Место истории в системе гуманитарных знаний
Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.
Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, фажданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных сфан и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: иапеофафия (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий геофафических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.
История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители иеториофафии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.
По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общесгвенной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение офомного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.
2. Общаяхарактеристика мировых цивилизаций
Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Она включает в себя духовные и материальные ценности, образ жизни, место и роль в обществе.
Первые цивилизации сложились 5 тысяч лет назад в полосе Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, в которой природно-климатические условия были благоприятны для развития орошаемого земледелия, пастбищного скотоводства, речных и морских торговых связей, развития металлургии. Появились города, образовались государства, возникла письменность.
С расширением цивилизационного пояса все народы к концу XX в. включились в единую общечеловеческую цивилизацию. Однако основные цивилизационные различия народов сохраняются до нынешнего дня.
Количество цивилизаций, существовавших и существующих установить невозможно, так как нет временных фаниц. Например, цивилизацию народов Западной Европы и США в XVI—XIX вв. можно рассматривать и как единую цивилизацию Нового времени, и как две цивилизации Старого и Нового Света. Типы цивилизаций.
*первичные, выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, и цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций.
*традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.
Обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.
*срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.
Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм — для народов Запада.
*монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.
*синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.
*аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями — всё, что роднило людей с
"индусфиальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от
природы.
*континентальные, привязывающие народ к географическому пространству. *морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства. Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам
Например, цивилизация Древней Греции, выросшая из первобытного времени, была обновляющейся, аграрной, морской. I {ивилизация Древнего Рима была синтезом культур народов Средиземноморья.
3. Киевская Русь: государство и идеология
Существует две точки зрения возникновения государства "Русь". Одна - норманнская, которая основана на версии призвания варягов. Сторонники второй точки зрения считают, что государственность является продуктом внутреннего развития общества.
К IX веку процесс разложения первобытно - общинного Сфоя на Древней Руси был завершен и начали складываться государственные образования. Причинами образования государства были:
- развитие производительных сил;
- земледелия с использованием орудий труда из железа;
- переход от родовой к соседской общине;
- рост числа городов;
- наличие органов власти у местных князей - дружины;
- возникновение военной дружинной знати.
Были и внешнеполитические факторы образования государства:
- освоение Восточно - европейской равнины (взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением);
- военные походы антов, славен, русов на более развитые государства Отсюда усиление расслоения общества, в результате
образовались классы, государства. Территория Руси: Восточно-Европейская (Русская) равнина
К IX веку происходит постепенное складывание феодальных отношений.
Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу.
- Права на владения землей передаются князьями феодалам
- Происходит захват общин дружинниками и князьями;
- Происходит превращение родо-плсменной знати в бояр - вотчинников.
Общины, не попавшие под феодальный гнет, платят налоги государству. И крестьянские хозяйства, и феодальные владения носят натуральный характер.
К началу IX века на Руси насчитывалось 24 крупных города, являющихся:
- центром ремесла, торговли и обмена;
- опорным пунктом власти феодала;
- центром обороны от внешних врагов;
Это такие города как Киев (легендарное летописное свидетельство об основании - V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Нереяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром.
Варяги (норманы) называли Русь Гардарикой - страной городов. I орода строились на торговых путях.
1. Путь "из варяг в греки".
Балтийское (Варяжское) море —> р. Нева --> Ладожское озеро (Нево)~> р. Волхов —> о. Ильмень —> р. Ловать ( в районе Смоленска, днепровские пороги - волок) —> верховья Днепра --> западный берег Черного моря (Русского моря) -->Константинополь (Царьград) — > Рим — > Варяжское море
2. Волжский торговый путь.
Русь <=> страны Востока
Общественный строй:
Князья - племенная знать.
Важнейшие вопросы решаются с помощью народных собраний, "вечевых сходов".
Ополчение: полк — > тысяча — > сотня. Тысяцкие, сотские.
У князя есть дружина - старшая и младшая.
Старшая - это послы и княжеские управители.
Младшая дружина живет при князе; обслуживает дом и хозяйство.
"Полюдье" - сбор дани дружинниками.
Единица обложения: дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Социально-экономический строй Киевской Руси
К середине IX века происходит утверждение феодальных отношений.
Два основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.
Главное богатство и основное средство производства - земля.
Крестьяне - не собственники, а держатели земли.
Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью принуждения :
- от оброчно - денежного обязательства до крепостной неволи;
- земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая;
- отработка = барщина ( натуральная или денежная = оброк ).
Распространенная форма организации производства - феодальная вотчина. Характер: Наследственное владение. Владелец: боярин или князь. Иные владельцы: свободные крестьяне, не подчиняющиеся феодалу, платящие дань только великому князю.
Княжеский подъездной - сбор налогов. Богатство вотчины - земля; нарушение княжеской межы - огромный штраф. На вотчинной земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.
Все свободное население Руси - "люди". 11оэтому сбор дани - "полюдье".
Полюдье Киевских князей в первой половине X века.
Основная масса сельского населения, зависимая от князя - "смерды".
Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.
Смерды в вотчинах - в худшей крепостной зависимости.
Один из путей закрепощения - закупчничество.
Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала долг - "купу". Отсюда и название - "закупы". Крестьянин работает на кредитора до возвращения долга.
Челядь, холопы - несвободная категория населения, близкая к рабам.
В своем развитии древнерусское государство Киевская Русь (IX - начало XII вв.) проходит три периода:
1. IX - середина X вв. - время правления первых киевских князей.
2. Вторая половина X - первая половина XI вв. - расцвет Киевской державы; Владимир I, Ярослав Мудрый.
3. Вторая половина XI - начало XII вв. - ггереход к феодальной раздробленности.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
4. Геополитическое положение Руси в XIIIвеке.
В XIII в. Русь оказалась "между двух огней" - между угрозой с Запада (крестоносцы) и с Востока (монголы). В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западная Русь столкнулась с опасностью с запада в лице немецких рыцарей-крестоносцев, а также датских и шведских феодалов, которые претендовали на прибалтийские земли.
Летом 1240 г. шведские суда под командованием Биргера вошли в устье Невы, где были разбиты силами малой дружины новгородского князя Александра Ярославича. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, а также способствовала укреплению авторитета молодого князя, которого после победы над шведами стали называть Невским. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились и в самом Пскове. Через год немцы вторглись в новгородские пределы. В ответ на это в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. освободил от крестоносцев Псков. Загем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. состоялось решающее сражение, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва закончилась полным поражением крестоносцев. Эти победы русских в Прибалтике имели важное моральное значение, поскольку города южной и северо-восточной Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.
В начале 13 века в центральной Азии образовалось Монгольское государство. У монголо-татар было хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. В начале 13 в. они захватили Китай, Корею, вторглись в среднею Азию, Иран и Закавказье. В 1223 г. монголо-татары на реке Калке разбили союзные силы половецких и русских князей. В 1236 г. монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1207 г. подчинили кочевые народы степи. Осенью 1237 г. Хан Батый, собрав 120-140 чел. Двинулся на Русь. После упорных боев они овладели Рязанью, Коломной, Владимиром. Затем монголо-татары двинулись на северо-запад Руси, где была спасена от разгрома, хотя и платила дань. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь, а осенью - Черниговское княжество. В 1240 г. был взят Киев, а в 1241 г. Гарецко-Волынское княжество. На территории Руси монголо-татарское иго просуществовало более 200 лет (1240-1480 гг.).
К концу XIII - началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система формированию которой способствовали следующие факторы:
обособление северо-восточных земель, во главе феодальной иерархии которых находились великие князья Владимирские;
втягивание Западных и юго-западных княжеств (Галицко-Волынской земли), не зависимых от Владимира но подчиненных Золотой Орде, в орбиту политического влияния молодого и крепнущего Великого княжества Литовского;
ослабление политического могущества Золотой Орды, внутри которой с середины XIV в. начались междоусобицы.
Ордынское иго способствовало изменению характера политического развития древнерусских княжеств. Наиболее старые и развитые города Волго-Окского междуречья - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Естественный процесс развития северо-восточных княжеств оказался искусственно прерванным, он принял другие формы. На смену княжеским союзам, требованиям добровольною единения под властью одного великого князя, которые не принесли реальных результатов в борьбе с монгольским игом, пришла монархия, основанная на огромной личной собственности самодержца служении одному ему феодалов-подданных, подчинении рядового сельского и городского населения.
поворотной эпохой в нашей истории. Самые глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распадалось на враждебные друг другу классы".
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым.
В советской историографии термин "Смута" был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России.
В настоящее время термин фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не несла в научное изучение проблемы. Кризис российской государственности на рубеже XVI и XVI1 вв. в отечественной историографии рассматривается как составляющая системного кризиса, охватившего Россию в результате сложного взаимодействия социально-экономических и политических причин.
Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на троне (Лжедмитрий I) или претендующие на него (Лжедмитрий 11, или Тушинский вор и др.) иностранные претенденты на русский престол.
Борьба за фон развертываегся на фоне сильнейших социальных катаклизмов - выступлений крестьян, казаков, инородцев (с участием в ряде случаев и дворянства). В 1609 г. Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов и поляков. Началась открытая интервенция, которая привела к подъему освободительного движения, оформившегося в народное ополчение. Осенью 1612 г. народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским разгромило поляков и изгнало их из Москвы. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении. В начале Царствования первого из Романовых - Михаила Федоровича (1613- 1645), Московское государство предегавляло собой безотрадную картину. По всей стране бесчинствовали шайки разбойников. Сложившаяся до Смуты система государственного управления была нарушена. Часть территории страны оставалась в руках иноземцев - шведов и поляков. Города обезлюдели, ремесло и торговля пришли в упадок. Нераспаханные поля заросли бурьяном, а крестьяне, покинув свои дома, ушли искать более безопасные места. Оставшееся на прежних местах население обнищало до крайносги, разорилось и не в состоянии было платить налоги и нести государственные повинности. В международных Делах к голосу Москвы не прислушиваются, престиж ее крайне низок, на отодвинута на задворки европейской политики.
