Драматические личности/компании

Потребность в грандиозности

Потребность привлечь внимание к своей персоне и фантазии, вращаю­щиеся вокруг грандиозности, являются центральными для драматичес­кого стиля. Нарциссическая личность — основные представители это­го типа, хотя встречаются и театральные, и циклотимические. Драмати­ческие личности испытывают большое желание поражать и получать внимание окружающих. Поэтому они часто преувеличивают свои дос­тижения и таланты и проявляют слишком много эмоций. Так как ими движет необычно сильная потребность в возбуждении и стимуляции, им часто не хватает самодисциплины, они плохо сосредотачиваются и часто принимают все слишком близко к сердцу.

Многие люди драматического склада обладают манией величия. Хотя

Драматические личности/компании - student2.ru на первый взгляд они кажутся очаровательными и ______________

Драматические лично­сти испытывают боль­шое желание пора­жать и получать вни­мание окружающих

приятными, им часто недостает искренности, со­чувствия и заботы об окружающих. Они не ценят людей и используют их для своей выгоды. Более того, они колеблются между двумя крайностями: чрезмерной идеализацией и обесцениванием. Из-за этого отношения с ними бывают нестабильны­ми. Когда мешают их фантазиям о безграничной власти, успехе и великолепии, драматические лидеры могут испытывать чувство сильного гнева, злости и даже могут мстить.

Лидеры с драматическим стилем управления часто создают своего рода созвездия в компании. Они привлекают подчиненных с зависимой психикой. Действенный и грандиозный стиль подобных лидеров отве­чает потребностям их незащищенных подчиненных, позволяя им брать на себя ответственность в серьезных областях и подстраивать свои нуж­ды под нужды лидера. Результаты могут быть следующими.

Харизматичная культура, драматические фирмы

Подчиненные склонны идеализировать своих драматических лидеров, т. е. не замечать их недостатки и подчеркивать их достоинства. (По­добная идеализация порождается чувством незащищенности и бес­полезности в отсутствие человека, которым можно было бы восхищать­ся.) Они впадают в зависимость от идеализируемого руководителя,




152_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

Таблица 7.1. КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЯТИ ВИДОВ КОМПАНИЙ

Компания Руководитель Культура Стратегия Ведущая тема
Драматическая
Характеризуется чрезмерной централизацией, мешающей развитию эффективной системы информации; слишком проста для множества линий продукции и широкого рынка; не хватает влияния на уровне руководителей второго звена Ищет внимания; жаждет энтузиазма, активности и поощрения; страдает от мании величия; склонен к крайностям Соответствует потребности подчиненных в зависимости и протекционистским склонностям руководителя; характеризуется «идеализацией» и «отражением»; возглавляется лидером, являющимся катализатором инициативы и морального духа подчиненных Гиперактивная, импульсивная, рискованная и угрожающе несдерживаемая; поощряет начало рискованных предприятий; непоследовательна в диверсификации и росте; начинает действие ради действия; основана на единоличном принятии решений «Я хочу привлечь внимание всех и производить впечатление на всех, кто встречается мне в жизни»
Мнительная
Характеризуется сложной обработкой информации, излишним анализом внешних тенденций и централизацией власти Постоянно готова отразить любую атаку и угрозу со стороны других людей; сверхчувствителен; мнителен и недоверчив; слишком занят правилами и деталями, которые оберегают его тотальный контроль; жаждет информации; иногда мстителен Поощряет противоборство, зависимость от страха нападений; подчеркивает власть информации; подпитывает робость, единообразие и недостаток доверия Пассивная и консервативная, чрезмерно аналитичная, разветвленная и секретная «Враждебные силы уже готовы покончить со мной. Лучше я буду на чеку. Я не могу ни кому доверять понастоящиму»
Отчужденная
Характеризуется сосредоточенностью на внутренней жизни; недостаточным изучением внешнего окружения; навязанными преградами свободному потоку информации Замкнутый и отстраненный; не хватает заинтересованности в настоящем и в будущем; иногда безразличен к похвале и критике Не хватает теплоты и эмоциональности; противоречивая; порождает чувство незащищенности и борьбу за власть Изменчивая, нерешительная и непоследовательная; основывается на узких, местнических целях «Реальность не приносит не какого удовлетворения. Взаимодействие с окружающими обречено на провал, поэтому лучше держаться на расстоянии»
             

ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ

Таблица 7.1. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Драматические личности/компании - student2.ru Компания Руководитель Культура Стратегия Ведущая тема
Мнительная
Характеризуется ритуальностью, бюрократичностью, негибкостью, чрезмерной иерархичностью, плохим внутренним общением и сопротивлением переменам Недостает уверенности в себе; страдает от проблем с самооценкой; не знает об успехе (поэтому терпим к посредственности и неудачам); зависит от «мессий» Пассивная, с недостатком инициативности; недостаточная мотивация; не знает условий рынка; характеризуется вакуумом руководства, замкнутым Страдает от «страха»принимать решения»; обращена вовнутрь; не хватает бдительности по отношению к изменяющимся рыночным условиям; бездействует, не имея определенного направления; придерживается устаревших, сложившихся рынков     «Бесполезно пытаться изменить ход событий. Я недостаточно хорош для этого»
Отчужденная
Характеризуется неизменными формальными правилами, сложной системой информации, ритуализированными процедурами оценки, чрезмерной тщательностью, точностью и иерархией, в которой личный статус руководителя напрямую связан с его должностью Склонен доминировать на всех уровнях компании; настаивает на том, чтобы все строго придерживались предписанных правил; догматичен и упрям; одержим педантизмом, деталями, рутиной, ритуалами, эффективностью и строгой системой организации Жесткая, сосредоточена на внутренней жизни компании и изолирована; населена покорными, нетворческими, ненадежными людьми Точно рассчитана и сфокусирована; характеризуется исчерпывающей оценкой; медленная и неспособная к приспособлению; одержима одним аспектом стратегии — на пример, сокращением расходов или качеством — в ущерб прочим факторам «Я не хочу полагаться на милость событий. Я должен контролировать все, что касается меня»
             

154_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

испытывая потребность в поддержке и завоевании его доверия. Так как им достаточно нескольких слов похвалы для радости и малейшего замечания для огорчения, ими очень легко управлять. Именно это и нравится драматическим лидерам. Они расцветают от одобрительных и восхищенных («отражающих») ответов подчиненных. Ведь началь­ники, любящие «отражение», ищут идеализирующих подчиненных, чтобы обеспечить себе не только их одобряющее поведение, но и по­хвалу и лесть.

В компании с харизматичной культурой все (включая надежды и амбиции руководителей) вращается вокруг драматического лидера. Конечно, это не случайность: ориентированные на действие драмати­ческие лидеры агрессивно и напрямую стремятся исполнить основ­ную задачу, которая в результате становится центральной проблемой для их последователей.

Харизма драматических руководителей обеспечивает их единолич­ное лидерство. В отсутствие соперников среди служащих компании ус­танавливается абсолютный, доверчивый климат подчинения. Рьяные последователи помогают создать атмосферу, в которой лидер считается почти непогрешимым. Служащие и управляющие мало размышляют, потому что все полагаются на священное мнение начальника. И это ос­тается неизменным, потому что независимые менеджеры не задержива­ются надолго в подобной культуре. Они становятся жертвами власти лидера (формальной и неформальной), проявляющейся в энергичных односторонних решениях.

Драматические фирмы гиперактивны, импульсивны, драматически азартны и угрожающе неуправляемы. Они поощряют импульсивный способ принятия решений на всех уровнях, предпочитая интуицию и впечатление фактам. Они воздерживаются от управляемого подхода, предпочитая, например, выборочную работу на совершенно различных рынках. Благодаря централизованной власти, они дают ключевому пер­соналу прерогативу инициировать рискованные предприятия без под­держки совета директоров.

Смелость, рискованность и диверсификация — вот основные кор­поративные темы компании. Вместо того чтобы реагировать на измене­ния делового окружения, драматическое ответственное лицо старается создать уникальное окружение, входя на одни рынки и оставляя другие, постоянно переключаясь на новую продукцию и забывая о старой, рис­куя большой долей капитала компании. Цель — неукротимый рост, что отражает эгоистичные потребности руководителя и его желание вни-

 
  Драматические личности/компании - student2.ru

ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ 155

мания, В результате возникают чрезмерная диверсификация и участие в мега-проектах, зачастую утопических.

Структура драматических компаний бывает гораздо менее сложной, чем их широкие рынки деятельности. Во-первых, как мы уже видели,

власть сосредоточена у генерального директора,

Драматические личности/компании - student2.ru Структура драмати­ческих компаний бы­вает гораздо менее сложной, чем их ши­рокие рынки деятельности

который вмешивается даже в рутинную работу, чтобы поставить личную подпись (или получить похвалу) на всем. Вторая проблема, вытекающая из чрезмерной централизации, — отсутствие эффек­тивной системы информации. Внешние коммуни­кации развиты слабо, потому что высшее руковод­ство мало исследует деловое окружение, предпо­читая действовать по наитию, а не в соответствии с фактами; внутрен­няя коммуникация тоже слабая, потому что из-за власти лидера инфор­мация в основном поступает сверху вниз.

Фирмам со слишком драматическим стилем управления следует де­лать следующее, чтобы восстановить баланс:

* Сфокусировать свое внимание и избавиться от своих неудачных
лидеров.

* Создать логичную структуру.

* Установить строгую систему координации и контроля.

* Восстановить основной вид деятельности и уменьшить количество
мега-проектов.

* Заняться развитием лидерства/планированием наследования.

Наши рекомендации