Тема: Драматические образы в музыке

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание).

Ø Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).

Ø Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя музыкальным приветствием

Актуализация опорных знаний:

ü Что такое музыкальный образ?

ü С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность (мелодия, темп, регистр, динамика).

ü Какое задание вы получили на прошлом уроке? (нарисовать осенний пейзаж, найти стихотворение соответствующее музыкальному образу «Прелюдии» С.В. Рахманинова), прочитать фрагменты стихотворений (на фоне осеннего пейзажа и звучания музыки Рахманинова)

ü Что такое прелюдия?

II. Сообщение темы урока.

Тема урока:«Драматические образы в музыке».

III. Работа по теме урока.

Учитель: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах. Образец драматического произведения – баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте (на экране портрет Франца Шуберта).

Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Краткое сообщение о жизни и творчестве композитора

Франц Шуберт – великий австрийский композитор 19 века за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами.(на экране иллюстрация) (на экране портрет Гёте) Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы (звучит баллада «Лесной царь»)

Ø Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание).

Задание:

ü В каком исполнении прозвучало произведение ?( мужской голос в сопровождении ф-но)

ü Характер – взволнованный, тревожный

ü Темп – быстрый

ü Лад – минорный

ü Регистр – низкий

ü Динамика – f , mp

Учитель: Сколько действующих лиц в этой балладе?

Ученики: Четыре.

Учитель: Какие интонации вы услышали? Рассказчик – взволнованный; Отец – встревоженный; Сын – испуганный, задыхающийся; Лесной царь – сладостно-завлекательный

Учитель: Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

Ученики: Стремительное, напряжённое движение (скачет всадник) Учитель: Музыка выразительная или изобразительная?

Ученики: И выразительная и изобразительная.

Учитель: Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского – великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете (на фоне иллюстраций прочитать балладу в переводе В. Жуковского)

Сегодня на уроке часто звучит слово «баллада». На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.

Подведём итоги: Цель нашего урока было – выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

ü Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа?

Ученики: Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности. Художник – гаммой красок. Поэт – созданием сюжета, различных интонаций.

Учитель: Значит, мы можем сделать вывод.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Учитель: Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре.

Вокально-хоровая работа.

Ø Ю. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка (пение).

Ø Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).

Итог урока.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за работу (выставление оценок). Прощаются с учителем, выходят из класса.

IV. Домашнее задание.

Выучть текст песни.


Урок музыки

Наши рекомендации