Несколько десятилетий понадобилось, чтобы преодолеть трагические последствия Смутною времени и вывести страну из кризиса.
Восстановление экономики и изменения в ней происходили на фоне сильнейших социальных потрясений, не прекратившихся и после окончания Смуты. Медный, чумной, соляной бунты, другие городские восстания, выступления стрельцов, мощное движение под предводительством Степана Разина, выступления, связанные с церковной реформой и расколом, сопровождающим "бунташный" XVII век буквально на всем его протяжении: последняя дата в истории Московского государства - стрелецкий бунт 1698 г.
С целью ликвидации социальной напряженности и упорядочения управления государством правительство второго царя династии Романовых. Алексея Михайловича (1629-1676) предпринимает реформу законодательства: в 1649 году обнародовано "Соборное уложение" (+ 8). Оно указало цели и в то же время повлекло за собой ряд непредусмотренных последствий. "Уложение" закрепило статус, обязанности и привилегии основных сословий, отразило такую социальную тенденцию, как возрастание общественного веса и роли средних служилых слоеа. Одновременно, согласно "Уложению", крестьяне окончательно прикреплялись к земле, а посадское население - к посадам. Этому предшествовало увеличение с 5-ти до 15 лет на протяжении первого десятилетия XVII в. продолжительности "урочных лет", т. е. срока сыска беглых крестьян (первый указ об "урочных летах" был издан в 1597 г.). Выдвижение на первый план средних служилых слоев вызывало недовольство боярства, духовенства, а также широких слоев простого народа. Это приводило к усилению социальной напряженности, зачастую выливавшейся в указанные выше открытые выступления низов общества.
Другим следствием недовольства социальных слоев "Уложением" было постепенное прекращение деятельности Земских соборов, для которых начало царствования Романовых, особенно 1613-1619 гг., было периодом расцвета. Тогда Земский собор превратился чуть ли не в постоянно действующий орган, состав его расширяется, функции тоже, прерогативы возрастают. Однако после 1649 г. Земские соборы постепенно утрачивают приобретенный сразу после Смуты облик, собираются вес реже и реже и после 1653 г. созываются уже эпизодически.
Освоение Урала и Сибири
Середина XIY в. - основное направление внешней политики - восточное, так как там русские феодалы стремились получить новые земли, а купцы — торговый путь по Волге. Царь также рассчитывал на доходы от дани с народов 11оволжья. 1551 г. - подготовка к походу. Май -июнь 1551 г. - за 4 недели у р. Сваяга на Волге (30 км. от Казани) была построена деревянная крепость - Свияжск. Руководитель строительства -фортификатор дьяк Иван Григорьевич Выродков. Август 1552 г. - начало Казанской осады. Численность русского войска - 150 тыс. человек, 150 орудий. Сентябрь 1552 г. — подземным изрывом была разрушена часть городской стены и 2 сентября 1552 г. Казань была взята.
Присоединение Астраханского ханства. 1556 г. - без боя сдалась Астрахань. После этого Ногайская орда (Северный Прикаспий и Приуралье) признала вассальную зависимость от России.
В 1557 г. присоединилась Башкирия. Эти успехи на восточном направлении благотворно сказались на внешнеполитическом положении страны: были ограничены возможности для агрессии Крымского ханства и его покровителя - Османской имггерии, а также возрос престиж России на Кавказе (некоторые из черкесских, кабардинских и дагестанских князей приняли российское подданство).
Присоединение Западной Сибири. В 60-е гг. XYI в. хан Сибирского ханства (Западная Сибирь) Едигей признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум вступил с ней в борьбу. Встала задача присоединения Сибири. 1581 — 1582 гг. — состоявший на службе у сольвычегодских солепромышленников Строгановых казачий атаман Нрмак с отрядом в 600 человек пошел в поход на Кумача, разбил его и взял столицу Кашлык. Сибирь вошла в состав России.
Продвижение русских по Сибири осуществлялось двумя путями. 11ервый пролегал вдоль северных морей. 1648 г. - казак Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Второй пугь пролегал вдоль южных границ Сибири. 1645 г. — Василий Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю, вернувшись в 1564 г. в Якутск. Середина XVII в. — завоевание Хабаровым «землиц» по Амуру. Создание в Сибири опорных пунктов - острогов. После завоеваний Сибири основной формой эксплуатации местного населения был ясак (дань пушным зверем). Конец XVII в. — численность русского населения Сибири - 150 тыс. человек. Земледельческое население Сибири рекрутировалось из принудительно переселяемых правительством крестьян, в результате народной колонизации.
Итоги восхождения Сибири в Россию. 1. Контакт русских крестьян с местным населением способствовал усвоению последними более развитых форм производства. 2. Прекратились распри как внугри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшие экономические ресурсы каждого из них.