Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами
Вопросы:
1. Государство; сущность, характерные черты, модели развития.
2. Пути развития современных государств.
3. Механизм государства. Государственный аппарат. Государственные органы.
4. Государственная власть и государственное управление.
1.Государство; понятие, сущность, характерные черты
Потребность управления общественными процессами – причина появления государства. В период разделения труда, имущественной дифференциации, социального неравенства, появления частной собственности возникла потребность в универсальной организации общества – в управлении. С появлением ведомств: общественных работ, налогового ведомства, военного ведомства, сформировался аппарат управления. С появлением аппарата управления возник механизм обеспечения и регулирования общественных отношений. Он стал основным институтом политической системы общества. Посредством его стало происходить функционирования государства. И хотя власть все еще принадлежала всему роду, а в дальнейшем союзу родов - племени, осуществлялась через представителей родов, она реально стала реализовываться аппаратом управления (от имени рода или племени), так как необходимо было организовать, мобилизовать, направить, объединить всех индивидов на общественные цели (интересы). Постепенно аппарат управления приобрел наряду с управленческими функциями, функции власти. С появлением деспотической монархии аппарат управления подчинился главе государства и от его имени стал реализовывать властно – управленческие функции. В дальнейшем, с развитием государства, аппарат управления реализовывал властно – управленческие функции от имени тех, кто стоял во главе государства. И хотя процесс управления был направлен на удовлетворение определенных общественных кругов или в целом общества, аппарат управления не был напрямую зависим от них. Реализуя функции государства, он стал олицетворяться государством, и сегодня зачастую можно увидеть, как происходит путаница в понимании «государство». Сущность государства олицетворяют с властью[8] (властная сила общества) или более распространенно с государственным аппаратом. Однако это ни одно и тоже.
Понятие «государство» многогранно и может употребляться в нескольких значениях: географическое понятие – страна; в значении – общество; в отожествлении с понятием цивилизация. Так что же понимается под «государством»?
В период Античности, особенно в период рабовладельческой демократии, «государство» и «народ» имели общее значение. Под территорией понималась земля, а под властью понималась воля народа. Управление осуществлялось от имени народа, во имя народа, для народа. Сам же народ определялся как свободные граждане, имеющие собственность. Со временем понятия «свобода», «собственность» и «власть» интегрировались в общее нераздельное единство.
В период феодализма понятие «государство» и «власть» рассматривались через призму понятия «государь» (монарх) и понимались как одно целое.
В эпоху Нового времени, вводится понятие «гражданское общество». А с развитием капиталистических отношений, падения и модернизации монархии, понятие «государство» и «общество» стали интегрироваться. Понятие «власть» стало относиться к воле определенной элиты (элиты землевладельцев или капитала).
С развитием социалистических идей, в особенности после Второй Мировой войны, понятие «власть» стало рассматриваться как власть граждан – учредительная власть (формирующая общественный интерес, цели) и власть государственных органов – публичная или общественная» власть. т.е. реализующая общественный интерес, цели. Понятие «государство» стало рассматриваться как общественное или социальное государство.
На современном этапе происходит реформирование роли государства, происходит изучение новых тенденций, изменений в реализации государственных функций, с одной стороны, и развитие различных моделей, форм государственного устройства, с другой стороны. Поэтому существуют терминологические неопределенности в отношении содержательной характеристики понятия «государство».
Выделяют различные подходы к пониманию сущности государства:
1. Теологический. Происхождение, сущность, функционирование и предназначение государства – реализация воли Всевышнего (бога).
2. Юридический. Государство –некая персонализация общества, как арбитра общественных
3. отношений, на основе правового регулирования.
4. Социологический (социалистический). Государство понимается как орган социальной солидарности, выполнения «общих» дел.
5. Технократическийили элитарный (информационно – кибернетический). Государство – некая структура, через которую происходит регулирования общественных отношений со стороны определенной элиты. Управленческое решение принимается и реализуется в интересах элиты, но декларируется, как общественное. Управленческое решение вводится в регуляцию общественных отношений, затем изучается реакция общества на него. Действует система «ввод – вывод». При этом, задействуется мощная система связей с общественностью посредством которой создается общественное мнение, цель которой сформировать в обществе необходимости принятия такого управленческого решения.
6. Классический. Государство основано на взаимодействии и взаимосвязи власти, населения, территории, аппарата управления, аппарата принуждения, законов, суверенитета.
Существуют и другие подходы к пониманию государства. Но все они, в конечном счете, определяют, что государство – это сложная многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Однако на основе обобщений и выводов различных направлений можно выделить характерные признаки государства:
- государство располагает единой территорией, на которой проживают граждане данного государства, на которую распространяются законы данного государства;
-государство располагает армией или органами безопасности, которые защищают данное государство и проживающих в нем граждан;
- государство обладает политической (публичной) властью реализуемой через органы государства;
- государство обладает суверенитетом, государственной властью, исходящей от граждан, власть суверенна;
- государство – некая всеобъемлющая организация, которая объединяет граждан, органы власти и управления, общественные организации и т.п. Оно формируется гражданами, действует от имени граждан, его решения общеобязательны;
- только государство для своих нужд (для обороны, содержания аппарата, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) собирает налоги со своих граждан и организаций.
Кроме этого выделяют дополнительные признаки6 государственный язык, государственную символику, денежную систему, международное признание.
И все же сущность государства определяется из его политического предназначения.
В демократическом понимании государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть, определенную и сформированную гражданами, на все население, включая граждан, иностранцев, лиц без гражданства, в пределах своей территории, по воле граждан издает юридически обязательные веления (нормативно – правовые акты), обладает аппаратом управления и принуждения и имеет суверенитет.
Главное в этом определение является то, что власть определяется и формируется гражданами, т.е. через избирательную систему на основе выборов, и по воле граждан издает нормативно – правовые акты, т.е. в интересах граждан, на основе прав и свобод человека. В единую политическую организацию общества входят: аппарат государства, политические партии, общественные организации и объединения и сами граждане, а также политические отношения, политическое сознание, политическая деятельность, политические нормы, традиции, институты непосредственной демократии.
Сущность государства раскрывается через сущность управления обществом, а определяется через форму государства.
Форма государства – устройство государственной власти, ее организация в содержательном отношении, выступает в разных аспектах:
- Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления (форма правления).
- Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений между центральной (федеральной), региональной и местной властью (форма государственного устройства).
- в-третьих, Это приемы и методы осуществления (реализации) публичной (политической) власти (политические режимы).