Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.
Исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах — гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. Человек — независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного внешнего (государственного, церковного и т.д.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. К основным принципам классического либерализма относятся:
- идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория «общественного договора»);
- концепция «гражданского общества» как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию — государство: при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом);
- концепция «правового государства», базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
- идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
- отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
- признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
- признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни — политической, социальной, культурной, религиозной и пр.
Следование базовым принципам либерализма ведет к резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставит либерализм с его требованием свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.
Главный конкурент либерального мышления — идеология консерватизма. Это направление идеологической мысли чаше всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме — обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное.
Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, определенной отмеченности Богом. Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определенную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требованием всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «органическую целостность» государства, нации и т.д.
Общим итогом такого подхода является убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в историческом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.
Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются — но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции развиваются по рациональным планам, на самом же деле они представляют собой обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно.
Основными принципами консервативной идеологии являются:
· признание ограниченности возможностей рационального постижения, а также проектирования и переустройства политической жизни;
· социально-политический органицизм;
· неизбежность и оправданность социального неравенства;
· упор на традиции, религию, мораль как главные «несущие конструкции» социально-политической системы;
· необходимость «сильного» государства, способного поддерживать и защищать сложившийся социальный порядок.
Возникшая как антипод либерализма консервативная идеология нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, — потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. И поскольку потребность эта постоянна, то консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со своими собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения.
Основным противником консерватизма и либерализма является социалистическая идеология. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Это учение претендовало на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества).
Маркс и Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели:
· социалистическая революция,
· диктатура пролетариата,
· установление общественной собственности на средства производства.
Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение — дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса.
Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого «реального социализма» заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии. Одним из главных недостатков идеологии можно считать растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и, как следствие, игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество. Но все эти отрицательные моменты лишь следствие неверного решения исходной, базовой проблемы — соотношения планово-централизованного и рыночно-саморегулирующегося начала в общественной жизни.[3] Выбор планово-централизованной экономики влечет за собой необходимость столь же централизованной, жесткой политической власти. Последняя неизбежно скатывается в тоталитаризм, а в нем, в свою очередь, возможна только одна, разумеется «единственно верная» идеология.
Все они имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.
Таковы в целом предполагаемые отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма. Идеологии либерализма, консерватизма и социализма имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.
Заключение
Личность — одновременно и субъект, и объект политики. Одни люди проявляют больше политическую активность, другие — меньше, а третьи вообще стараются «уйти» подальше от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение, и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти.
Современная социальная и политическая реальность в России с точки зрения участия личности в политике характеризуется множеством политических партий, движений, элит, лидеров. Создано впечатление, что в обществе сложились самый широкий и подлинный демократизм и свободные СМИ. Однако при более серьезном подходе обнаруживается, что многие политические лидеры и элиты оказываются таковыми лишь номинально. В действительности за ними во многих случаях стоят небольшие группы интересов в различных сферах общественной жизни.
Поэтому сегодня перед государством стоят не только экономические и политические задачи, но и психолого-политические проблемы. Государство на деле должно показать, что способно служить интересам всего общества и отдельной личности, что оно заинтересовано в развитии политической активности личности, в превращении человека из объекта политики в её главный субъект.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37754
Список используемой литературы
1. Политология: учебник для вузов /Под ред. В.К. Батурина – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012 г.
2.
3. Политология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Политология: Словарь-справочник/ М.А. Василик, М.С. Вершинин, Л.Д. Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
5. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
6. Щеглов И.А. Политическая социализация: теория и методология проблемы. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007
7. http://top.rbc.ru/politics/ - электронный портал РБК - Политика
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37754
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37754