Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
Этапы избирательного процесса:
· подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании)
· формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности)
· создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством)
· выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты)
· регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей)
· агитационная кампания
· проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях)
· подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов).
Механизм организации и проведения избирательной кампании включает:
- формирование правовой и материально-технической базы;
- планирование и осуществление бюджетного финансирования;
- обучение и предварительную подготовку лиц, проводящих выборы, наблюдающих и участвующих в них;
- назначение выборов (подготовку и принятие соответствующего правого акта);
- формирование избирательных комиссий и участков для голосования, подготовку других организационных и технических средств;
- выдвижение кандидатов;
- предвыборную агитацию;
- голосование (в том числе досрочное и по открепительным талонам);
- подсчет голосов и подведение итогов;
- второй тур;
- предварительное и судебное рассмотрение споров и фактов нарушения избирательного законодательства, включая отмену итогов голосования и повторные выборы;
- наблюдение за выборами;
- отставку прежних избранников и вступление в должность новых.
Референдум (от латинского «referendum» - подлежащее сообщению) – способ принятия законов или конкретных решений по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни путем всеобщего голосования. Это одна из важнейших форм непосредственной демократии.
Референдумы делятся на:
- допарламентские (голосование до принятия того же решения законодательным органом) - внепарламентские (принятие решения вместо законодательного органа и (или) без парламентского рассмотрения);
- обязательные (принятые решения являются обязательными для исполнения) и консультативные (принятые решения не обязательны и служат лишь для информирования госорганов о мнении народа);
- общегосударственные - местные.
По конституции РБ существует также и право проводить местные референдумы.
Референдум, как правило, проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
Выносимый на референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован так, чтобы на него был возможен однозначный ответ: «за» или «против». Многие национальные законодательства предусматривают вопросы, не подлежащие вынесению на референдум. Обычно это вопросы:
- подрывающие суверенитет и целостность государства;
- решаемые на выборах или связанные с занятием конкретных должностей;
- определяющие сбор и расходование государственных средств (налоги и бюджет);
- влекущие осуждение, оправдание, амнистирование и помилование преступников;
- разрешающие частные (приватные) споры.
Инициаторами референдума вправе выступать только лица, уполномоченные на это законами (чаще всего Конституцией). У нас это: Президент, Палата представителей, Совет Республики и не менее 450 000 граждан.
Как правило, референдумы назначаются представительными (законодательными) органами. У нас это делает Президент в отношении республиканских референдумов и соответствующие Советы депутатов – в отношении местных референдумов.
Решения, принятые референдумом, как правило, отменяются или изменяютсятолько путем референдума.
Швейцария – рекордсмен по числу проводимых референдумов.
Избирательная система РБ.
Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, которые касаются выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.
Право быть избранным ограничено возрастными и некоторыми другими цензами. Так:
- Президентом может быть избран гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами;
- депутатом Палаты представителей ‑ гражданин, достигший 21 года и постоянно проживающий в Республике Беларусь;
- кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет;
- депутатом местного Совета депутатов ‑ гражданин, достигший 18 лет.
Кроме того, запрещены некоторые совмещения должностей: например, депутатской с президентской и судебной, членства в обеих палатах Парламента и т.п. Запрещено выдвигать кандидатами лиц, лишенных права занимать должности в госорганизациях в связи с наличием судимости.
Кроме того, выборы в Беларуси
- свободные: избиратель лично решает, участвовать ли и за кого голосовать;
- открытые и гласные – то есть подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно,
- равные: голоса избирателей равны, правомочия избираемых тоже;
- прямые для депутатов и Президента, которых избирают непосредственно сами граждане, косвенные для членов Совета Республики, которых назначают народные представители ‑ местные депутаты и Президент;
- тайные: контроль за волеизъявлением запрещен;
- мажоритарные: побеждает тот, за кого подано большинство голосов;
Право выдвижения кандидатов принадлежит:
- гражданам путем сбора подписей при выборах Президента и депутатов;
- общественным объединениям (партиям) и трудовым коллективам при выборах депутатов;
- президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполкомам при выборах членов Совета Республики.
Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счетгосударства, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии (окружные и участковые) во главе с Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (Центризбиркомом). Исключение – выборы членов Совета Республики, организуемые Президиумами местных Советов и исполкомами.
Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.
Кроме выборов в рамках избирательной системы и примерно по тем же правилам может осуществляться (но никогда не осуществлялся) отзыв депутатов и членов Совета Республики. При этом отзыв должен быть инициирован более высоким процентом избирателей, чем выдвижение кандидата. Например - не менее 20% всех избирателей соответствующего депутатского округа.