать глубокую и полную мотивировку; иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.
Применение права
1. Применение- одна из форм реализации права.
Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Это:
ü отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);
ü отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);
ü отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);
ü отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;
ü иные общественные отношения.
2, К признакам применения права относятся:
ü его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;
ü соблюдение процессуальной формы;
ü индивидуальный характер;
ü установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;
ü принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).
3, Основными стадиями правопримененияявляются:
ü установление фактических обстоятельств дела;
ü исследование и квалификация фактических обстоятельств;
ü решение по юридическому делу.
Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).
Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).
Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними -полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств.
При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.
Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:
ü процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);
ü издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).
2. Акты применения праваклассифицируются:
3. по издавшим их субъектам на:
ü акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);
ü акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);
ü акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации);
ü акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);
ü акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);
по характеру правового воздействия:
ü регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);
ü охранительные (приговор суда по уголовному делу);
по значению:
ü основные (например, решение суда по существу юридического дела);
ü вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);
по форме:
ü устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);
ü резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);
ü документированные (указ Президента РФ; приговор суда).