Драматические сцены и фрагменты
Ахилл и Одиссей (1908)
· Зелёный тюльпан
· Красота Морни (1919, опубликована 1984)
Проза
Записки кавалериста (1914—1915)
· Чёрный генерал (1917)
· Весёлые братья
· Африканский дневник
· Вверх по Нилу
· Карты
· Девкалион
· Тень от пальмы (1909—1916)
Поэмы
Мик (1918)
· Поэма начала (1921)
Переводы
· Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914)
· Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)
· Альбер Самен «Полифем»
· «Гильгамеш» (1918)
· Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)
Критика
Статьи и заметки о русской поэзии (1923)
Издания
Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
· Гумилёв Н. С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
· Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии / Сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Д. Тименчика); Подгот. текста и коммент. Р. Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с.
· Гумилев Николай. Избранное. -М.: Книжный клуб 36,6, 2011. - 560 с.
Влияние на литературу
Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству).
Отзывы современников
В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.
— Ходасевич, «Некрополь»
Оценка Гумилёва критикой всегда была неоднозначной. Некоторые критики (Б. Садовской и др.) считали его бездарным и ничего не стоящим стихотворцем: считалось, что стихи Гумилёва не сочинялись сами, а тщательно продумывались и конструировались. Находили, что в его произведениях нет претензий к форме, но отсутствует самое главное: душа. Таким образом, его стихи воспринимались как искусная имитация творчества.
Образ Н. Гумилёва в художественной литературе
Гумилёв, как литературный персонаж, появляется в следующих художественных произведениях:
· фантастическая трилогия Андрея Лазарчука и Михаила Успенского «Гиперборейская чума».
· фантастический роман «Революция», 3-я книга литературного проекта «Этногенез». Автором книги является Юрий Бурносов.
· драма З. Гиппиус, Д. Мережковского и Д. Философова «Маков цвет» (1908 г). (Гущин).
· роман О. Форш «Сумасшедший корабль» (1930 г).
· беллетристические мемуары М. Зенкевича «Мужицкий сфинкс»
· Ирина Одоевцева "На берегах Невы".
· Андрей Белянин сборник стихов " Пастух медведей" стих" Памяти Николая Гумилёва".
Праздники в честь Н. Гумилёва
В Краснознаменске (Калининградская область) ежегодно проходит вечер «Гумилёвская осень», на который съезжаются поэты и известные люди со всей России.
Документальные фильмы[В 2011 году на телеканале Культура снят документальный фильм «Завещание» (Режиссёр В. Буробин, «Пигмалион Пикчерс») о поэте, писателе Павле Николаевиче Лукницком и его сыне С. П. Лукницком, посвятивших свои жизни собиранию и сохранению уникального архива Николая Гумилёва.
· «Новая версия. Гумилев против диктатуры» (Пятый канал, 2009 год), в котором утверждается, что Гумилёв не был случайной жертвой, а сознательно и целенаправленно боролся с советским режимом.
Интересные факты
· На протяжении всей жизни Гумилёв определял свой внутренний возраст как 13 лет, возраст А. Ахматовой — 15, а возраст своей второй жены — 9 лет
· В 1907 году, когда поэта призвали в армию, он не прошёл медицинскую комиссию из-за косоглазия, мешающего стрельбе, однако в 1914 году его признали годным: в первый раз он стрелял с правого плеча, а во второй раз сменил его на левое.
· «Деревянный с длинным носом» — так охарактеризовал Гумилёва А. Н. Толстой.
· В честь Н. Гумилёва назван астероид.
· В 2011 году Почта России выпустила конверт с изображением книг Н. Гумилёва и маркой с портретом поэта.
Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле