Часть I. Глава 1.Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Глава 1.Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина ....... 9
1.1. Предмет теории коммуникации .............................. 9
1.2. Законы и категории теории коммуникации .................. 21
1.3. Методы и функции теории коммуникации ................... 31
1.4. Антропосоциогенез и социальная коммуникация............. 43
1.5. Коммуникативная компетентность в системе
профессиональной подготовки специалиста ................. 56
Выводы................................................................ 60
Контрольные вопросы ................................................. 61
Литература ......................................................... 61
Глава2. Истоки и основные этапы развития теории
коммуникации ............................................. 63
2.1. Проблемы коммуникации в истории
социально-философской мысли ............................. 63
2.2. Современные концепции коммуникации .................... 91
2.3. Теории массовой коммуникации ........................... 116
Выводы............................................................. 123
Контрольные вопросы ................................................ 124
Литература ........................................................ 124
Глава 3.Коммуникационный процесс .............................. 126
3.1. Структурные модели коммуникации ........................ 126
3.2. Основные элементы коммуникационного процесса ......... 139
3.3. Коммуникативные барьеры ................................ 150
Выводы............................................................. 161
Контрольные вопросы ................................................ 161
Литература ......................................................... 162
Часть II
ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ
Глава 4.Вербальная коммуникация ................................. 165
4.1. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика ............ 165
4.2. Средства коммуникации. Место естественного языка
среди других знаковых систем ............................. 175
4.3. Соотношение «язык — речь». Речевое общение
как способ коммуникации. Функции речи................... 180
4.4. Речь как способ передачи информации..................... 184
Выводы............................................................. 191
Контрольные вопросы ................................................ 191
Литература ........................................................ 192
Глава 5.Формы речевой коммуникации ............................. 193
5.1. Диалог..............,............;.,..............V.;..... 193
5.2. Монолог.........................................',........ 199
5.3. Спор как разновидность речевой коммуникации ............ 202
5.4. Стратегия и тактика аргументации ......................... 206
Выводы............................................................. 220
Контрольные вопросы ................................................ 221
Литература ........................................................ 223
Глава 6.Устноречевая коммуникация............................... 224
6.1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой
коммуникации ............................................ 224
6.2. Виды устноречевой коммуникации ......................... 230
6.3. Умение говорить.......................................... 235
6.4. Умение слушать ........................................... 239
6.5. Обратная связь в говорении и слушании..................... 247
6.6. Применение умений говорения и слушания
для повышения эффективности коммуникации ............. 254
Выводы............................................................. 257
Контрольные вопросы .......................................;........ 258
Литература ........................................................ 258
Глава7. Письменноречевая коммуникация ......................... 260
7.1. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды
и функции ................................................ 260
7.2. Навыки и умения письма и чтения ......................... 270
7.3. Речевое воздействие письменной информации ............. 281
7.4. Типы фиксации письменноречевых произведений.......... 284
7.5. Реализация синтеза речевых умений разных видов
в учебно-научной и профессиональной коммуникации ...... 288
Выводы............................................................. 293
Контрольные вопросы ................................................ 293
Литература ........................................................ 294
Оглавление |
Оглавление |
Глава8. Невербальная коммуникация .............................. 295
8.1. Сравнение вербальной и невербальной коммуникаций ...... 295
8.2. Пара- и экстралингвистические особенности
невербальной коммуникации............................... 302
8.3." Мимика и взгляд .......................................... 308
8.4. Жесты.................................................... 315
8.5. Организация пространства и времени
коммуникативного процесса ............................... 320
8.6. Позы и походка ........................................... 325
8.7. Контакт глаз .............................................. 329
Выводы. ........................................•••...•••••••••••••• 333
Контрольные вопросы ................................................ 334
Литература ........................................................ 334
Часть III